История легендарной английской команды "Atomic Rooster" неразрывно связана с жизнью и деятельностью Винсента Крейна (Vincent Crane). Музыканта, не гнавшегося за успехом. Музыканта сохранившего целостность своего творчества. Музыканта с Большой буквы. Его имя могло стоять в одном ряду с такими признанными мастерами клавишных инструментов как Рик Уэйкман (Rick Wakeman) и Кит Эмерсон (Keith Emerson). Но Его музыка известна и почитаема лишь узким кругом поклонников, так как его творчество никогда не было продуктом массовой культуры.
Первые шаги в области музыкального образования Винсент Крейн (род. 25 мая 1943 года) получил в лондонском Trinity College of Music. На протяжении первых трех лет обучения Винсент поучаствовал в нескольких интересных ансамблях. В некоторых из них он познакомился с будущими звездами английского блюзового бума конца 60х годов. В "J.C. And The Machine" он сотрудничал с Джоном Макви (John McVie), а в "The Word Engine" встретил самого Пита Брауна (Pete Brown), незаурядного музыканта и превосходного поэта. В 1963 году состоялось первое профессиональное выступление Винсента в знаменитом Marquee Club со своей собственной командой "Vincent Crane Band".
Следующие несколько лет прошли в постоянном совершенствовании мастерства нашего героя, причем происходило своеобразное обучение, как правило, на сцене. В 1966 году Винсент знакомится с человеком, который во многом определил его будущий стиль и направление. Великий и ужасный, God of Hellfire, гений и злодей в одном лице - приветствуйте, Артур Браун (Arthur Brown). Музыкант ставший олицетворением психоделической сцены Англии конца 60х годов. И правой рукой лидера "Crazy World Of Arthur Brown" на протяжении первых трех лет был именно Крейн.
"Crazy World Of Arthur Brown", с присущим только им импровизационным и неестественным мастерством, очень скоро стали главной достопримечательностью лондонской сцены и прописались в ныне легендарном психоделик-клубе UFO. Чарльз Фокс (Charles Fox) из "The New Statesmen" писал: " Он (Артур Браун) был близок традициям выходившим далеко за рамки ожидаемого в Music Hall, он творил театральное действо на сцене…" Винсент был призван обеспечить бесподобную музыкальную структуру шоу Артура. Уважение в самых широких музыкальных кругах привело к скорому подписанию контракта на запись пластинки. Первый сингл Fire (написанный Артуром в соавторстве с Крейном, как и большинство материала с дебютного альбома) стал интернациональным хитом, возглавив национальный хит-парад и добравшийся до 2ой позиции в США. Винсент позже вспоминал: "Артур был соул певцом. Но на сцене мы устраивали самое настоящее психоделическое шоу…"
Непрерывные гастроли по США (в поддержку таких команд как "Doors", "Jefferson Airplane") кроме увеличения числа поклонников привели к тому, что команда потеряла (правда на время) одного из самых важных участников. Психическое расстройство, вызванное в первую очередь напряженным концертным графиком, привело к тому, что Винсент оказался в психиатрической лечебнице Banstead (пессимистический взгляд на мир и в частности воспоминания об этом месте часто будут проявляться в ранней лирике "Atomic Rooster", особенно в таких композициях как Winter, Breakthrough и, конечно, Banstead).
Вернувшись в группу в октябре 1968 года (его временно заменял Пит Солли (Pete Solley), будущий участник "Snafu", так же записывался с "Procol Harum" в 1977-м году) Винсент встретил нового участника "Crazy World Of Arthur Brown" барабанщика Карла Палмера (Carl Palmer), с которым он близко сошелся и теперь команда приобрела еще более целостный вид. Каждый из музыкантов непомерно уважал и понимал друг друга. Но после года концертных выступлений два молодых дарования столкнулись с дилеммой - как развиваться дальше, если рамки музыкального направления группы определяет только один человек. Так летом 1969 года Палмер и Крейн решили двинуться в сольное плавание.
Вернувшись на Родину в пятницу 13-го (это событие нашло отражение в первом сингле новоиспеченной команды Friday the 13th) музыканты сразу приступили к поискам бас гитариста. Казалось с появлением в составе Грега Ридли (Greg Ridley) из "Spooky Tooth" группа обрела окончательные черты, но на горизонте появился Стив Марриот (Steve Marriot) со своей новой идеей "Humble Pie" и Грег упорхнул туда. После двух недель непрерывного поиска наши герои остановили свой выбор на молодом, но уже чертовски опытном Нике Грэхеме (Nick Graham), который, кроме того, что мастерски владел басом был отменным вокалистом и неплохо управлялся с флейтой. Подписав в начале 1970 года контракт с B&C группа в очень короткие сроки подготовила материал для первого альбома, который моментально попал в национальный TOP 50.
Дебютная пластинка продемонстрировала необычную и притягательную музыку, построенную, казалось бы, на четких мелодиях, но наполненных великолепными импровизациями всех членов группы. Особенно выделялись And so to bed, уже упомянутая Friday the 13th и элегантно-печальная Winter. Но потрясла музыкальную общественность кавер-версия композиции Джона Мэйолла Broken wings с его ПОЛНОСТЬЮ сольного альбома Blues Alone 1967 года. Изначально блюзовая баллада со скудной аранжировкой превратилась в эпическую джазовую пьесу с шикарной медной секцией, надрывным вокалом и незабываемым хаммондом во главе. Первое выступление "Atomic Rooster" (название музыканты позаимствовали со слов участника американской группы "Rhinoceros", который, будучи под кайфом, повстречал персонажа и озаглавил его столь оригинальным образом) состоялось в лондонском Lyceum, где на разогреве выступала тогда еще малоизвестная команда "Deep Purple".
Практически сразу после выхода пластинки наметилась в дальнейшем постоянная болезнь "Атомного петуха" - нестабильность состава. Ник Грэхем покинул ансамбль и присоединился к "Skin Alley", с которыми и записал три пластинки. Позже он был замечен как автор ряда хитов для разных знаменитостей (в частности написал The Flame для "Cheap Trick", попавший на вершину хит парада). А в "Atomic Rooster" с уходом Грэхема справились очень своеобразным способом. Еще до ухода последнего появилась идея пригласить гитариста (к тому же подвернулась отличная кандидатура), так как музыка группы становилась все более тяжелой и одним хаммондом издавать вязкие рифы стало проблематично. Более того, музыканты пошли на беспрецедентный поступок для начала 70-х годов. К еще не вышедшему в штатах дебютнику решено было дописать партии гитар. Участи этой подверглись лишь четыре их восьми песен, но так как на CD был издан именно американский вариант, то сравнивать не с чем. Поэтому остается лишь довериться вкусу Крейна и Палмера.
Новым участником "Atomic Rooster" стал бывший лидер коллектива тяжелого психоделик-рока "Andromeda" Джон Кэнн (John Cann a.k.a. John Du Cann). Его гитара прекрасно вписалась в саунд группы. Мрачные рифы и грустные соло как нельзя лучше дополняли пессимистическую лирику Крейна и соревновались в безысходности с его клавишными (с этого времени Винсент стал еще и басистом, исполняя партии этого инструмента на педалях своего хаммонда). Но этот (возможно, лучший и самый перспективный) состав (Крейн, Палмер, Кэнн) просуществовал еще меньше предыдущего, так как неусидчивый виртуоз ударных инструментов принял предложение другого клавишного "Хендрикса" Кита Эмерсона и вошел в группу отчасти имени себя. Позже Карл вспоминал: "Когда я только начал работать с "Atomic Rooster" я осознал, что трио - идеальный для меня формат группы на тот момент. "Atomic" дал мне возможность попрактиковаться, но я хотел двигаться дальше…" Этот состав предпочитал концертные выступления работе в студии, поэтому сейчас услышать столь оригинальное трио можно лишь на раритете "Live and Raw", вышедшим в 90-х на Angel Air records просто непростительно малым тиражом. На нем появилась пара неизданных ранее вещей.
Временной заменой Палмера стал Рик Парнел (Rick Parnell), сын легендарного джазового барабанщика Джека Парнела (Jack Parnell). Будучи еще молодым драммером, он успел съездить в турне по США в составе группы самого Энгелберта Хампендирка (Engelbert Humperdink). Видимо испугавшись возможных разговоров о смене стилистики (в те времена сотрудничество рокеров с джазменами как-то не поощрялось) или же по настоянию Кэнна его вскоре заменил 18-летний Пол Хэммонд (Paul Hammond), ранее игравший в FARM. Укомплектовав ряды группы в декабре 1970 года, "Atomic Rooster" выпустил свой самый нашумевший сингл Tomorrow night, с вызывающим текстом и агрессивной музыкой. Хит продержался в национальном TOP 10 шесть недель. А в январе появился "Death Walks Behind You", альбом, который многие специалисты определили как great lost of hard'n'heavy.
Вторая пластинка кардинально отличалась от своего предшественника. По приходу в группу Кэнн занял в ней далеко не последнее место, что и сказалось на саунде. Вся тяжесть его "Андромеды" влилась в прогрессивный рок по-крейновски. Композиции содержали брутальные рифы (Seven streets, Sleeping for years), которым бы позавидовали "Black Sabbath", мрачные тексты (Death walks behind you) могли соперничать с лирикой "Black Widow", ну а исполнительское мастерство лишь подтверждалось двумя потрясающими инструментальными пьесами Винсента Vug и Gershatzer. Альбом попал в американский хит парад (TOP 100), а в Англии добрался до 12ой позиции.
Успех закрепил еще более удачный сингл Devil's answer (автор Кэнн, TOP 4). Казалось группа была на вершине - четкое определение стилистики привлекло новых, постоянных фанов (сатанинские истории были популярны во все времена), огромные продажи альбома, аншлаги на концертах… Чтобы облегчить роль Кэнна в состав был введен свободный вокалист Пит Френч (Pete French), претерпевший неудачу со своим "блэкушным" квинтетом "Leaf Hound" и придавший своим голосом музыке еще большую дикость и резкость... Продолжи они в этом направлении, сейчас бы вместо "Sabbath" могли бы быть совсем другие герои.
Но Винсент, который очень тяготился ролью "проповедника зла" (да, его тексты были далеко не веселые, но он писал о личных, душевных переживаниях, о дьяволах внутри него, а не сказки про ведьм), оставаясь лидером коллектива, предпринял все, чтобы на следующей пластинке музыка была не такая мрачная. Кстати, в это время он нашел время погостить на дебютном лонгплее Рори Галлахера (Rory Gallagher), с которым был в очень хороших отношениях.
Запись третьей пластинки проходила в сложных условиях, так как гастрольные графики казались бесконечными (выступали они тогда вместе с "The Who"). Но все же в 1971-м году "In Hearing of Atomic Rooster" увидел свет. По количеству продаж он явно уступал предшественнику, добрался лишь до TOP 20, но явил собой качественно иной уровень развития группы, как творческой единицы, и Крейна, как прогрессирующего композитора. Образно говоря, он собрал в себе основные моменты своих предшественников. Лучшие образцы прогрессивного рока (Breakthrough, A spoonful of bromide helps the pulse go down), отсылающие нас к композициям с дебютного диска, прекрасно сочетались с хард-энд-хэви высшей пробы (Break the ice, Head in the sky - обе словно потерянные треки с Death walks behind you и единственные песни написанные Кэнном). Одновременно с этим появилось и новое направление - едкий замес из фанка, соул и ритм энд блюза (The rock, The price). В тот год вышли такие эпохальные работы как талловский "Aqualung" и цеппелиновский "Untitled" (имеется в виду 4-й альбом), описываемый релиз может с гордостью стоять в одном с ними ряду.
Изменение стилистики, конечно, порадовало Крейна, но озадачило Кэнна. Будучи самостоятельной и независимой творческой личностью он посчитал, что лучше покинуть группу, а за одно и прихватить с собой Пола Хэммонда. В 1972-м году они вместе с басистом Джоном Густафсоном (John Gustafson) и певцом Элом Шо (Al Shaw) собрали группу "Daemon", которая после одного альбома и ухода вокалиста превратилась в "Hard Stuff". Прописались они на Purple records и выпустили две интересные пластинки, которые остались незамеченными.
Винсенту пришлось в срочном порядке реформировать группу, так как на носу было американское турне. За барабаны сел уже знакомый нам Рик Парнел, а Кэнна заменил (надо сказать, очень не равноценно) Стив Болтон (Steve Bolton). Но по окончании гастролей Пит Френч решил присоединиться к "Cactus" для записи их Ol'n'Sweaty. Теперь же Крейна не сдерживали никакие предрассудки перед хард-роком (последний любитель этого стиля ушел из группы) и у микрофона встал Крис Фарлоу (Chris Farlowe), человек чье имя никак не сочеталось с тяжелым роком.
Записанный в этом составе "Made in England" представил слушателям уникальное слияние двух непохожих друг на друга стилей - исконно американский соул и традиционно английский вариант прогрессивного рока. Главным украшением творения стали музыкальные находки Крейна и неподражаемый вокал Фарлоу. Особенно интересно звучали следующие номера - Time takes my life (c типично крейновской лирикой), Little bit of inner air (доказавшая вокальные и композиторские способности Парнела), убойный инстументал Breathless и будущий гвоздь концертной программы All in satan's name (никак Винсенту не удавалось уйти от этой стороны его жизни).
Несмотря на спад популярности именно в этот период деятельность "Atomic Rooster" была наиболее плодотворной: огромное количество концертов (на пластинках чаще всего представлен именно этот состав), скорый выход новой студийной работы "Nice And Greasy" (Болтона заменил Джон "Мандала" Гудсол (John "Mandala" Goodsall) с более блюзовой техникой игры на гитаре). Кроме оригинальной обработки Friday the 13th, превратившейся в Save me, и красивых партий джазово-блюзового фортепиано ничего примечательного там не было. Хотя два очередных инструментала Винсента Moods и убойная Ear in the snow напоминали о славном прошлом команды. Но отсутствие коммерческого успеха равносильного былому привело к расторжению контракта со звукозаписывающей компанией.
Последний всплеск творческой активности наступил в 1974-м году, когда под вывеской "Vincent Crane's Atomic Rooster" появился сингл Tell your story, sing your song. Оставшись незамеченным с очередным проектом, Крейн распустил группу.
Но прекращение работы с "Atomic Rooster" лишь разнообразило активность Винсента, и на притяжении второй половины 70-х годов он работал в самых разных направлениях. Женившись во второй раз, Крейн поддался увлечению своей новой супруги и начал активно работать с различными театральными режиссерами. Среди некоторых его работ стоит выделить музыку для постановки Дракулы в Shaftesbury Theater, а также участие в работе над следующими пьесами - Ghost train, Stevie и некоторыми другими. Приблизительно в это же время произошла встреча старых друзей, заголовок к которой мог бы звучать так - Артур и Винсент, 10 лет спустя. В 1977-м году Крейн помог ему в записи Chrisholm in my blossom, очень неоднозначного альбома God of Hellfire. Но и после работы над ним старые друзья старались не упускать друг друга из вида.
В 1979-м началось долгожданное возвращение Винсента в мир музыкального шоу бизнеса. Катализатором процесса выступило предложение Брауна о совместном проекте, плюс интерес немецких компаний и поддержка со стороны Клауса Шульца, который согласился предоставить свою студию. Но дадим слово, пожалуй, главному зачинщику проекта: "С тех пор как я впервые услышал "Crazy World Of Arthur Brown" Артур всегда оставался для меня самым очаровательным певцом. Встретив его в 1976-м году, мы даже обсуждали возможность совместных выступлений. Но довольно неожиданно для меня он уехал в Африку. И когда же в 1979-м году он внезапно появился в Германии, я не мог упустить такой шанс. Мне как раз требовался вокалист для записи Dune. Скоро он привлек к нашему сотрудничеству Винсента Крейна, которого я всегда считал самым диким исполнителем на клавишных инструментах. А когда я услышал наброски для их совместного проекта, то сразу же предложил свои услуги как продюсера. Результат получился действительно оригинальным. Ни один из них не потерял и капли своего таланта. Это именно то, что я чувствую, слушая эту запись."
Следующим шагом стало вполне логичное воссоединение с другим старым-добрым партнером - Джоном Кэнном. Многие представители NWOBHM рассматривали "Atomic Rooster" как славных начинателей сего жанра (учитывая, конечно, Death walks behind you). Контракт с EMI не заставил себя долго ждать и, усадив за барабаны Престона Хеймана (Preston Heyman), наши герои выпустили сингл Do you know who's looking for you? и альбом "Atomic Rooster" (не путать с дебютом). Лидером выступил Кэнн, который написал большую часть материала, что и сказалось на звуке - музыканты продолжили изыскания на почве тяжелого рока. Перед начавшимся турне Хеймана сменил легенда британского рока Джинджер Бейкер (Ginger Baker), но после окончания гастролей в группу вернулся Пол Хэммонд. Так произошло сенсационное воссоединение третьего и самого успешного (в коммерческом, разумеется, плане) состава. Последовал выход двух синглов - концертного варианта Play it again и новой композиции End of the day. Но после грандиозного выступления на Reading Festival Кэнн неожиданно для всех покидает "Atomic Rooster". Оставшиеся концерты по Германии и Италии прошли с помощью Берни Торма (Bernie Torme - guitar).
Теперь у руля коллектива Крейн оказался вновь в одиночестве. И вышедший в 1983-м году "Headline News" отличался от предшественника также, как, скажем, Death walks behind you от Made in England. Музыка стала клавишно-ориентированной, а вокальные партии исполнил сам Винсент. Альбом остался незамеченным, но в целом это была очень сильная работа в стиле арт-рок (в записи пластинки принял гостевое участие Дэвид Гилмор (David Gilmour)). Несмотря на то, что в некоторых композициях отчетливо слышатся нотки раннего "Атомика" (Machine, Carnival), маэстро нашел новое напраление, которое могло бы стать для него пропуском в новое десятилетие. Особенно ярко и новаторски звучали следующие шедевры - Headline news, Metal minds и зачаровывающая Dance of death. После короткого турне по Германии Крейн в очередной раз распустил группу, но как он тогда думал лишь на время.
В конце 1983-го и начале 1984 г. Винсент принял участие в проекте "Katmandu" вместе со старыми друзьями Питером Грином (Peter Green) и Рэем Дорсетом (Ray Dorset). На самом деле в тот момент каждый из музыкантов переживали тяжелый период своей жизни (хуже всех было однозначно Питеру), поэтому при записи они попытались получить удовольствие от музыки, подурачиться, вспомнить молодость, так сказать. А собственно альбом A case for the blues представил не целостное произведение, а сборник, так называемых, outtakes. Хотя композиция Sweet sixteen Крейна звучала довольно свежо.
В 1985-м году Винсент вступил как участник "Dexy's Midnight Runners", поучаствовал в записи их пластинки Don't stand me down, даже съездил в турне по Италии и Великобритании, но распад команды в начале 1987 года прервал и эту главу жизни маэстро. И буквально по выходу из этой группы Крейн загорелся идеей реформировать "Atomic Rooster"…
Серьезные психологические проблемы преследовали его еще с конца 60х годов (вспомним историю 1968 года в "Crazy World Of Arthur Brown") и последние два года жизни он провел в борьбе со своими внутренними демонами. А 14 февраля 1989 года, в день святого Валентина, Винсент Крейн покончил жизнь самоубийством.
Закончить статью хотелось бы словами Пола Грина (Paul A. Green), близкого друга и понимающего почитателя творчества: "Бурный ритм его жизни причинил много боли как ему самому, так и его близким - особенно, Джэн, его второй жене и Тому и Рене, его родителям. Они отдали ему все, что было у них. Он дал им все, что мог... Мы можем лишь предполагать во что развился бы его талант, если бы не преследующие его демоны... Но одно совершенно очевидно - его нам очень не хватает".
|