"Let There Be Rock" - четвертый альбом австралийской хард-рок группы AC/DC, выпущенный в марте 1977 года фирмой Albert Productions в Австралии, а международные издания компания Atlantic Records начала осуществлять выпуск позже: в июне в США, в августе в Германии, только в октябре в Великобритании и т.д.
В декабре 1976 года AC/DC вернулись домой в Австралию после 8-месячного отсутствия, и на местных гастролях их встречали повсюду как героев-завоевателей. Отдохнув на рождественских каникулах, в январе - начале февраля 1977 года группа записала в сиднейской Albert Studio свой четвертый альбом Let There Be Rock. Потом дали несколько концертов в Сиднее, Мельбурне и Аделаиде и улетели в Европу, где с 18 февраля совершили турне по Великобритании. Сразу после этого поехали в турне по Европе на разогреве у Black Sabbath, и многие свидетельствовали тогда, что выступления AC/DC проходили гораздо круче и драйвовее, чем у Black Sabbath. Как-то раз между басистом Black Sabbath Гизером Батлером и Малкольмом Янгом вспыхнула ссора, AC/DC немедленно прогнали, и они вернулись в Лондон.
Let There Be Rock - последний альбом, записанный с изначальным басистом группы Марком Эвансом. Вскоре после записи альбома у Эванса возникли какие-то разногласия (никто не знает какие) с лидер-гитаристом Энгусом Янгом, и басист ушел из группы. Он сам сказал тогда в интервью: "Так будет лучше и для меня, и для группы." На его место пришел опытный басист Клифф Уильямс, и Бон Скотт говорил в интервью 1977 г., что единственной причиной замены Марка на Клиффа было то, что Клифф имел опыт игры на басу на несколько лет больше. Никто из братьев Янг никогда не выдавал подробности разрыва с Эвансом, но генеральный директор Epic Records Ричард Гриффитс, работавший в середине 1970-х гастрольным агентом AC/DC, сказал однажды: "Было ясно, что Марк долго не продержится в группе, потому что он был слишком хороший парень."
Уильямса пригласил менеджер AC/DC Майкл Браунинг, который был знаком с ним ранее. Не прошло и 24 часа с тех пор, как Эванс объявил о своем уходе, как Браунинг связался с Клиффом и вызвал его на прослушивание. Уильямс тут же был принят в группу.
В планах завоевания мира следующей целью AC/DC было завоевание США. Там их знали очень слабо. Единственный выпущенный там альбом был High Voltage британского разлива, то есть скомпонованный из двух первых австралийских альбомов. И в июне планировался выход нового Let There Be Rock. Первое американское турне AC/DC началось летом, а закончилось зимой 1977 года. Они играли там как в маленьких клубах, так и на больших спортивных аренах. Апогеем турне стали нью-йоркские концерты в зале Palladium и в модном тогда клубе CBGB's. В Палладиуме Энгус впервые играл на беспроводной гитаре.
В Британии Let There Be Rock вышел с большой задержкой, аж в октябре 1977 и через месяц достиг 17-го места в британском хит-параде. Американское турне было прервано осенью ради гастролей по Европе и Британии в поддержку вышедшего здесь Let There Be Rock. В отличие от Америки, здесь AC/DC выступали только в качестве хэдлайнеров. Вернувшись в Америку, AC/DC отработали ноябрь-декабрь 1977 на разогреве у Kiss и Rush.
Как и предыдущие альбомы, международные издания Let There Be Rock отличались от родного австралийского. Во-первых, как всегда обложкой. На австралийском издании изображены крупным планом пальцы на гитарном грифе. Как выяснилось, это пальцы гитариста из дружеской AC/DC австралийской хэви-метал группы Buffalo. На международных изданиях на обложку взята фотография с концерта AC/DC, имевшего место 19 марта 1977 года в танцзале Kursaal Ballroom в английском городишке Саутэнд. На международной версии обложки Let There Be Rock впервые появился логотип AC/DC, изобретенный Джерардом Хуэрта. Поздние австралийские издания тоже стали выпускаться с международным вариантом обложки, возможно из-за этого приглянувшегося логотипа. Это был первый случай с альбомом AC/DC, когда автралийскую обложку привели к международному стандарту.
Кроме обложки было небольшое отличие в содержании песен, но не везде. Первые издания Let There Be Rock на виниле не отличались от австралийского списка песен во всех странах, кроме США и Японии, где убрали песню "Crabsody in Blue", поставив вместо нее сокращенный вариант песни "Problem Child" из альбома Dirty Deeds Done Dirt Cheap (1976). В названии "Crabsody in Blue" - каламбур на самую известную композицию американского композитора Джорджа Гершвина Rhapsody in Blue (Рапсодия в блюзовых, то есть грустных тонах). Здесь получается "Крабсодия в грустных тонах", где crab - по-английски вошь. В данной песне имеется в виду особенно неприятный вид этих животных, появляющийся вследствие беспорядочных половых связей. По причине такого грубого сексреализма "Crabsody in Blue" исключена из всех CD-изданий альбома, даже на официальном сайте группы ее нет в списке песен Let There Be Rock.
Этот альбом AC/DC, как и предыдущие, по традиции насыщен насущной проблемой тинейджеров - тематикой сексуальных излишеств, проявляющейся где-то в более, где-то в менее открытой форме. Этой теме в частности посвящена одна из самых популярных песен AC/DC - "Whole Lotta Rosie" - она закрывает альбом. Героиня песни - полная женщина по имени Роузи, местного аборигенского происхождения, с которой по легенде вокалист Бон Скотт переспал в мельбурнском мотеле Freeway Gardens. Восхищаясь ее сексуальной неутомимостью, он перечисляет ее внушительные габариты (42"-39"-56"), а также вес "nineteen stone", что приблизительно равно 120 кг, почему он и называет ее "whole lotta woman" и "whole lotta Rosie", что можно перевести как "целая куча женщины", "целая куча Розы". В Австралии до сих пор "ищут пожарные, ищет милиция, ищут давно, но не могут найти" эту мифическую Розу.
"Whole Lotta Rosie" забирает прежде всего своим гитарным риффом, благодаря которому она стала фактически стандартом хэви-металла и перепевалась с тех пор многими группами, отливающими тяжелый металл. Это одна из самых простейших композиций AC/DC, построенная исключительно на одном риффе и вокале, переплетающихся друг с другом.
Другая песня с альбома, ставшая гимновым номером AC/DC, ее визитной карточкой - это заглавная "Let There Be Rock" (Да будет рок). В названии и далее в тексте песни обыгрывается фраза из библейской книги Бытия, где Бог, творя Вселенную, произносит: Да будет свет.
AC/DC выстраивают версию рок-н-ролльного "Бытия". "Вначале, в 1955-м человек еще ничего не ведал о рок-н-ролле, у черного человека был блюз, у белого - шмальц (schmaltz - словечко из идиша, означающее в английском сентиментальщину в кино или в музыке), и никто не знал, что делать дальше, но Чайковский получил весть (But Tschaikovsky had the news)". Здесь AC/DC обыгрывают фразу из знаменитой песни Чака Берри "Roll Over Beethoven": "Сдавайся, Бетховен, и передай эту новость Чайковскому" (Roll over Beethoven and tell Tchaikowsky the news). Так вот, у AC/DC Чайковский, получив наконец от Бетховена эту "весть", становится наделен силами эдакого демиурга:
Он сказал: да будет звук
И был звук
Да будет свет
И был свет
Да будут ударные
И были ударные
Да будет гитара
И была гитара
Да будет рок
Во втором куплете описывается пришествие эдакого рок-н-ролльного царства, где "по всей земле громыхают славой рок-группы, и становится знаменит человек с гитарой, а бизнесмены обогащаются на нем", а "пятнадцать миллионов пальцев учатся играть"...
С тех пор "Let There Be Rock" стала неотъемлемым номером концертного репертуара AC/DC. На концертах группа включала в песню еще одну часть, не записанную в студии, где Энгус Янг подолгу "отвязывался" и показывал все, что мог сделать на гитаре. Он часто играл в этой части арпеджио, начиная с си-бемоль-мажора и заканчивая ми-мажором. Для продвижения альбома и одноименной песни AC/DC сняли музыкальный клип, где Бон Скотт играет роль священника, вещающего с амвона слова песни, а остальные музыканты - алтарных мальчиков.
В свое время альбом Let There Be Rock не имел особого успеха. В Великобритании поднимался не выше 75-го места, в Штатах и того хуже - до № 154, но позже, после бешенного успеха Back in Black (1980), стал в конце концов дважды платиновым в одних только США и считается классическим для хард-рока, как и все альбомы эры Бона Скотта.
Источник: Oldies But Goldies
|