10CC. Версия Маккартни. Журнал Ровесник, №11, 2002 г.

Журнал "Ровесник", №11, 2002 г.
10СС. ВЕРСИЯ МАККАРТНИ
Листая старые страницы


Сэр Пол утверждает, что единственные наследники The Beatles (в творческом плане, разумеется, по скольку на финансовые лавры «битлов» претендентов предостаточно) - английская группа 10СС.

Сатира и пародия на грани самопародии, ярчайшая мелодия в каждой песне, эффектные аранжировки, тончайшая прорисовка вокальных партий и потрясающая самоуверенность в любом стиле, будь то баллада, блюз или прямолинейный рок-н-ролл, сколько групп подходят под такое описание почерка и манеры? По отдельным компонентам - три («Electric Light Orchestra», «Slade» и «Bee Gees»), сумма же их дает только один правильный ответ: английская группа 10СС. В 70-е и 80-е 10СС были у нас популярны почти как «Wings» Пола Маккартни, а кто помнит их сегодня?

И если сэр Пол память по своей группе содержит в исправности, видимо, с той же целью фирма Universal выпустила сборник 10СС - их тоже не стоит забывать. В 1975-м мистер Маккартни, когда его спросили о правопреемниках «The Beatles», что-то такое бормотал о мелодиях "Slade" и аранжировках "ELO", но вдруг словно очнулся и очень внятно произнес: «10СС - если и есть группа, способная удивлять слушателя в каждой песне, как это умели мы с Джоном, Джорджем и Ринго, так только 10СС. Они прекрасные мелодисты, сильные аранжировщики и очень остроумные люди, - единственный недостаток 10СС, по-моему, заключается в том, что они пишут отдельные песни, и это превосходные песни, но внятные альбомы из них не складываются».

С диагнозом сэра Пола спорить не приходится, да и нет в том необходимости: 10СС еще прежде «Queen» начали исследовать возможности театрального арт-поп/рока (можно сказать, что именно они и стояли у истоков этого сложнейшего стиля) и преуспели как никто, а то, что не получались из суммы их песен концептуальные альбомы, так это не у них одних. И кто сказал, что 10СС ставили перед собой такую задачу?

Активный период группы пришелся на 70-е годы, в меру сдержанно, но всякий раз весьма достойно 10СС представляли свой стиль в 80-е и 90-е, и по сей день их мелодически совершенные и структурно отточенные композиции не имеют себе равных даже среди ближайших конкурентов по цеху. Они были, пожалуй, единственной группой, чей дебютный альбом (1973 год) состоял исключительно из авторского материала без единой кавер-версии, - и их первый британский хит № 1 («Rubber Bullets») также входил в тот диск. Эрик Стюарт - гитара, клавишные, вокал, Грэм Гулдмен - бас-гитара, гитара, Кевин Годли - ударные, перкуссия, вокал, Лол Крим - гитара, клавишные, перкуссия, вокал - это классический состав 10СС, в котором не было ярко выраженного лидера, и в этом смысле они представляют собой весьма редкое сегодня явление: это группа, чьей самой сильной стороной было коллективное творчество выдающихся профессионалов, персональный вклад каждого из которых работал исключительно на общее дело, а не на имидж отдельно взятой личности.

Выпущенный весной этого года сборник 10СС «20th Century Masters - The Millennium Collection: The Best Of 10СС» (Universal Music) буквально и наглядно иллюстрирует слова Маккартни об этой группе: самый сильный альбом 10СС - это сборник, составленный из их лучших вещей разных лет. Можно даже уточнить постулат сэра Пола: любой сборник 10СС интереснее самого сильного их альбома! Данный же составлен из трех абсолютных студийных дисков группы («The Original Soundtrack», 1975, «How Dare You!», 1976, и «Deceptive Bends», 1977), одного не столь очевидного («Bloody Tourists», 1978) и одной «сорокапяточной» композиции «Channel Swimmer», а это означает, что при некоторой спорности двух-трех вещей сборника ни одна песня - включая спорные - слушателя не разочарует. Тем же, кто по привычке оценивает класс исполнителя по его достижениям в хит-парадах и финансовым показателям, следует знать вот что: все студийные и концертные альбомы 10СС имеют в Англии «золото», все сборники - «платину», в том числе и в США. Три сингла группы возглавляли хит-парад Англии, восемь других входили в Тор 10, еще два достигли Тор 20 в Америке, «The Original Soundtrack» и «How Dare You» добирались до 2-го места в Англии, сборник прошлого года «Hits» был в США пятым, все альбомы 10СС, начиная со второго (исключая третий), входили в британский Тор 10. И, в конце концов, все альбомы состоят из песен, - так ли важно, какое впечатление на утонченного слушателя, вроде сэра Пола, производят пластинки, состоящие из отличных песен?


Ксения ПОЛИНА


Оригинал статьи


10CC. Версия Маккартни

Журнал Ровесник, №11, 2002 г.




БИОГРАФИЯ ГРУППЫ 10CC

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ БИОГРАФИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ 10CC

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ 10CC

СБОРНИКИ

ДИСКОГРАФИЯ ПРОЕКТА GODLEY & CREME


Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу


Вернуться в 10 CC

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА