"Deceptive Bends" – пятый альбом английской рок-группы 10cc, вышедший в мае 1977 года на Mercury Records. Это первый альбом после распада оригинального состава группы.
Распад 10cc можно считать неизбежным, поскольку изначально сложившийся квартет состоял из двух разных по характеру активных творческих дуэтов, и даже удивительно, что им удалось сочинять вместе целых три года (и четыре альбома)! Кевина Годли и Лола Крим тянуло в область смелых экспериментов и новаторства, а Эрик Стюарт и Грэм Гоулдман любили стряпать очень мелодичные хитовые композиции. Нельзя сказать, что последние были совсем уж закоснелые попсовики, чуждые новаторству. Их многожанровые выкрутасы критики прозвали арт-роком. Но то, что задумали Годли и Крим вскоре после записи последнего альбома How Dare You! (Как вы смеете!) (1976), Стюарту с Гоулдманом было совсем неинтересно.
Дело в том, что Годли и Крим изобрели еще в 1973 году коробку эффектов для гитары, которую назвали Гизмо (The Gizmo) или даже Гизмотрон (The Gizmotron). Они применяли Гизмо в песне "Old Wild Men" из альбома Sheet Music (Партитура) (1974) и - спорадически - в How Dare You! (1976). Но то были робкие попытки, сделанные на заднем фоне, а изобретателям хотелось испробовать свое Гизмо на полную мощь, дать возможность раскрыться широкой звуковой гамме, которую открывал этот дивайс. Гизмо, по их мнению, заслуживал отдельного проекта, где он должен играть ведущую роль. Когда Стюарт и Гоулдман не поддержали эту затею, Годли и Крим отделились, назвавшись просто Godley & Creme, и сделали то, что хотели. Результатом был тройной (!) концептуальный альбом-пьеса под названием Consequences (Последствия) (1977)
Позже, в 1997 году Годли выразил сожаление об уходе из 10cc: "Поначалу мы достигли с 10cc какой-то договоренности и даже целых три недели вместе работали над тем, что позже вылилось в Consequences... Но материал, с которым мы носились, был бездомным, он не вписывался в 10cc. Кроме того, нас связывали по рукам и ногам гастрольные обязательства 10сс... А мы ощущали себя в то время творческими людьми, которым необходимо предоставить простор для творчества, поэтому мы решили, что было самое время уйти.
К сожалению, группа была недостаточно демократична или разумна в то время, чтобы предоставить нам немного свободы и дать возможность создать этот проект, так что мы были вынуждены уйти, чтобы сделать это. Оглядываясь сейчас в прошлое, я смотрю мы придерживались очень северной трудовой этики приверженности своей группе: один за всех и все за одного. Если б мы мыслили свободнее в то время, группа как корпоративная и творческая единица осознала бы, что для нее скорее полезно, чем вредно, когда два ее участника проводят время в развитии и затем приносят плоды его обратно в общий котел. К сожалению, этого не произошло."
Эрик Стюарт так комментировал распад: "Мне было очень жаль, что они уходили. Но мы тогда просто поссорились. Я считал, что они сходят с ума: они хотели отказаться от всего успешного и большого, к чему мы пришли. Мы добились к тому времени огромного успеха по всему миру, и я полагал, у нас есть все шансы двигаться дальше. Коллективная энергия всех четверых, каждый из которых мог сочинять и каждый мог петь хитовые песни. В рамках одной группы. Я сказал им: вы рехнулись уходить из такой команды! Мы были на таком победном уровне. Тогда Грэм Гоулдман и я задумались: неужели нам теперь называться 5cc? Неужто выбрасывать наше название в мусорный ящик? Ну нет, решили мы - мы будем продолжать называться 10cc, потому что мы - 10cc, мы и есть эта группа. Двое из нас уходят, и это не проблема, но мы-то остаемся и продолжаем."
По воспоминаниям Стюарта: "Для нас это был большой вызов. Нужно было доказать звукозаписывающему миру, что мы не 5cc, как нас стала иронично называть британская пресса. музыка стала проще, прямолинейнее и позитивнее, чем на предыдущих альбомах 10cc. Весь альбом был записан очень быстро... Новые песни играли большую роль в определении нашего будущего курса. Нам также надо было доказать, что мы можем записать хитовый альбом и без Кевина с Лолом... и мы сделали это!"
Годли и Крим даже участвовали на ранней стадии работы над альбомом Deceptive Bends. Оригинальный состав исполнял первую песню альбома "Good Morning Judge" (Доброе утро, судья) еще 21 августа 1976 года на фестивале в Кнебуорте. Кроме того, все четверо записывали в студии песню "People in Love" (Влюбленные люди). Только это была совсем другая композиция под названием "Voodoo Boogie" с очень синкопированной аранжировкой и вокалом Лола Крима. В конце концов, в таком виде ее забраковали, а вскоре после этого Годли и Крим ушли. В альбоме обе эти вещи записаны уже без их участия, с помощью сессионных музыкантов. Ударник Пол Бёргес, уже игравший в 10cc на гастролях в качестве дополнительного барабанщика, стал на сей раз постоянным членом группы.
Альбом, действительно, получился великолепный и слушается на одном дыхании, начиная с заводной первой вещи - "Good Morning Judge" (Доброе утро, судья). 10cc продолжает удивлять своей всеядностью, а главное способностью делать хиты в любом жанре: от крепкого сбитого рока, как в данном случае, до баллад и эксцентричного мюзик-холла. Никуда не делся фирменный юмор 10cc, который проявляется равно как в текстах, так в музыке. Послушайте, например, "Modern Man Blues" (Блюз современного мужчины), где извечный сюжет блюзов, типа "My baby left me" - Моя малышка меня покинула, здесь превращается в фарс, а размеренный блюзовый плач вдруг прерывается бодрым мажорным скачком:
"Она ушла
Я трачу сам все свои деньги!
Она ушла, ушла
Я так рад, что эта женщина ушла!"
Короткая песенка "I Bought a Flat Guitar Tutor" (Я купил самоучитель игры на гитаре) виртуозно построена на каламбурах, где слова песни совпадают с названиями (на английском) звучащих в этот момент аккордов:
[A] I bought A [Ab] flat
[Abdim] Diminished responsibili-[E]-ty
You're de [D9] ninth person to [C] see
To [Bsus] be sus-[B]-pended in a [A7] seventh
[Amaj7] major catastro-[E]-phe
It`s a [Am] minor point but [G] Gee
[G+]Augmented by the [G#+] sharpness of your
[C] See what I'm going through
[A] Eh, to [B] be with [E] you
In A [Ab] flat by the [C] sea
Последняя композиция в трех частях "Feel the Benefit" (Почувствуй преимущество) - шикарное многосложное по своей структуре произведение, где драматизма добавила аранжировка духовыми и струнными инструментами, однако гитарное соло Эрика в конце явно берет верх над всеми инструментами. Особый смак в альбоме имеют переклички, которые время от времени устраивают друг с другом на лидер-гитарах Эрик и Грэм. Эти господа мульти-инструменталисты настоящие виртуозы своего дела.
Альбом записывался в недавно обновленной Strawberry South Studio в городе Доркинг (графство Суррей). По дороге туда на трассе А24 стоял дорожный знак, гласящий DECEPTIVE BENDS, что можно перевести как ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ИЗГИБЫ. Все знают знак "извилистая дорога", он - международного стандарта, а DECEPTIVE BENDS - вероятно изобретение местных гаишников, озабоченных аварийностью данного участка. Речь шла об изгибах дороги, которые действительно имели обманчивый характер - они петляли гораздо круче, чем это кажется на первый взгляд. И если во время не скинуть газ, можно было, не вписавшись в поворот, выехать на встречку. Этот знак действовал на заезжавших сюда лондонских байкеров, как красная тряпка на быка, и служил им сигналом не сбросить скорость, а наоборот разогнаться. Успешное прохождение этих изгибов на максимальной скорости являлось аттестатом мужества и зрелости байкера.
Постоянно встречая этот знак на дороге, музыканты и назвали альбом этой энергичной фразой - Deceptive Bends.
Неудивительно, что после столь эффектного оформления обложки предыдущего альбома How Dare You!, 10cc опять обратились к дизайн-бюро Hipgnosis. По словам главы Хипгнозиса Сторма Торгерсона, они работали над обложкой Deceptive Bends с декабря 1976 по апрель 1977.
В одной из книг про Hipgnosis, процесс работы агенства демонстрируется на примере создания обложки для Deceptive Bends. Отправных данных для создания образа было немного: было известно название альбома, были готовы две песни - "Good Morning Judge" и "The Things We Do For Love" (Что мы делаем ради любви), а также Эрик и Грэм пожелали, чтобы у них был "романтический и позитивный" образ. Имея на руках такие инструкции, Хипгнозис придумали идею с аквалангистами. Изгибы на дороге были вещью слишком очевидной. Надо было обмануть зрителя вещами, которые загибаются, хотя и выглядят прямыми. Идея заключалась в том, что эти изгибы вводят в заблуждение аквалангиста, когда он начинает фантазировать. Изображение аквалангиста, спасшего свою возлюбленную - вот где воплотился романтический и позитивный образ 10cc.
Когда идея созрела в сыром виде, они представили ее группе. Эрику и Грэму концепция понравилась. Эрик хотел только, чтобы вместо пристани была дорога, но как видно Хипгнозисам удалось убедить его ничего не менять. Хотя издатели в США требовали, чтобы на лицевой стороне были лица Грэма и Эрика, ни Хипгнозис, ни музыканты на это не пошли. Это было неприемлемо уже потому что группа уменьшилась в два раза, и ни к чему было выставлять это на переднем плане.
Фотосессия с девушкой в руках аквалангиста оказалась очень длительной и утомительной, поскольку в полной амуниции подводника не так уж легко держать в руках даже сидящих на диете моделей. Кроме того, как это полагается в искусстве фотографии, чтобы найти потом один наилучший кадр, было сделано множество разных кадров, под разными ракурсами, с разными девушками, в разных платьях. Небо, пристань и аквалангисты на заднем фоне были добавлены позже. Кстати, пристань расположена на Темзе в районе Хаммерсмита. В этот же день, на тех же местах был отснят также киноматериал на 35-миллиметровую пленку на случай, если понадобится делать телерекламу.
Когда фотографии были готовы и выбрана одна, встал вопрос о рамке. Нужно найти правильное соотношение между изображением и его рамкой, а также цвет рамки. Первоначально был выбран зеленый. Этот вариант был выведен на принтер, и он не понравился. Тогда цвет изменили на коричневый. Когда запустили окончательный вариант в печать, у одного из принтеров "полетела" какая-то плата, но пришлось удовольствоваться тем, что получилось, потому что время не терпело и надо было отправлять пластинки. Тем не менее, после печати 50 тыс. экз, удалось добиться замены платы на том принтере, только тогда команда Хипгнозиса осталась довольна результатом.
Альбом "Deceptive Bends" имел значительный успех: №3 в Великобритании, №31 в США и породил из себя три хитовых сингла "The Things We Do For Love" (№ 6 брит., № 5 в США), "Good Morning Judge" (№ 5 в Британии и № 69 в США) и "People In Love" (№ 40 в США). Большинство любителей группы покупали пластинку с надеждой, что она будет хотя бы неплохая, а она оказывалась крутая! Многие фаны 10cc включают Deceptive Bends в тройку лучших альбомов группы, наряду с "Sheet Music" (1974 г.) и "How Dare You!" (1976 г.).
|