Все участники этой группы страстно увлекались классическим блюзом и выступали в лондонском клубе "Studio 51", пока их не заметил владелец клуба "Crawdaddy" Джорджо Гомелски, только что упустивший из-под контроля THE ROLLING STONES. На этот раз Гомелски был осмотрительнее и сразу же подписал контракт с "The Yardbirds". Топхэм покинул группу, чтобы продолжить учебу в колледже, и его место занял Эрик Клэптон (30.03.1945), один из самых молодых и техничных инструменталистов страны. В феврале 1964 г. Гомелски предложил демо-ленту группы продюсеру фирмы "Decca Records", но руководство фирмы сочло качество записи неудовлетворительным, и команду приютила "EMI/Columbia". Репертуар ранних "The Yardbirds" составляли классические блюзовые номера Сонни Боя Уильямсона, Джона Ли Хукера, Роберта Джонсона, Билли Боя Арнольда, исполненные задорно и, что было большой редкостью для тогдашней рок-сцены, виртуозно: все музыканты группы были отличными инструменталистами. Фирменным знаком ранних "The Yardbirds" была пронзительная и холодная соло-гитара Клэптона. Однако широкой аудиторией блюз в "чистом" виде (в отличие от ритм-энд-блюза) еще не воспринимался, поэтому хит-парадные достижения "The Yardbirds" были очень скромными: 44-е место песни "Good Morning, Little Schoolgirl" в октябре 1964 г. К этому периоду биографии группы относится забавный эпизод: драматург лорд Тед Уиллис, выступая в Палате лордов, назвал музыку "The Yardbirds" дешевой сладкой заменой культуры, и обиженные блюзмены устроили импровизированный "концерт" под окнами загородного дома их критика.
В декабре 1964 г. вышел дебютный альбом группы; по примеру "The Blues Incorporated" и "Georgie Fame And The Blue Flames он был записан "вживую" в клубе "Marquee" и поэтому назывался "Five Live Yardbirds" (до августа 1966 г. в Англии не вышло ни одного студийного диска группы; американские компиляции из синглов в расчет не принимаются). Акции команды понемногу росли: 24 декабря "The Yardbirds" открывали рождественское шоу в Хаммерсмит-Одеоне, а там выступали лишь лучшие из лучших. Но Эрику Клэптону рост популярности группы очень не нравился - он считал, что слава и деньги портят настоящего блюзмена. Остальные музыканты придерживались иного мнения и заказали Грэхэму Голдмэну песню "For Your Love", которая 20 марта 1965 г. заняла 3-е место в хит-параде. Коммерческий хит, сильно разбавленный клавишными и лишенный яркого гитарного соло, окончательно возмутил Клэптона, и за две недели до успеха "For Your Love" он покинул группу.
"The Yardbirds" пригласили в свои ряды известного сейшнмена Джимми Пейджа, но по его совету остановились на кандидатуре гитариста Джеффа Бека (родился 24 июня 1944 года), с февраля 1964 г. игравшего в "The Tridents". Бек не был таким пуристом, как Клэптон, он живо интересовался как блюзом, так и роком, и поп-музыкой и, что самое главное, не боялся экспериментировать с гитарным саундом. Активно используя новые для тех лет фузз, фидбэк и "квакушку", Бек добился мгновенно узнаваемого звучания, которое определило стилистику "The Yardbirds" на два года вперед. Именно эксперименты Бека заложили основы гитарной техники хэви-блюза, психоделии, хард-рока и нойза; его находки стали классикой и учебником для многих гитарных групп 70-90-х годов.
Под мощным влиянием Бека "The Yardbirds" отошли от канонов классического блюза и начали исполнять довольно странную музыку, в которой мелодичная поп-тема могла неожиданно пересечься с убойным бековским риффом, скрежещущим гитарным соло или почти психоделическим инструментальным переходом. В июне 1965 г. "The Yardbirds" выпустили еще один голдмэновский поп-хит "Heart Full Of Soul" (UK-2/US-9), 2 октября дебютировали в США и стали последними из 15 наиболее успешных групп "британского вторжения" (у "The Yardbirds" было 5 хитов в американском Топ-20 - больше, чем у "The Hollies" и "The Searchers"). Понемногу музыканты стали и сами сочинять песни, две из которых - "Still I'm Sad" (UK-3) и "Shapes Of Things" (UK-3/US-11) - стали стандартами рока. Группа пользовалась стабильным успехом, но конфликты между Беком и остальными все время давали себя знать. В июне 1966 г. из "The Yardbirds" ушел Самуэлл-Смит; два месяца функции басиста выполнял Мик О'Нил, а в августе новым бас-гитаристом стал Джимми Пейдж (родился 9 января 1944 года), впервые сыгравший с "The Yardbirds" в клубе "Marquee" еще 21 июня. Так сложился самый звездный (и самый, надо сказать, сумбурный) состав в истории группы, но он просуществовал, к сожалению, недолго. В начале сентября 1966 г., перед тем как отправиться в трехнедельное британское турне, "The Yardbirds" с Беком и Пейджем снялись в культовом фильме Микеланджело Антониони "Blow-Up", где исполнили жесточайший ритм-энд-блюз "Stroll On", близкий одновременно хэви-блюзу, хард-року и панку. Неуживчивость и капризность Бека заставила Пейджа взять на себя партии ритм-гитары, а на бас переключился Дрейа (в фильме как раз показан момент типичного буйства Бека - разозлившись на барахлящий усилитель, он бьет по нему грифом гитары, а потом топчет гитару ногами).
После неудачных гастролей по США, где группу затмили их американские подражатели "The Count Five", как раз выпустившие свой единственный хит "Psychotic Reaction", Бек ушел из "The Yardbirds", чтобы основать новый проект с Родом Стюартом, Роном Вудом и Эйнсли Данбэром. "The Yardbirds" стали квартетом, а Пейдж - соло-гитаристом. Но рамки группы его уже не удовлетворяли, он экспериментировал с акустической музыкой, блюзом, сочинял новые песни - словом, вынашивал идею "Led Zeppelin". Последний студийный альбом "Little Games" (US-80) получил в США столько отрицательных рецензий, что музыканты запретили его издание в Англии. Распались "The Yardbirds" 7 июля 1968 г. после концерта в городе Лутоне.
Джимми Пейдж получил всемирную известность в составе "Led Zeppelin". Рельф и МакКарти основали арт-роковый "Renaissance". В июне 1983 г. Дрейа, МакКарти и Самуэлл-Смит пригласили вокалиста Джона Фиддлера и основали проект "The Box Of Frogs". 15 января 1992 г. "The Yardbirds" были внесены в Зал Славы Рок-н-ролла.
Вскоре после этого события Дрейа и МакКарти решили собрать новый состав группы и, пригласив американского гитариста Джона Идэна и басиста Рода Демика, дали под названием "The Yardbirds" серию концертов. Затем МакКарти вошел в состав супергруппы "The Yardbirds Experience", где также играли басист Ноэл Реддинг из "The Jimi Hendrix Experience", вокалист "The Nashville Teens" Рэй Филлипс, гитарист "The Creation" Эдди Филлипс и двое участников "The Downliners Sect". В 1996 г. состоялось очередное воссоединение "The Yardbirds". Сейчас группа придерживается "бековского" саунда, так как ее соло-гитарист Джипи Мэйо - большой поклонник Джеффа Бека. "The Yardbirds" активно гастролируют, в частности, 12-29 июля 2000 г. группа провела турне по США.
"The Yardbirds" - одна из интереснейших групп 60-х: в творчестве этой команды вырабатывались такие стили, как ритм-энд-блюз, хэви-блюз, хэви-психоделия и ранний хард-рок. Три великих гитариста - Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж - оттачивали в "The Yardbirds" свое мастерство.
Опубликовано
24.04.2014 г.
|