Известная американская рок-группа «Van Halen» была образована в 1972 году, правда, под другим названием – «Mammoth». Сначала их было трое – два брата Ван Халены и бас-гитарист, имя которого сегодня мало кто помнит. Пончалу Эдвард ванн Хален был и гитаристом, и вокалистом, но в 1973-м году в группу был приглашена будущая рок-звезда Дэвид Ли Рот, отчасти из экономии (Дэвид был владельцем аппаратуры, которому группа платила немалые деньги за её использование), отчасти от того, что Эдди был неважным вокалистом, да и не любил он петь. Тут же группу переменовали в «Van Halen» (потому что с полученной популярностью выяснилось, что группа под именем «Mammoth» уже существует), а ещё через год сменили и бас-гитариста. Им стал Майкл Энтони, который так прекрасно вписался в коллектив, что участвовал в записи всех пластинок группы вплоть до 1998 года, когда «Van Halen» прекратили свою деятельность в связи с наступившим творческим кризисом.
Первая пластинка группы «Van Halen» появилась благодаря Джину Симмонсу, участнику очень известной в 1978 году американской рок-группы «Kiss». Это он принялся раскручивать группу и подыскал для неё и хорошего продюсера, и звукозаписывающую фирму. Фирмой этой была «Уорнер Бразерс», одна из ведущих музыкальных фирм не только США, но и мира. На ней выпускали свои пластинки такие рок-гиганты, как Элис Купер и Род Стюарт. Симмонс поставил на братьев Ван Халенов, и те не подкачали: уже первый диск побил все рекорды популярности, за несколько месяцев став «платиновым». В США статус «платинового» получают альбомы, разошедшиеся тиражом свыше одного миллиона экземпляров. А если учесть, что диск прекрасно раскупался по всему миру, то можно понять, что музыканты только до конца года стали миллионерами, причём каждый!
Следующий диск, который назывался также незатейливо – «Ван Хален–2», оказался более убойным, так как стал «платиновым» всего за два месяца. Тот же самый результат был и у 3-го альбома "Women and Children First", однако альбомы 1981 и 1982 годов ("Fair Warning" и "Diver Down") были коммерчески провальными, хотя музыкальная их ценность была выше, чем предыдущих, причём гораздо. И только в 1983 году группе удалось снова преодолеть «платиновый статус» с альбомом, который назывался «1984».
На этой ноте группа «Van Halen» взяла тайм-аут на два года, во время которого её покинул Дэвид Ли Рот, решивший, что получил достаточный опыт для прекрасной сольной карьеры. Он купил себе прекрасных музыкантов и создал свою собственную группу. Но Эдди Ван Хален и не думал унывать, он договорился с прекрасным поющим гитаристом Сэмми Хагаром, довольно известным в узких музыкальных кругах, но неспособным вырваться на звёздную мировую сцену самостоятельно. Он с удовольствием принял предложение стать вокалистом «Van Halen», и в 1986 году группа разродилась следующим диском - "5150". Нельзя, конечно, сказать, что Сэмми был полноценной заменой Дэвиду, но публика приняла его как родного. Получил свою долю похвал и диск, быстро став «платиновым». Группа отправилась в мировое турне, после чего приступила к записи следующего диска.
Альбомы 1988, 1991 и 1995 годов ("OU812", "For Unlawful Carnal Knowledge" и "Balance") были успешнее один другого. Вершиной творения стал диск «Balance», выпущенный в 1995-м году. Он побил по популярности (как выразился один из фанатов) все творения братьев Ван Халенов вместе взятые. Однако другие фанаты роптали. Одни утверждали, что Сэмми Хагар ни на йоту не соответствует имиджу группы, другие обвиняли Ван Халенов за то, что они ушли в коммерцию, и вся их музыка закончилась ещё в 1981-м году. Возможно, это было не так, но Ван Халены задумались.
Итак, биография группы «Van Halen» подошла к своему логическому завершению. Музыканты достигли, чего хотели, творческие идеи иссякли. Однако Эдди решил рискнуть ещё раз. Он выгнал Сэмми Хагара и взял вокалиста малоизвестной американской группы «Extreme» по имени Гэри Чероне. По голосовым качествам Чероне скорее соответствовал Хагару, а по имеджевым – Дэвиду. Однако и это не спасло группу. Очередная пластинка "Van Halen III", вышедшая в 1998 году, провалилась, а гастроли не собирали былой массы поклонников. В общем, Ван Халены распустили группу и каждый из них занялся, чем бог пошлёт.
Однако не прошло и пяти лет, как Ван Халены не выдержали, и Группа снова собралась в составе с Хагаром. Последовала череда гастролей, но слабым звеном тут оказался басист Энтони. Он часто исчезал с гастролей, мотаясь по своим коммерческим делам, и его приходилось подменять сыну Эдди Ван Халена – Вольфгангу. В 2006-м году Энтони выгнали, за ним удалился и Сэмми. Место вокалиста занял почувствовавший ностальгию по группе Дэвид Ли Рот, а басистом официально стал Вольфганг. В 2012 году группа решила увековечить новый состав новым альбомом - "A Different Kind of Truth". Альбом вышел так себе, к тому же он состоял из заново сыгранных неизданных песен группы 40-летней давности. Однако фурор по поводу выхода нового альбома «Van Halen» был таким мощным, что альбом стал «платиновым» буквально через месяц после релиза.
Подводя итоги музыкальной деятельности группы «Van Halen», можно сказать, что самые интересные свои произведения музыканты создали в период между 1978-м и 1983-м годами, то есть тогда, когда в группе пел Дэвид Ли Рот. Как только Ван Халены и Дэвид разошлись, в творчестве обеих отколовшихся друг от друга «единиц» наступил кризис. И пусть альбомы Рота и новые альбомы Ван Халенов в коммерческом плане были мега-успешными в коммерческом плане – это ни о чём не говорит. Коммерция и творчество – это совершенно разные вещи. Прослушивая альбомы «Van Halen» начиная с 1986 года, можно прекрасно увидеть быстро прогрессирующую музыкальную деградацию. Нет, альбомы с Сэмми Хагаром тоже хороши, но только сами по себе, без сравнения предыдущими альбомами. Из всей «хаггаровской» четвёрки альбомов можно, пожалуй, выделить лишь альбом 1991 года, это самый интересный альбом «пост-ли-ротовского» периода. Однако он гораздо хуже… или нет – гораздо менее интересен, чем любой альбом, записанный до 1984 года с Ли Ротом. Даже самый последний альбом 2012 года, вроде бы он и со старым вокалистом, и песни записаны во время «дозвёздного» периода, но это уже совершенно не то. Нет задора, нет фантазии, нет ничего того, за что истинные фанаты любили музыку группы «Van Halen» в конце 70-х – начале 80-х годов.
Опубликовано: 23 июня 2014 г.
|