URIAH HEEP. ЧАСТЬ 6-Я, И ПОСЛЕДНЯЯ...
Сева Новгородцев. "Рок-посевы" 21 марта 1997 года
Вскоре после увольнения Байрона в июле 1976-го навострил лыжи и басист Джон Уэттон, он собирался записывать свои сольные проекты (читай: в "Хипах" его талант зажимали) и работать с Брайаном Ферри. Позже он вошел в состав группы, или как ее тогда рекламировали - супергруппы - "Asia". Ну, басиста еще, после тщательного отбора нашли, в группу пришел Тревор Болдер - раньше он работал с Дэвидом Боуи, музыка "Uriah Heep" была ему знакома и близка.
Но вот как быть с вокалистом? Это же лицо группы, эмоциональное связующее звено с публикой. Прослушали много народу, в том числе Дэвида Кавердейла, только освободившегося после распада "Deep Purple". Потом вспомнили про Джона Лоутона, который одно время пел в немецкой команде "Друг Люцифера". Принялись его разыскивать и выследили где-то в Германии, привезли в Англию. В смысле внешности немного лысоватый Лоутон был вообще-то не вполне подходящей фигурой, но его сочный блюзовый голос решил дело.
В новом составе осенью 1976 был записан и в начале 1977 вышел альбом "Firefly".
С новым вокалистом "Uriah Heep" поначалу чувствовали себя неуверенно, кроме того - приезжаешь куда-нибудь на гастроли, местные газеты, естественно, пишут. А о чем может журналист написать? Конечно о том, что басист недавно от наркотиков умер, а певца недавно за пьянку уволили, короче "Uriah Heep", чтобы хоть немного уйти в тень поехали тогда на гастроли с американской "Kiss", причем играли на разогреве, в первом отделении. Во, до чего дело дошло.
С Джоном Лоутоном ситуация стабилизировалась и в этом неизменном составе "Uriah Heep" записали еще две пластинки. В конце 1977-го вышел альбом "Innocent Victim" ("Невинная жертва"), ну тот, что со змеиной головой. Особенным успехом пластинка пользовалась в Германии, где разошелся миллион экземпляров, а вот в Англии она даже не вошла в хит-парад. Помните, это был период пост-панка: "Blondie", "Police", "Pretenders", правда и старички иногда наверх выходили: "Led Zeppelin", "Fleetwood Mac".
Ну да ладно. Раз "Uriah Heep" любили в Германии, так туда и ездили на гастроли. Джэрри Брон, доказавший свою продюсерскую незаменимость, снова вернулся за пульт, хотя делил обязанности с Кеном Хензли, позволял тому тоже ручки покрутить. Брона к тому времени влекли уже иные деловые горизонты - у него, скажем, уже была фирма воздушных такси, обслуживавших бизнесменов. Острым чутьем предпринимателя Джэрри Брон уже тогда ощущал будущее крушение своей пластиночной фирмы, хотя внешне дела шли нормально, даже хорошо.
Осенью вышла пластинка "Fallen Angel" ("Падший ангел") и вскоре после этого опять начались проблемы. Кен Хензли не ладил с новым вокалистом, Джоном Лоутоном: споры, ссоры, даже до драки дело доходило. Лоутон на гастроли ездил с женой, а это я вам скажу по своему гастрольному опыту - идея не очень-то... Конечно, быть все время рядом с подругой жизни, делить с ней впечатления и трудности, чувство локтя и бедра - что может быть лучше? Но если жена ездит просто так, не работает, лишена своей сферы деятельности, то она невольно начинает принимать участие в делах мужа, советовать ему, порой очень настоятельно. Со стороны это выглядит как постороннее вмешательство... А для Лоутона - какая же она посторонняя, она же жена ему родная! Короче, после фестиваля в Бельгии с Джоном Лоутоном и, соответственно, его женой пришлось распрощаться.
Беглый взгляд на три последних альбома "Uriah Heep" убеждает нас - основным автором на них был Кен Хензли. Процентов 80 материала идет под его фамилией. Страсти по поводу авторских не унимались, еще и потому, что Хензли своих заработков не скрывал. У него был огромный дом со встроенными студиями, коллекция автомашин, среди них "Феррари" за четверть миллиона, "Роллс-Ройс", короче, по зарплате он был совершенно на другом уровне. Но работали то - вместе, на том же самом уровне! Да и самомнение у Кена было подстать зарплате, высокое. Все это действовало на нервы барабанщику Ли Керслейку, который тоже музыку писал, и считал что его затирают. После скандала, во время которого он обвинил Джэрри Брона в пристрастии к Кену, оставаться в группе Керслейк больше не мог. "Uriah Heep" в который уже раз остались без ударника. На замену Керслейку из группы "Manfred Mann" пришел барабанщик Крис Слейд, а в певцы взяли молоденького музыканта и вокалиста по фамилии Слоуман. В таком вот починенном-залатанном составе в феврале 1980-го был записан альбом "Conquest" ("Завоевание").
На этом альбоме слышно, что Джон Слоуман, как вокалист, в общем, не тянет. Понятно - почему его выбрали: молодой, симпатичный, разносторонний. Кен Хензли голосовал против него, но Джон прошел подавляющим большинством. Хензли, таким образом, досталась роль подавляемого меньшинства, что ему очень не нравилось. Этот последний инцидент наслоился на старые скандалы насчет авторских, короче в конторе Джэрри Брона было собрание, Хензли объяснил свою позицию и заявил, что уходит. После ухода он записал сольный альбом, не очень удачный, некоторое время играл в американской группе "Blackfoot", а потом поселился в США, в Сент-Луисе, устроился на работу в музыкальную фирму, время от времени принимал приглашения на запись. Он, например, записался на пластинке "WASP" "Headless Children" ("Безголовые дети").
В "Uriah Heep" скоро все начало сыпаться и валиться. После серии неудачных концертов ушел вокалист Джон Слоуман, басист Тревор Болдер принял предложение от американской "Wishbone Ash" и тоже откланялся. В конце концов, остался один Мик Бокс, да название группы. Мик заперся в квартире и двое суток беспробудно пил. Потом пришел в себя, оклемался, собрался с мыслями, почитал письма от фанов со всего мира и решил действовать.
Для начала он связался с Керслейком. Тот поработал с Оззи, помог ему создать его "Blizzard Of Ozz" и записать пластинку "Diary Of A Madman" ("Дневник сумасшедшего"), но с него было достаточно, он готов был вернуться. Что он и сделал, причем привел с собой оззиного басиста Боба Дэйзли. На репетиции все трое стали перебирать возможные кандидатуры клавишников. Вспомнили про Джона Синклера, который когда-то гастролировал с "Uriah Heep", играл в первом отделении. Его разыскали, в Лос-Анджелесе.
Теперь очередь была за вокалистом. Питер Гоулби, вокалист группы "Trapeze" ("Трапеция") приходил на прослушивание, когда брали Джона Слоумана - за его кандидатуру, кстати, голосовал Кен Хензли. Хензли не было, но голос его материализовался теперь в Питере Гоулби. В этом составе записали альбом "Abominog", который вышел в марте 1982 года. Играть его сейчас, к сожалению, времени нет.
В следующем, 1983 году в том же составе записали пластинку "Head First" ("Головой вперед"). Басиста Боба Дэйзли опять сманил к себе Оззи, ему на замену вернулся старичок Тревор Болдер, который к тому времени наигрался в "Wishbone Ash". Тут уж Джэрри Брон решил отпустить свои менеджерские вожжи. Дела в фирме "Bronze Records" шли неважно, ее душили долги и вскоре, в июне 1983-го фирма обанкротилась. Закончилось 13-летнее содружество, причем закончилось не самым красивым образом - ликвидация фирмы обошлась в копеечку и самим участникам "Uriah Heep". Группа продолжала гастролировать, расширяя географию поездок. Австралия, Новая Зеландия, Индия. Порой эти бесконечные гастроли начинали казаться поездкой в никуда.
В середине австралийского тура Пит Гоулби потерял голос и решил, что пришло время ему ехать домой. Вслед за ним ушел и органист Джон Синклер, он перешел к Оззи Осборну. После прихода клавишника Фила Ланцона (группы "Sad Cafe", "Sweet") и вокалиста Берни Шоу (группы "Praying Mantis", "Stratus") в "Uriah Heep" устоялся состав, с которым группу увидели в Москве в декабре 1987 года.
Гастроли делал Госконцерт, на рекламу особенно не утруждались - около "Олимпийского" стадиона на щите было намалевано: 'Юрай Хип в Москве'. Билеты были по 4 рубля, на 10 концертах побывало 180 тысяч человек. Тогдашняя советская пресса писала о "Uriah Heep" на удивление много. Из всего опубликованного, по едкому замечанию журнала "Крокодил", можно было сделать три вывода:
1. Все 17 лет своего существования "Хип" только и мечтали приехать в СССР
2. Все 17 лет вся советская общественность только и ждала приезда "Хип"
3. Мик Бокс восхищен игрой разогревающей группы "Земляне", ничего подобного ему слышать не приходилось.
Все 10 концертов в "Олимпийском" были записаны, из этих пленок была собрана пластинка "Live In Moscow", она вышла в 1988 году. Если нашу передачу представить как кино, то в этом месте выходит мускулистый дядька в трусиках и бьет колотушкой по здоровому медному гонгу. Бум-м-м! Прошло десять лет. Произошел распад СССР (он развалился на СС и на СР), кончилось наивное время иллюзий, билеты подорожали в десять тысяч раз. Жизнь стала жестче, но бесконечно интереснее и разнообразней. В серую холстину бытия вплетается теперь больше красочных нитей, одна из которых - несомненно приезд старых друзей отечественного меломана, группы "Uriah Heep". Это мощная машина, настоящий танк на солсберийской равнине. Были в роке и другие, да съездились, а у этой еще моторесурса хватит на всю третью мировую. Таких уж групп больше не делают, так что, если концерт удастся посмотреть, будет что потом рассказывать внукам.
КОНЕЦ СКАЗКИ...
В НАЧАЛО
|