После феноменальных концертов "Look at Yourself", "Magician's Birthday", "Sweet Freedom" поклонники ожидали от находящихся на подъёме хипов многого: и, как выяснилось несколько лет спустя, именно в 1974 году Хип подарили, говоря словами Диккенса,"один день , особенно счастливый" - гениальный альбом "Wonderworld" ("Чудный мир"), подарок, который мало кто смог оценить.
Так как пик популярности Хип приходился на Германию, писать очередной альбом хипы приехали в Мюнхен. Запись самого претенциозного альбома группы началась сразу после рождественских праздников, но праздничного воодушевления, с которым группа всегда начинала новый проект, хватило только до начала очередного приступа "звёздной болезни" Байрона, окончательно завладевшей ослепительным вокалистом. Практически на каждую запись Байрон являлся трезвым ровно настолько, что работать с ним было уже невозможно; Хенсли делал выразительный жест рукой, и всё откладывалось до следующей недели. Запись растянулась на три месяца, что (из-за больших затрат) снизило конкурентоспособность альбома. "Wonderworld", основанный на предельно простой идее создать новую музыку на старой базе, вышел в свет летом 74-го и распродавался, несмотря на всю мощь рекламной кампании, из рук вон плохо. За альбом с помпезным названием "Чудный мир" всерьёз взялись злорадствующие критики, которых сегодня, с высоты прошедших лет, было бы уместнее назвать критиканами. На исходе того несчастного для Хип лета критика добила альбом окончательно, что прямо отразилось на и без того не блестящих итогах продажи диска. Роковой альянс критиков и фанов привёл общественное мнение к скороспелому выводу о том, что хипы записали, оказывается, никудышную музыку! А всего через несколько лет музыкальное направление, впервые разработанное в альбоме "Wonderworld", будет признано поклонниками и критиками одним из самых интересных и перспективных для того времени!
Обложка альбома запечатлела фигуры хипов, застывшие на постаментах в экстазных позах. На развороте - фотография "золотого" состава группы в полный рост: неизменная сигареточка Гари Тэйна (бас-гитара), с которой тот умудрился сняться почти на всех фотографиях; Тэйн удивительно мрачен, он обнажён и закрыт. У Дэвида Байрона (вокал), как обычно, томный, как бы витающий в облаках, взгляд; кипящие на улыбчивых губах усики. Рубаха-парень Мик Бокс (соло-гитара). Душка группы Ли Керслэйк (ударные). И, конечно же, мудрый Кен Хенсли (клавишные).
У альбома "Wonderworld" чрезвычайно помпезное начало - подобного старта нет ни в одном из предыдущих концертов. Такую серьёзную заявку было бы уместнее назвать именем одного из последующих альбомов Хип "High and Mighty" ("Великий и могучий"). Неповторимый звук, потрясающий синтез, чудесный голос Байрона - это композиция "Чудный мир". У титульной песни альбома мог быть только один автор - Кен Хенсли, композитор с волшебным чувством гармонии и звука, вызывающим у слушателя внутренний подъём и желание расправить плечи, ощущение фантастической свободы и любви к ближнему. Как и всё творчество Хенсли, эта песня насыщена нотками трагичности.
"Suicidal Man". В авторах этой композиции впервые все хипы. Скорее всего, недовольство группы, вызванное авторским лидерством Хенсли, не является единственной причиной коллективного сочинительства Хип - такая песня не могла не получиться у такой команды. Она необычная. Она нервная. Она чем-то перекликается с титульной песней более раннего альбома "Look at Yourself": тот же трепетно-волнующий голос, тот же рваный ритм. Совершенно ненормальная игра на барабанах Керслэйка: ударные делают музыку, "вплетая" вуаль дроби и ритма настолько искусно, что трудно понять, где кончается одно и начинается другое.
"The Shadows and the Wind". Автор - Кен Хенсли. Контрастная, выдержанная, характерная для него вещь. Вкрадчивый, кошачий вокал Байрона (в предыдущей или будущей жизни он либо был, либо будет кошкой), бархатный нежный звук органа, мощный, торжествующий, импульсивный припев. В дальнейшем такое "драйвовое" звучание достигло своей вершины в концертах "Return to Fantasy" и "High and Mighty".
"So Tired". Четвёртая вещь наиболее полно отвечает нашим представлениям о качестве ударных в этом своевременно не понятом альбоме. Виртуозностью игра Керслэйка напоминает вязь "Emerson, Lake and Palmer", Керслэйк -просто фантастика!
"The Easy Road". Про пятую композицию можно говорить много или ничего. "Лёгкий путь" - о любителях лёгкой жизни и жизни вообще. Это одна из редких вещей Хип, записанных с симфоническим оркестром; одна из самых близких к настоящей поэзии -неповторимый, прозрачный речитатив этой песни завораживает. Если бы Хенсли не испугался непонимания и отчуждения, то, возможно, Хип порадовали бы поклонников целым альбомом с симфоническим звучанием, и это был бы шедевр. Наверняка! Здесь "оперный" голос Байрона удивительно гармонирует с полифонией симфонического оркестра, а лирика Хенсли просто потрясающа!
"Something or Nothing". В авторах - Бокс, Хенсли, Тэйн. Утяжелённый вариант рок-н-ролла, каковым Хип не гнушались никогда и что всегда удавалось неплохо. Рок-н-ролл в их исполнении имеет мало общего с классическим рок-н-роллом, что лишний раз говорит о том, что родись группа лет на десять раньше, они играли бы, наверное, самый интересный в мире рок-н-ролл. Характерный штрих к портрету "Юрайя Хип".
"I Won't Mind". В сочинении этой композиции также участвовала вся группа. Довольно характерная для Хип вещь, напоминающая, впрочем, более ранние альбомы "Look at Yourself" и "Sweet Freedom". Резкие смены ритма. Исполнение этой композиции подтверждает, что группа прекрасно играет тяжёлый рок.
"We Got We". Органное вступление, совершенно нетипичная гитара Бокса и очень необычный хор с невыделяющимся вокалом Байрона. Раз найденное звучание получило своё развитие в последующем альбоме "Return to Fantasy".
"Dreams". Супершедевр, визитная карточка группы, которую можно поместить куда угодно, в самый "золотой" сборник. Чувствуется влияние альбома "Sweet Freedom", вплоть до некоторых словесных оборотов. Это последняя эпохальная вещь группы. "Сны" - вершина первого периода творчества Хип. В неё вошли лучшие достижения группы к тому времени. Это наиболее волнующая, наиболее интересная вещь альбома, в которой прослеживается связь с "Демонами", "Днём рождения волшебника", "Июльским утром"; и в то же время "Сны" совершенно не похожа на всё это вместе взятое. Неземной финал не могли сыграть обычные люди, в средние века за такую музыку Хип отправили бы на костёр. Окончание песни наступает внезапно, словно музыканты не смогли, не нашли человеческих сил совладать с посетившим их Откровением. В годы, когда серьёзные группы создавали такие многоплановые композиции, как "Дитя во времени" ("Deep Purple"), "Лестница на небеса" ("Led Zeppelin"), "Дом восходящего солнца" ("Animals"), песня "Сны" была бы в этом ряду. Кстати, бледная попытка повторить саунд песни была сделана Хип в 77-ом, когда они последний раз уверенно чувствовали себя, переходя без натуги со стиля на стиль.
В американском издании CD (компакт-диска) "Wonderworld" - неожиданный подарок, дополнительный раритет "What Can I Do" (Бокс, Байрон, Керслэйк). После первого же прослушивания становится понятным, почему продюсер Джерри Брон забраковал эту вещь в 74-ом: место ей в альбоме могло найтись, но только не после "Dreams".
Армии поклонников Хип осталось только сожалеть, что Кен Хенсли и Джерри Брон оказались не настолько проницательны, чтобы предвидеть будущий успех "Чудного мира". Альбом 1975 года с говорящим названием "Return to Fantasy" ("Возвращение к фантазии"), исполненный в ином ключе, потерял значительную часть энергии и свежести нового музыкального стиля "Чудного мира", нервно-импульсивное симфоническое звучание которого не получило развития.
|