Пепел и бриллианты рок-н-ролла
Я давно хожу на концерты рок-группы «Титаник» в самых разных странах, и каждый раз не перестаю удивляться буквальному воплощению известной русской поговорки «Талант не пропьешь»! Великолепные композиции с завораживающим голосом солиста, сильными гитарными звучаниями и барабанными соло можно назвать «скандинавским роком» или «тяжелым блюз-роком».
«Титаник» родился в Норвегии в 1969 году, примерно в одной время с такими монстрами рока, как Led Zeppelin, Santana, Yes, Deep Purple. За свою музыкальную карьеру группа продала 27 миллионов дисков, объездила с гастролями все континенты, несколько раз тонула в мутной воде, но всегда всплывала - с новыми композициями.
С 2005 года центром музыкального притяжения группы стала Женева. Любители настоящего рока могли видеть «Титаник» во время дней города Женевы в августе 2007 года, на джазовом фестивале Клода Ноббса в Монтре, на музыкальной сцене «Арена», или просто в одном из ресторанов и частных клубов. На сцене пятеро музыкантов: Roy Robinson - вокал, Janny Loseth - гитара, вокал, Mick Walker - бас, Phil Wilton - саксофон, и Didier Blum - ударные.
Представлять их начнем из глубины сцены. За ударной установкой - неутомимый женевец Дидье Блум, в «мирной» жизни преподаватель музыки. Басист Майк Уолкер, англичанин, мульти-инструменталист. Фил Уилтон играет на саксофоне, его удивительная пластичность не дает забыть, что он был чемпионом-юниором Австралии по конькобежному спорту. Двое старших: англоязычный вокалист Рой Робинсон, похожий на льва своим ревущим голосом и гривой волос, и Ян Лозет - «почетные титаники» с 1969 года.
Высоченного светловолосого «викинга» с гитарой русские поклонники запомнили по концертам в Москве, Ленинграде (тогда еще) и Киеве. Там он был в 1983 году вместе с группой «Space» Дидье Маруани. На сайте группы до сих пор задается вопрос: «Интересно, что поделывает колоритный солист Ян Лозет? По-прежнему пьет русскую водку и живет на Лазурном берегу?»
И вот мы сидим с музыкантом в ресторане «Trinquet» в районе Acacias, в Женеве, и обсуждаем этот и другие вопросы. Вопреки имиджу бунтовщика, он вежлив, хорошо воспитан и свободно говорит английском, французском, немецком, испанском языках, а иногда вставляет приличные фразы на русском.
Ян - или, по-норвежски, Янни - Лозет родился в Ольсене, городе рыбаков. Вместо того, чтобы в 17 лет поступить в школу бизнеса, отправился в Осло, столицу Норвегии, искать работу. Денег не было, с поезда Янни сняли суровые норвежские контролеры, а автовладельцев пугали его длинные волосы и рокерский прикид. Тогда он закинул гитару на плечо и двинул пешком. 600 километров до столицы прошел за полтора месяца. Ночевал на фермах с животными, у них же крал еду, много думал...
В Осло Янни сразу пошел в известный закрытый джазовый клуб «Арт». Владел им грек по имени Атилла. Тот посмотрел на грязную одежду парня, на его гитару, и сказал: «Сыграешь вечером. Если хорошо получится, дам тебе немного денег и стакан белого вина».
Так началась музыкальная карьера Лозета в большом городе.
Он стал гитаристом норвежской рок-группы с веселым называнием «The Pussycats», а затем группы «The Beatnicks». Последняя пригласила Роя Робинсона и сменила название на «Титаник». Самый большой успех музыканты переживают на фестивале в Каннах в 1969 году, играя во время представления фильма «Вудсток», и в 1971 году, когда зажигательная композиция «Sultana» стала хитом номер один во Франции и добралась до пятого места в британских чартах. "Santa Fe" и "Rain 2000" добавили группе популярности и способствовали продажам первых трех альбомов.
Группа распалась, как и положено музыкальным монстрам, в момент, когда все было хорошо. Рой Робинсон в Америке сочинял музыку для фильмов, а Ян Лозет играл с кем попало и записывался соло. Одну из невероятно романтичных и забытых даже им самим композиций можно прослушать прямо здесь и сейчас, если на вашем компьютере есть звук и начальство не маячит неподалеку. Песня Яна Лозета «I wished I was a poet » была записана в 1983 году и увидела свет в виде пластинки в 45 оборотов:
- Скажи честно: какая самая безумная вещь, сделанная тобой в жизни?
- О, их было слишком много! - смеется Лозет. - На первый взгляд, сумасшествием можно назвать момент, когда я пешком прошел 600 километров. Но это было, если так можно выразиться, безумие во благо, которое помогло мне повзрослеть и стать музыкантом. А самая большая глупость заключается в том, что я много пил, о чем сейчас страшно сожалею. Я выпил целый Олимпийский бассейн алкоголя! Поверьте, когда безумие становится ежедневным, это уже не смешно. Больше не пью, - покачивает он стакан с минеральной водой.
Хм, у молодого Бориса Гребенщикова (который, помнится, автору этих строк писал автограф на журналистском удостоверении, держа в одной руке ручку, а в другой - стакан виски) не на пустом месте родились строки:
И к нему приходят люди с чемоданами портвейна,
И проводят время жизни за сравнительным анализом вина.
- А теперь назови самую серьезную и благоразумную вещь, которую ты когда-либо сделал, - спрашиваю с мыслью услышать о денежных вложениях или записях дисков.
- Поехать в Россию, - не задумываясь, выдает Ян. - Тогда, в 1983 году, с Дидье Маруани. Мы уезжали на гастроли за «железный занавес», наплевав на европейские предрассудки по отношению к Советскому Союзу. И обнаружили там очень высокий уровень профессиональной подготовки, отличную аппаратуру, танцоров. И еще половину гастролей я был честно уверен, что такое количество красивых девушек продюсеры специально расставили на нашей дороге.
Также от выступлений в Москве у меня остался опыт, о котором я никому не рассказывал, потому что от него мурашки по коже идут. Это никак не связано с российской аудиторией, перед которой выступать было громадным удовольствием. Но еще Чарли Чаплин говорил, что зрители по - одному это милейшие люди, которые в толпе превращаются в монстра без головы. Перед 50 тысячами зрителей, в перерыве между композициями «Space», я поднял гитару и закричал:
- Everybody stand up! Do you like some rock-n-roll?!
- ДА! - взревела аудитория и поднялась волной. Такой сильный отклик был восхитительным и пугающим. Я всего лишь музыкант, но понял, что может ощутить лидер такой огромной страны, когда повелевает ей одной рукой. Тут я выдал кусок хорошего американского рок-н-ролла, наверное, став первым человеком, который сделал это на Красной Площади, зрители были в восторге.
- Зарабатывал ли ты в жизни деньги чем-то кроме музыки? Владеешь ли другой профессией?
- Никогда, - разводит Ян руками. - У меня нет профессии, только гитара. Двадцать лет назад сказал бы, что мог выбрать профессию, связанную с путешествиями. Сегодня, пожалуй, единственная другая работа, которая меня бы привлекла - быть писателем. Я пишу юмористические наброски о жизни музыкантов, получается смешно. Думаю, когда не смогу удержать в руках гитару, выпущу книгу.
- Кто главный в группе «Титаник»?
- Никто, мы слишком стары, чтобы играть во власть. Критики называют лидерами Роя Робинсона и меня, но на деле все музыканты равны. Рой пишет тексты, не зря же он у нас родился в стране Шекспира. Я сочиняю музыку, мы встречаемся, обсуждаем, развиваем темы. Забавно, в молодости мы ездили на репетиции на велосипеде, а сейчас слетаемся на самолетах: Рой из Ливерпуля, мы с Майком - с Лазурного Берега, Фил живет между Англией и Швейцарией, а Дидье принимает нас здесь у себя, в Женеве.
- Сколько дисков продал «Титаник» за годы существования?
- Не считал, около 25-30 миллионов.
- Сколько вы денег заработали и на что потратили?
- Да какая, к черту, разница! Этих денег больше нет, но я и без них живу прекрасно, даже лучше, чем прежде. Мы сделали страшную глупость в свое время, она связана с авторскими правами на наши диски. А тратили на путешествия и разные ненужные вещи: так, у меня были автомобили «Порше», «Мазератти», «Ламборджини». Я женат 34 года, так что с этой стороны не успел много взять от жизни, - подмигивает музыкант.
Пузырьки минералки в стакане весело бегут вверх, а в глазах Яна прыгают искорки, и что-то слабо верится в этот «не успех», тем более что на последнем концерте он был замечен с двумя поклонницами.
Последний альбом группы символически называется «Ashes and Diamonds»: огонь испытаний сжигает все предыдущие опыты, переплавляя их в золу, либо в бриллианты.
Автор статьи: Людмила Клот. Женева, 13 июля 2008 года
Происхождение статьи:
"НАША ГАЗЕТА"
|