Tangerine Dream

Германия
TANGERINE DREAM
История, дискография, прочие материалы
Рок-энциклопедия


"Tangerine Dream" - известный немецкий музыкальный коллектив, считается однимн из пионеров электронной музыки и так называемого краут-рока. Музыканты группы являются основателями и лидерами Берлинской школы электронной музыки. Год образования коллектива - 1967 г., основатель - клавишник и гитарист Эдгар Фрезе, который в тот момент изучал живопись и скульптуру, что и подвигло его к идее перенести эти аспекты искусства в музыкальные сферы.

Состав группы очень часто менялся, в то время как Фрезе оставался единственным бессменным её участником. В ранний период существования группы в неё входил барабанщик и композитор Клаус Шульце (Klaus Schulze). Наиболее стабильный состав сложился позже, в начале 1970-х, когда коллектив состоял из Фрезе, Кристофера Франке и Петера Бауманна.

В 2002-м году два альбома "Tangerine Dream" - "Phaedra" и "Rubycon" - были включены в рейтинг "The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time" ("25 главных альбомов всех времён"). 20 января 2015 года лидер "Tangerine Dream" Эдгар Фрезе скончался от эмболии легочной артерии. Нвнешний слмтав группы состоит из трёх музыкантов, появиашихся в группе только а 2000-х годах. Это Тюрстин Квешнинг (Thorsten Quaeschning, клавиши, барабаны, шитары, вокал, 2005 г.), Хошико Яман (Hoshiko Yamane, виолончель, скрипки, 2011 г.) и Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss, синтезаторы и пиано, 2014 г.).

"Tangerine Dream" - кумиры фанатов электроники Музыкантов "Tangerine Dream" по праву называют одними из основателей берлинской электронной школы, да и электронной музыки вообще. Понятие "электронная музыка", впрочем, сейчас достаточно размыто, и зачастую к нему относят все от Клауса Шульце до самого примитивного техно. Альбомы "Tangerine Dream" можно найти в разделах New Age, Electronic Progressive Rock, Ambient и даже немецкого рока, что говорит лишь о сложности и неоднозначности этой музыки... Наиболее удачным является, пожалуй, определение ведущего известной радиопередачи "Back to the Universe" Мартина Ландерса - "электронная и экспериментальная музыка". То, что сделано музыкантами "Tangerine Dream" - это действительно очень прогрессивная и экспериментальная для своего времени музыка, да и пожалуй непревзойденная до сих пор.

А начиналось все в 1967 году, когда студента Берлинской Академии искусств Эдгара Фрезе пригласили участвовать в небольшом представлении на вилле Сальвадора Дали. К этому моменту 23-летний Эдгар (родился он в 1944 году в Восточной Пруссии) уже имел собственную музыкальную группу под названием The Ones. Играл он в его составе, правда, не электронную музыку, до рождения которой было еще ох как далеко, а всего лишь традиционные соул и рок-н-ролл. Однако уже тогда душу Эдгара тянуло к экспериментам с музыкой. Не хватало лишь главной, "стержневой" идеи... а заодно и средств для ее воплощения. Не стоит забывать, что в то время в распоряжении музыкантов, помимо традиционных электрогитар и барабанов, были лишь простенькие электропианолы. Помимо экспериментов, в те далекие времена, - вспоминает Фрезе, - у меня было желание раскрыть мир и самого человека совершенно с новой стороны, мне хотелось раскрыть безбрежный океан чувств и фантазий личности, которые не в состоянии выразить никакой рок, джаз или блюз".

На вилле Дали к Эдгару пришла Идея: плавание в невообразимом коктейле из музыки, литературы и живописи в компании с самыми необычными людьми Лондона и Парижа дало свои результаты.

Первым родилось название будущего проекта - "Tangerine Dream". Принято считать, что возникло оно в голове Эдгара под впечатлением от знаменитого "Сержанта Пеппера" The Beatles, а точнее - психоделической композиции Леннона "Lucy In The Sky With Diamonds". Правда, в той песне фигурировали лишь Tangerine Trees and Marmalade Skyes, мандариновые деревья с мармеладными небесами, так что основа у легенды получается довольно шаткая. Зато название проекта Фрезе тютелька в тютельку совпадает с песней Led Zeppelin, появившейся, правда, несколько позже.

Существует и еще загадка, связанная с названием группы. Хотя, по всем имеющимся данным, возникло оно именно в 1967 году, еще за год до этого некая рок-команда во главе с Эдгаром Фрезе выпустила сингл под названием Lady Greengrass/Love Of Mine. И нужно ли упоминать, что называлась эта команда... правильно, "Tangerine Dream"! Возможно, если подходить совсем уж строго, отсчет времени существования группы следовало бы вести именно с того года, ведь та группа возглавлялась именно Фрезе, и называлась именно "Tangerine Dream". Впрочем, кроме этих двух атрибутов та команда с последующими событиями больше ничего общего не имела...

Как бы то ни было, идея родилась и обрела название. Сложнее оказалось с коллегами по ее воплощению - ни один из приятелей Фрезе, с которыми он свел знакомство у Дали, не захотел последовать рука об руку с Эдгаром по авангардному пути. Пришлось, не солоно хлебавши возвращаться домой, в Западный Берлин, и уже там формировать костяк будущей группы. В первоначальный состав, помимо Эдгара, вошли Волкер Хомбах (Volker Hombach), Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg), Чарли Принс (Charlie Prince) и барабанщик Ланс Хапсхаш (Lanse Hapshash), которого позже сменил некий Свен-Эйк Йоханссон.

Новорожденный коллектив тут же начал активно обживать модные берлинские клубы, пугая (и привлекая) посетителей своей восхитительной какофонией, основной тон в которой задавала беснующаяся гитара Эдгара. Довольно скоро коллектив приобрел популярность в узких кругах ценителей авангарда. Не слишком выделяясь, впрочем, из ряда таких же авангардистских коллективов, среди которых была, к примеру, группа Psy Free, в состав которой входил долговязый и белобрысый барабанщик Клаус Шульце...

Встреча двух отцов-основателей жанра электронной музыки неизбежно должна была состояться. И она состоялась в 1969 году, в клубе Zodiak, который был для авангардистов таким же культовым местом, как гамбургский Star Club для бит-музыкантов. У основания клуба с самого начала его существования, с 1968 года, стояли Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и Ганс-Йоахим Роделиус (Hans-Joachim Roedelius). В конце 60-х Шнитцлер был ключевой фигурой берлинской арт-генерации, его лаборатория отбирала артистов экспериментального ключа в различных направлениях, а Ганс-Йоахим был известен также и как участник групп Plus/Minus и Noises. Но главной авангардной работой Роделиуса, Шнитцлера, Дитера Мебиуса (Dieter Moebius) стал легендарный шумовой проект Kluster, который успел издать только два альбома: "Klopfzeichen" (1970 г.) и "Osterei" (1970 г.).


ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рок-энциклопедия. Tangerine Dream

Итак, после одной из репетиций Psy Free в "Зодиаке" Клаус Шульце задержался, чтобы послушать выступление группы Эдгара. Перед выступлением музыканты перебросились парой фраз и этого было достаточно, чтобы Эдгар попросил так кстати пришедшегося барабанщика выйти на сцену, чтобы заменить за барабанами отсутствующего герра Йоханссона. Шульце не долго думая согласился. Так в клубе "Волшебная пещера" состоялся дебют Шульце в составе "Tangerine Dream", на котором музыканты заработали ровно 50 марок. Деньги были потрачены в тот же вечер на выпивку и закуску, во время истребления оных дружба Клауса и Эдгара еще больше укрепилось. Причем настолько, что музыканты тут же решили образовать костяк новой группы под тем же названием "Tangerine Dream". Остальные же музыканты группы как-то незаметно испарились в течение месяца, оставив "отцов-основателей" вдвоем...

Немецкая электронная группа "Tangerine Dream" Вскоре удалось найти и третьего искателя приключений в мире искусства - студента художественного колледжа Конрада Шнитцлера, обожающего музыкальные эксперименты в духе элитарного авангарда а-ля Штокхаузен. В таком вот составе однажды летним днем 1969 года, на одном из берлинских чердаков была записана пленка с импровизационной игрой музыкантов - просто нечто вроде музыкальных "заметок" на будущее. Как вспоминал Эдгар, для воплощения его музыкальных идеи использовались все предметы, которые попадались под руку, вплоть до кастрюль и сковородок. Все это дополнялась скрипом вилки по стеклу, завываниями гитары Фрезе и зловещим грохотом барабанов Клауса (ухитрившегося пробить во время записи пару мембран). Воющие пилы скрипки и виолончели Шнитцлера добавляли то, что было свойственно для современной кельнской школы классической музыки. Так был записана демо-лента, незаметно превратившуюся в первый альбом группы - "Electronic meditation" (1970 г.), выпущенный небольшой немецкой компанией Ohr Musik. Вспоминая об этой работе гораздо позже Клаус Шульце охарактеризовал этот альбом как электронный панк. Но кстати, оригинальная виниловая версия "Electronic Meditation" сегодня стоит несколько сот фунтов стерлингов и является гордостью коллекционеров.

Заметного успеха альбом группе не принес, и вскоре Эдгар вновь остался наедине со своими идеями. И Шульце, и Шнитцлер решили, что их музыкальная тропа пролегает в ином направлении - Шнитцлер все больше и больше тяготел к "академическому" авангарду, а Клаус неожиданно открыл для себя прелесть работы с синтезаторами. Вскоре после записи "Electronic Meditation" состоялось его знакомство с Pink Floyd, и их влияние оказалось сильнее соблазнов, предлагаемых Эдгаром. Возможно, что не последней причиной ухода обоих послужили диктаторские замашки Эдгара, раз и навсегда застолбившего в группе роль лидера.

Замену ушедшим в неведомое компаньонам Эдгар нашел довольно быстро. Буквально через пару месяцев "Tangerine Dream" вновь превратилось в трио - на место Шульце приходит молодой джазовый ударник Кристофер Франке. Дебютировав в "Tangerine Dream" в качестве ударника, довольно скоро Крис пересел за клавишные, став, наравне с Эдгаром, основным генератором музыкальных идей в группе. Около года "Tangerine Dream" функционировала в качестве дуэта, пока в 1972-м году в состав группы не влился третий постоянный участник - Питер Бауманн. Именно этот состав и стал на долгие годы "золотым" и, пожалуй, самым удачным составом группы, "перу" которого принадлежит большинство ее лучших альбомов. Которые, впрочем, были еще впереди... А пока, в 1971-м году, группа находилась в разгаре своего "младенческого" периода, который позже получит название Pink Years.

Этот период деятельности музыкантов характерен обилием экспериментов со звуком и не слишком интересной, на взгляд многих специалистов, музыкой. Звуки извлекались из различных подручных средств, после чего путем реверберации, задержек и тому подобное. получались необычные звуковые эффекты. Музыка группы стала более агрессивной и экспериментальной, в ней были легко заметны влияния электроакустических разработок Штокхаузена и других представителей серьезной академической электроники.

Названия альбомов и композиций вызывали воспоминания о научной фантастике и космосе. Их музыка стала почти клаустрофобичной, с замкнутой на себя неемкой структурой и магнитофонным эхо, выбивающим из привычной колеи, усиливающим жуткий, экзотический звук. В ней чувствовалась почти физически осязаемая оторванность Западного Берлина от остальной Федеративной Германии.

В связи с тем, что в этот период группа сотрудничала с фирмой звукозаписи Ohr Music, хозяева которой "болели" научной фантастикой и космосом, первые диски "Tangerine Dream" имели ярко выраженный "космический" саунд - а заодно и соответствующие названия. В 1971-м году выходит альбом "Alpha Centauri", в записи которого Эдгару и Крису помогали клавишники Стив Шредер (Steve Schroyder) и Ролан Полик (Roland Paulick), а также флейтист Удо Денненбург (Udo Dennebourg). Этот альбом сегодня с гордостью представляется как "первый космический альбом в истории", хотя записи тех же "Pink Floyd" увидели свет значительно раньше. Собственно, он же и стал первым электронным альбомом "Tangerine Dream", продемонстрировавшим на этом диске возможности нового синтезатора VCS 3.

Следующий, 1972 год, отмечен приходом Питера Бауманна, который внес немалую лепту в создание двойного альбома "Zeit", объединив синтезаторы со струнным квартетом для изображения западающего в память пустынного, но эффектного пейзажа. В записи альбома принимало участие немало "гостей" - в их числе "засветился" кельнский виолончельный квартет и ненадолго вернувшийся в коллектив Стив Шредер.

Однако звучание "Tangerine Dream", при всех своих достоинствах, было еще достаточно эклектичным, а ансамблю не хватало стилистической самокритичности. Ни для кого не было тайной, что все "творчество" коллектива Фрезе в тот период было всего лишь эксплуатацией модных идей и мотивов психоделических групп США и Великобритании. Многочисленные критики, ополчившиеся на ансамбль как со стороны "чистого" рока, так и со стороны классики, полагали, что все старания "Tangerine Dream" превзойти коммерчески успешный звук "Pink Floyd" потерпели неудачу, и основным результатом медитирующей музыки ансамбля стала скука.

"На альбоме представлен отличный симбиоз выразительных гармоний и электронных вариаций. Но все это скатывается в чересчур продолжительные тональные мутации, препарирования звука и эффекты тишины, давая результатом бессодержательную космическую безграничность." (издание Die Welt).

"В контрасте с произведениями творцов этого жанра - Кэйла, Штокхаузена, Фелдмана - их акустический ЛСД стерильно упакован и является ребусом, который сможет разгадать лишь избранная аудитория." (издание Rocklexikon).

Чуть более интересным вышел записанный в 1973 году диск "Atem", который поймал внимание влиятельного диск-жокея БИ-БИ-СИ Джона Пила. С его подачи творению TD было присуждено звание "Альбом года", после чего группой немедленно заинтересовалась британская публика. А заодно - и несколько британских компаний звукозаписи. И это было особенно кстати, так как отношения коллектива с их немецким лейблом Ohr Musik начинали потихоньку портиться: группа явно выходила из столь любимого хозяевами фирмы "космического" образа. Фрезе понял, что дальше эксплуатировать "космическую" тему становится опасно - ярлык "космических рокеров", на какое-то время "прилипший" и к "Pink Floyd", не давал возможности завоевать широкую аудиторию, о которой так страстно мечтал Эдгар.


ПРОДОЛЖЕНИЕ:
TANGERINE DREAM: PART II



ДИСКОГРАФИЯ "TANGERINE DREAM"

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ "TANGERINE DREAM"

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ "TANGERINE DREAM"


Как заработать на продаже уникального контента


Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА