"Tangerine Dream" - известный немецкий музыкальный коллектив, считается однимн из пионеров электронной музыки и так называемого краут-рока. Музыканты группы являются основателями и лидерами Берлинской школы электронной музыки. Год образования коллектива - 1967 г., основатель - клавишник и гитарист Эдгар Фрезе, который в тот момент изучал живопись и скульптуру, что и подвигло его к идее перенести эти аспекты искусства в музыкальные сферы.
Состав группы очень часто менялся, в то время как Фрезе оставался единственным бессменным её участником. В ранний период существования группы в неё входил барабанщик и композитор Клаус Шульце (Klaus Schulze). Наиболее стабильный состав сложился позже, в начале 1970-х, когда коллектив состоял из Фрезе, Кристофера Франке и Петера Бауманна.
В 2002-м году два альбома "Tangerine Dream" - "Phaedra" и "Rubycon" - были включены в рейтинг "The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time" ("25 главных альбомов всех времён"). 20 января 2015 года лидер "Tangerine Dream" Эдгар Фрезе скончался от эмболии легочной артерии. Нвнешний слмтав группы состоит из трёх музыкантов, появиашихся в группе только а 2000-х годах. Это Тюрстин Квешнинг (Thorsten Quaeschning, клавиши, барабаны, шитары, вокал, 2005 г.), Хошико Яман (Hoshiko Yamane, виолончель, скрипки, 2011 г.) и Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss, синтезаторы и пиано, 2014 г.).
Музыкантов "Tangerine Dream" по праву называют одними из основателей берлинской электронной школы, да и электронной музыки вообще. Понятие "электронная музыка", впрочем, сейчас достаточно размыто, и зачастую к нему относят все от Клауса Шульце до самого примитивного техно. Альбомы "Tangerine Dream" можно найти в разделах New Age, Electronic Progressive Rock, Ambient и даже немецкого рока, что говорит лишь о сложности и неоднозначности этой музыки... Наиболее удачным является, пожалуй, определение ведущего известной радиопередачи "Back to the Universe" Мартина Ландерса - "электронная и экспериментальная музыка". То, что сделано музыкантами "Tangerine Dream" - это действительно очень прогрессивная и экспериментальная для своего времени музыка, да и пожалуй непревзойденная до сих пор.
А начиналось все в 1967 году, когда студента Берлинской Академии искусств Эдгара Фрезе пригласили участвовать в небольшом представлении на вилле Сальвадора Дали. К этому моменту 23-летний Эдгар (родился он в 1944 году в Восточной Пруссии) уже имел собственную музыкальную группу под названием The Ones. Играл он в его составе, правда, не электронную музыку, до рождения которой было еще ох как далеко, а всего лишь традиционные соул и рок-н-ролл. Однако уже тогда душу Эдгара тянуло к экспериментам с музыкой. Не хватало лишь главной, "стержневой" идеи... а заодно и средств для ее воплощения. Не стоит забывать, что в то время в распоряжении музыкантов, помимо традиционных электрогитар и барабанов, были лишь простенькие электропианолы. Помимо экспериментов, в те далекие времена, - вспоминает Фрезе, - у меня было желание раскрыть мир и самого человека совершенно с новой стороны, мне хотелось раскрыть безбрежный океан чувств и фантазий личности, которые не в состоянии выразить никакой рок, джаз или блюз".
На вилле Дали к Эдгару пришла Идея: плавание в невообразимом коктейле из музыки, литературы и живописи в компании с самыми необычными людьми Лондона и Парижа дало свои результаты.
Первым родилось название будущего проекта - "Tangerine Dream". Принято считать, что возникло оно в голове Эдгара под впечатлением от знаменитого "Сержанта Пеппера" The Beatles, а точнее - психоделической композиции Леннона "Lucy In The Sky With Diamonds". Правда, в той песне фигурировали лишь Tangerine Trees and Marmalade Skyes, мандариновые деревья с мармеладными небесами, так что основа у легенды получается довольно шаткая. Зато название проекта Фрезе тютелька в тютельку совпадает с песней Led Zeppelin, появившейся, правда, несколько позже.
Существует и еще загадка, связанная с названием группы. Хотя, по всем имеющимся данным, возникло оно именно в 1967 году, еще за год до этого некая рок-команда во главе с Эдгаром Фрезе выпустила сингл под названием Lady Greengrass/Love Of Mine. И нужно ли упоминать, что называлась эта команда... правильно, "Tangerine Dream"! Возможно, если подходить совсем уж строго, отсчет времени существования группы следовало бы вести именно с того года, ведь та группа возглавлялась именно Фрезе, и называлась именно "Tangerine Dream". Впрочем, кроме этих двух атрибутов та команда с последующими событиями больше ничего общего не имела...
Как бы то ни было, идея родилась и обрела название. Сложнее оказалось с коллегами по ее воплощению - ни один из приятелей Фрезе, с которыми он свел знакомство у Дали, не захотел последовать рука об руку с Эдгаром по авангардному пути. Пришлось, не солоно хлебавши возвращаться домой, в Западный Берлин, и уже там формировать костяк будущей группы. В первоначальный состав, помимо Эдгара, вошли Волкер Хомбах (Volker Hombach), Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg), Чарли Принс (Charlie Prince) и барабанщик Ланс Хапсхаш (Lanse Hapshash), которого позже сменил некий Свен-Эйк Йоханссон.
Новорожденный коллектив тут же начал активно обживать модные берлинские клубы, пугая (и привлекая) посетителей своей восхитительной какофонией, основной тон в которой задавала беснующаяся гитара Эдгара. Довольно скоро коллектив приобрел популярность в узких кругах ценителей авангарда. Не слишком выделяясь, впрочем, из ряда таких же авангардистских коллективов, среди которых была, к примеру, группа Psy Free, в состав которой входил долговязый и белобрысый барабанщик Клаус Шульце...
Встреча двух отцов-основателей жанра электронной музыки неизбежно должна была состояться. И она состоялась в 1969 году, в клубе Zodiak, который был для авангардистов таким же культовым местом, как гамбургский Star Club для бит-музыкантов. У основания клуба с самого начала его существования, с 1968 года, стояли Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и Ганс-Йоахим Роделиус (Hans-Joachim Roedelius). В конце 60-х Шнитцлер был ключевой фигурой берлинской арт-генерации, его лаборатория отбирала артистов экспериментального ключа в различных направлениях, а Ганс-Йоахим был известен также и как участник групп Plus/Minus и Noises. Но главной авангардной работой Роделиуса, Шнитцлера, Дитера Мебиуса (Dieter Moebius) стал легендарный шумовой проект Kluster, который успел издать только два альбома: "Klopfzeichen" (1970 г.) и "Osterei" (1970 г.).
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
|