Когда-нибудь историки и исследователи поп-рок-музыки обязательно разберутся, почему в 1968 году на свет появилось столько замечательных коллективов, многие из которых после стали олицетворением того славного бунтарского времени.
Вокалист Брайан Коннолли и барабанщик Мик Такер познакомились еще в школе - в 1967 году они организовали группу "Wainwright's Gentlemen", которая базировалась в Вест-Энде, так как оба они были коренными лондонцами. Особого успеха приятели не добились, хотя регулярно выступали в ночных клубах и пабах. Через несколько месяцев к ним присоединился бас-гитарист Стив Прист (тоже лондонец), а вскоре нашелся и гитарист Фрэнк Торпи. Желая подчеркнуть красивый и выразительный вокал Коннолли, друзья переименовались в "Sweet Shop". Через некоторое время именно на вокал Брайана обратили внимание «раскрутчики» и предложили ему начать сольную карьеру, однако вокалист от заманчивой перспективы отказался.
Фил Уайнмен, который занимался делами коллектива, сумел пробить контракт на запись двух дебютных синглов. Пластинки вышли в свет, но почему-то никто не хотел их покупать. Приложив титанические усилия, Фил договаривается о записи еще двух синглов, при этом сократив название группы до просто "Sweet". 9 марта 1968 года на сцене клуба «Марки» состоялся сценический дебют группы, а два дня спустя оба сингла пошли в продажу. Результат снова был равен нулю, и Фрэнк Торпи поспешил покинуть тонущий корабль. На его место пришел Энди Скотт - очень техничный и талантливый гитарист, мечтавший реализовать свои смелые идеи.
Однако и появление Скотта принципиально на ситуацию не повлияло - группа по-прежнему ходила в «подающих надежды». Решающим фактором успеха стало знакомство с творческим тандемом Ники Чинн - Майк Чепмэн. Эта пара тогда только начинала свою деятельность, много позже прославившись работой с Сюзи Куатро, "Mud", "Smokie". Интересно, что история «раскрутки» "Sweet" как две капли воды похожа на ситуацию, сложившуюся несколькими годами позже с группой "Smokie". Крис Норман и его приятели тоже безуспешно выпустили четыре сингла, и уже решили было разбегаться, когда познакомились с «Чинн-Чепмэн». Впрочем, это совсем другая история.
С середины 1969 года Sweet начали работу в студии, получив весьма неплохой контракт с фирмой RCA Victor. Чинн и Чепмэн сумели навязать квартету свое видение исполнительского мастерства, и последовала целая череда мелодичных, но очень уж слащавых хитов - «Co-Co», «Chop Chop», «Funny Funny», «Little Willy», «Pappa Joe». Группа буквально прописалась в британской ТВ-передаче «Top Of The Pops». Поэтому неудивительно, что первый альбом, «Funny How Sweet Co-Co Can Be», мгновенно стал «золотым» и взлетел в хит-парадах Британии и вообще всей Европы. Sweet пользовались сумасшедшей популярностью у тинэйджеров (главным образом «тинэйджерих»). Этому способствовали и «навороченные» костюмы музыкантов, в которых они выступали на сцене, давали интервью и снимались для рекламы своих дисков. Фактически, Sweet были пионерами глэм-рока, лишь чуть-чуть отстав от Марка Болана и его «Т. Rex».
Следующие два альбома пользовались не меньшей популярностью, а длительные гастроли по Европе, Австралии и Новой Зеландии превратили Sweet в этих регионах в «группу № 1». Особенно «суитовцы» полюбились в Германии, Голландии, Бельгии и Люксембурге.
Первые американские гастроли 1973 года проходили с огромным успехом при мощной поддержке средств массовой информации США. В результате третий альбом «The Sweet» был выпущен в Штатах под названием «Little Willy». К моменту окончания турне Энди Скотт более отчетливо обозначил свою роль лидера группы, отодвинув Брайана Коннолли в тень. А еще Скотт заметил, что в Америке пользуется популярностью более жесткая и энергичная музыка. В репертуаре группы появились такого рода композиции, но уже собственного производства, - «Hell Raiser», «Blockbuster» и «You're Not Wrong For Loving Me». Это стало первым шагом к самостоятельной карьере и прощанию с Чинном-Чепмэном.
Многие предрекали группе крах, тем более, что после смены музыкальной ориентации популярность Sweet в Англии резко пошла вниз. Тем не менее Энди Скотт твердой рукой вел группу к ее триумфу - апрель 1974 года подарил меломанам планеты убойный и, как сегодня очевидно, навеки актуальный хит-альбом «Sweet Fanny Adams». Пожалуй, это можно было назвать «зарей heavy metal» - настолько мощной, энергичной и забойной выглядела эта работа. По крайней мере, семь из девяти композиций тянули на звание абсолютных хитов. Триумфальные гастроли по Европе и США закрепили успех, но в Англии альбом назвали «...неудачной копией Led Zeppelin»! Чтобы внести перелом в столь негативно складывающуюся ситуацию, Sweet объявляют о своем участии в фестивале «Summer-74» на стадионе «Чарлтон Атлетик» в Лондоне. Однако за три дня до выступления через прессу официально уведомляют об отказе «в связи с потерей голоса вокалистом Брайаном Коннолли». Большинство расценило это как великолепный рекламный ход, остальные обвинили музыкантов в малодушии.
Но все оказалось правдой. Более того, существовала реальная угроза полной потери Брайаном голоса. К счастью, врачи и певец совместными усилиями справились с недугом, и через полгода музыканты вернулись в студию для записи очередного альбома, «Desolation Boulevard».
Популярность Sweet во всем мире продолжала оставаться высокой, тем более, что группа выпускала хит за хитом - «Ballroom Blitz», «The Sixteens», «Teenage Rampage», «Turn It Down», «Fox On The Run», «Action».
1975 год прошел в беспрерывных, и при этом удачных, гастролях по Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии. Большим успехом пользовался двойной сборник «Strung Up», который был выпущен только в Германии, но разошелся огромным тиражом по всему миру. Начало 1976 года группа встретила в Лос-Анджелесе, где записывала очередной альбом, «Give Us A Wink». Пластинка содержала очередной хит - «The Lies In Your Eyes», но в целом «пробивная сила» музыки Sweet уменьшилась. Кроме того, в группе начались серьезные разногласия на финансовой почве. Все это усугублялось перманентным пьянством Брайана Коннолли и легкими «закидонами» Стива Приста.
Энди Скотт продолжал управлять всеми делами группы, и альбом вновь имел неплохие тиражы и рецензии. Следующая пластинка, «Off The Record», разочаровала фундаментально: если первая сторона была еще выдержана в традиционном «суитовском» саунде последних лет, то вторая - с экспериментами в стиле фанк - неприятно удивляла, если не сказать отталкивала. Группа выдохлась, и это было заметно невооруженным взглядом. Следующая студийная работа, «Level Headed», оказалась последней для Брайана Коннолли, который объявил о начале сольной карьеры, - правда, по-моему, с этим заявлением он опоздал ровно на десять лет. После «Level Headed» Коннолли уже не мог собрать «под» свое имя сколь-нибудь существенные источники финансирования, тем более, что ему пришлось провести некоторое время в клинике лечения алкоголизма. Брайан попытался найти себя в роли продюсера, и обратил внимание на британский квинтет "No Sweat", игравший в стиле утяжеленного буги. После нескольких прослушиваний музыканты даже пришли в студию на запись дебютного сингла, но оказалось, что никаких спонсоров, которых обещал Коннолли, в природе просто нет. А есть только обрывки мыслей и химеры в перегруженном алкоголем мозгу. Касаемо же сольной карьеры Брайана, можно сказать одно: она кончилась, не начинаясь. (Несколько лет спустя Коннолли сформировал «The New Sweet», группу, карьера которой завершилась столь же стремительно, как и его сольная).
Тем временем оставшаяся троица решила продолжить работу под названием "Sweet"; роль вокалиста взял на себя Энди Скотт. Кроме того, в качестве студийного музыканта в группу был приглашен клавишник Гари Моберли. Три вышедшие в этот период пластинки - «Cut Above The Rest» (1979), «Water's Edge» (1980) и «Identity Crisis» (1982) - только подчеркнули тот факт, что время группы давно прошло и ничего нового Скотт & Со предложить не могут.
1989 год принес сногсшибательное известие: Энди Скотт вновь собирает "Sweet" в классическом составе - Коннолли - Такер - Прист - Скотт. На поверку оказалось, что из четырех элементов в наличии имеются только два - Такер и Скотт. Коннолли категорически отказался работать вместе с Энди, а Стив Прист уже пять лет, как переехал в Штаты, и занимался отнюдь не музыкальным бизнесом. Таким образом, на повестку дня встал вопрос о вокалисте и бас-гитаристе. На роль первого выбрали Пола Марио Дэя, бывшего вокалиста группы "Wild Fire", басистом - Мэла Макналти. Кроме того, в группу вошел клавишник Фил Лэнзон, который спустя пару лет появится в очередном составе Uriah Heep.
В такой комбинации реформированные "Sweet" появились на сцене лондонского клуба «Марки». Ясное дело, что первое, за что они взялись, были старые хиты «золотого» состава 1968 - 1978 годов. Некоторые композиции звучали интересно, но большинство - просто скучно. И это неудивительно - во всем мире «Action» или «Fox On The Run» ассоциируются прежде всего с вокалом Коннолли, а не с псевдометаллическими «заморочками» Пола Марио Дэя. Впрочем, это уже вопрос вкуса.
Выпущенный вслед за дебютом «нового-старого» Sweet CD «Live At The Marquee», кроме записи самого концерта, содержал четыре новых студийных композиции Энди Скотта. Ничего о них говорить не буду - слушайте сами, сами и рецензируйте.
На этом второй этап истории "Sweet" был завершен - Энди Скотт и Мик Такер занялись продюсированием и выпуском многочисленных «живых» и студийных ретроспективных сборников группы, благо спрос на записи "Sweet" по-прежнему высок. Коннолли периодически вяло поругивал их за некоторые, на его взгляд, вольности, которые они допускали при микшировании альбомов. Стив Прист, в свою очередь, проигнорировал съемки юбилейного видеофильма, посвященного двадцатипятилетию группы. В фильм вошли двенадцать видеоклипов и многочисленные монологи троицы. Самое тягостное впечатление производил Брайан Коннолли, которого просто трясло перед камерой, а речь его зачастую была просто бессвязным бредом. Кто хоть раз просыпался утром «с бодуна», поймет суть проблемы. Скотт выглядел как зажравшийся булочник среднего достатка. И вел себя соответственно. И только в Мике Такере легко угадывался тот прекрасный и техничный барабанщик середины семидесятых.
Спустя пять лет Брайана Коннолли не стало. Честно могу сказать: никакая другая смерть в среде рок-музыкантов не потрясла меня так, как кончина Конноли. Не могу внятно объяснить, почему, но было такое ощущение, словно что-то очень важное ушло безвозвратно. Вспоминая, как мы вовсю веселились и танцевали в те далекие (и волшебные!) семидесятые под «Fox On The Run» и «Teenage Rampage», до сих пор не могу осознать, что Коннолли - этого молодого, симпатичного и жизнерадостного блондина, с сильным, легко узнаваемым вокалом - больше нет. Как нет и его детища "Sweet". Как уже нет многих и многих великих групп. Слушайте, а может, правда, в 2000-м году всем каюк? Пойду, саван закажу. Говорят, сегодня это самый большой дефицит...
Андрей БЕСПАМЯТНОВ
Опубликовано:
8 января 2017 г.
|