Sweet Fanny Adams - первый альбом, который выпустила группа Sweet, вырвавшись из-под опеки известных британских мелодимейкеров Чинна и Чапмэна. Альбом так и дышит мощной энергией человека, неожиданно вырвавшегося на свободу. Sweet Fanny Adams - классический альбом "забойного" хард-рока 1970-х. Если критики и музыковеды всегда ставили Sweet и их музыку в разряд "подростковой", несерьезной и т.п., то время расставило все на свои места: попробуйте сегодня найти пластинку Sweet Fanny Adams в приличном состоянии - дешевле, чем за 100 долларов Вам вряд ли это удастся, потому что это альбом, который "запиливали" от бесконечного прослушивания.
Корни группы Sweet ("Сладкие") уходят в 1965 год, в британскую соул-группу Wainwright's Gentlemen ("Джентльмены из Уэйнрайта"), где на барабанах стучал Мик Такер (Mick Tucker), а вокалистом был Иэн Гиллан (Ian Gillan) - да-да тот самый! Диапазон группы был ограничен небольшими британскими клубами, где игралась смесь R&B и психоделии. В 1965 Гиллан ушел в группу Episode Six, а оттуда - в Deep Purple. Вместо Гиллана на вокал пришел Брайан Конноли (Brian Connolly). Такер и Конноли играли в Wainwright's Gentlemen до начала 1968 года.
В январе 1968 Такер и Конноли покинули Wainwright's Gentlemen, чтобы создать свою группу, которую назвали The Sweetshop ("Конфетная лавка"). Они взяли в группу бас-гитариста и вокалиста Стива Приста (Steve Priest), который играл до этого в местной группе The Army, и друга Такера - гитариста Фрэнка Торпи (Frank Torpey). Sweetshop не составило труда собрать свою армию поклонников в местных пабах, а вскоре они подписали контракт с записывающей фирмой Fontana. К тому моменту другая британская группа выпустила сингл под таким же названием Sweetshop, поэтому группа сократила свое название до The Sweet.
Дебютный сингл Sweet под названием Slow Motion ("Замедленное движение"), вышедший в июле 1968, успеха не имел. Fontana расторгла контракт, а Фрэнк Торпи покинул группу. Стив Прист позже писал в своей автобиографии, что когда Торпи решил уйти, на его место просился было некий Гордон Фэйрмайнер, но передумал, когда узнал, что они зарабатывали тогда всего 15 фунтов стерлингов в неделю.
В 1969 пришел гитарист Мик Стюарт (Mick Stewart), Sweet подписали контракт с EMI Parlophone и записали три сингла с песенками в стиле "бабл-гам" (попс для девочек). Эти синглы также не попали ни в какие чарты, и гитарист Мик Стюарт покинул группу. На его место пришел Энди Скотт (Andy Scott), который оказался самым опытным музыкантом в группе, ибо играл до этого в трех бандах: Scaffold, Mayfield's Mule и Elastic Band.
В этом составе (который окажется вскоре "золотым" и наилучшим) за Sweet всерьез взялась менеджерская группа под руководством продюссера Фила Уэйнмана (Phil Wainman) и тогда еще никому неизвестного дуэта композиторов-песенников Никки Чинна и Майка Чапмэна ( Nicky Chinn и Mike Chapman). Они работали по контракту с RCA Records.
Sweet пытались тогда совместить различные музыкальные веяния, включая бабл-гам попс (типа групп The Archies и Monkees) с более тяжелым рок-звучанием (типа The Who). Sweet переняли у The Hollies богатые вокальные гармонии, сочетав их с дисторшоновым" гитарным звучанием и тяжелой ритм-секцией. Эта смесь поп и хард рока станет фирменной маркой Sweet и прдвосхитит появление стиля "хэйр металл" (hair metal) спустя 10 лет.
Заметное влияние на Sweet оказал также барабанщик 1960-х Сэнди Нельсон (Sandy Nelson), манера которого ощущается в игре Мика Такера. Особенно в таких вещах Sweet, как "Ballroom Blitz" и "The Man With The Golden Arm" есть кое-что заимствованное от американского хита Сэнди Нельсона 1961 года "Let There Be Drums".
Однако первое время Sweet пришлось петь слащавые песенки, сочиняемые парочкой Чинн-Чапмэн, которые имели некоторый коммерческий успех. Когда музыканты приходили в студию записывать очередной сингл с мурлыкающими песенками Чинна-Чапмэна, им разрешалось заполнять вторую сторону сингла своими вещами. Правда, студийного времени на это оставалось крайне мало - не более трех часов. И тем не менее, Sweet умудрялись записывать B-side (обратную сторону) на каждом сингле все более жесткими вещами. Таким образом складывался резкий контраст между первой и второй стороной пластинки одной и той же группы.
Например, когда на второй стороне сингла "Co-Co" появилась "Done Me Wrong All Right", многих любителей рок-музыки и ненавидящих попсу это озадачило. Они понимали, что Sweet скорее то, что они играют на второй стороне, а не на главной. Концертный репертуар Sweet также состоял преимущественно из обратных сторон синглов и поппури из классических хитов рок-н-ролла.
С ростом популярности Sweet вошли в плотный график сплошных концертов и телевыступлений не только в Соединенном Королевстве, но и по всей Европе. Толпа их поклонников росла. Успех группы во многом поддерживался имиджем глэм-рока (glam) - музыканты глэм эпатировали публику, ярко раскрашиваясь, делая макияж и экстравагантно одеваясь в кричаще яркие цвета. В этом направлении в то время работали Gary Glitter, T. Rex, Queen, Wizzard и Slade.
В 1974 году Sweet устали от музыкального контроля Чинна-Чапмэна и записали вместе с продюссером Филом Уэйнманом свой первый самостоятельный альбом - Sweet Fanny Adams, который достиг 27-го места в списке британских рок-альбомов. В альбоме есть еще две песни Чинна-Чапмэна - "No You Don't" и "AC/DC", однако группа продемонстрировала собственные возможности писать хиты. В песнях "Sweet F.A." и "Set Me Free" собственно об этом и поется - о свободе и о том, что "нам по..." (F.A. - обычно говорилось, чтоб не произносить вслух "fuck all"). Вообще, само название альбома говорит, примерно, о том же.
Дело в том, что "Sweet Fanny Adams" - это устоявшееся выражение из слэнга британских военных моряков, фраза из разряда "черного юмора", ведущая свое происхождение от одной мрачной истории, потрясшей всю Англию в XIX веке. В 1867 году в одном провинциальном городишке один безумный клерк убил 8-летнюю девочку по имени Фанни Адамс (Fanny Adams). И не просто убил, а раскромсал ее тело на части, так что остатки долго собирали потом в разных местах. Через пару лет после того случая, на флоте ввели в рацион моряков новый продукт - тушенную баранину, которая не очень-то пришлась по вкусу матросам. Родилась черная шутка, что это останки Фанни Адамс. Так, "Фанни Адамс" стали называть любую нестоящую вещь, а позже пошло выражение и "милая Фанни Адамс" ("sweet Fanny Adams"), то есть "ничего стоящего" или просто "sweet F.A.", где F.A. служило эвфемизмом для "fuck all", что имеет тот же смысл, то есть "ничё особенного, х... какая-то".
С выходом в свет альбома Sweet Fanny Adams группа отказалась от причудливых глэм (гламурных по современному) нарядов, сменив их на обычную одежду хард-роковой группы - тогда были в моде длинные волосы и брюки клеш. В Sweet Fanny Adams родился и характерный для группы стиль вокальных гармоний на высоких тонах, которым отличались на британской сцене, кроме них еще T.Rex, Queen и Uriah Heep.
Во время записи альбома вокалист Брайан Конноли попал в драку в предместье Лондона Стэйнзе, где сильно повредил горло. Это сильно ограничило его вокальные способности. Прист и Скотт спели за него главные вокальные партии в "Into The Night" ("В ночь") и "Restless" ("Неугомонный"). Врачи боролись за его горло, победила молодость, и Конноли удалось благополучно завершить альбом. Группа не стала предавать этот случай огласке, заявив прессе, что намечавшиеся концерты отложены по причине инфекции, попавшей в горло Конноли.
Sweet Fanny Adams не издавался в США, но 1, 3, 6, 8 и 9-я вещи из него составили основу для американской версии следующего альбома Sweet - Desolation Boulevard, выпущенного на американской Capitol Records. Возможно потому что альбом не издавался в Штатах, сейчас сложился большой дефицит на его виниловые экземпляры, и они сильно выросли в цене. Многие поняли, что по энергетике Sweet Fanny Adams не слабее дип перплского Machine Head, только Мэшин Хэдов в свое время наштамповали немерено, а у Sweet таких тиражей не было.
|