Михаил Садчиков, Фонтанка. ру
Фото Михаила Садчикова-младшего
Питер, БКЗ, 7 апреля 2010 г.
«Эх, опоздали они на тридцать лет!» - вздыхали поклонники у касс БКЗ, наскребая на недешевые билеты. «Какие же они молодцы, в какой форме!» - радостно улыбались те же фаны после двухчасового рок-вечера. И действительно, классики рок-н-ролла конца 60-х – начала 70-х группа Slade, впервые появившись в Питере, задали такого жару, что дали повод обозревателю Фонтанки задуматься о том, что же такое вечная рок-н-ролльная молодость…
История Slade описана во всех рок-энциклопедиях, но до конца не изучена. Не ясно, кому из музыкантов и при каких обстоятельствах пришла в голову революционная мысль запеть рок-н-ролл пронзительным, жестким, срывающимся на крик фальцетом. Конец 60-х – начало 70-х в рок-музыке было временем невероятно калейдоскопичным, бурным, вот и «слэйды» за короткий срок проделали путь от милой, подражающей «битлам» группки до фундаментальных классиков глэм и хард-рока. Они не только заполонили хит-парады своими синглами, но и оказали огромное влияние на таких разноплановых рок-звезд, как Saxon, Quit Riot, Oasis, Smokie, Blur, WASP, Manowar, не говоря уже об AC/DC. Критик Евгений Харитонов утверждал, что не избежали Slade-влияния даже такие светила, как ABBA («Rock me») и Queen (в песне «The Man From Manhattan» с альбома «The Miracle» узнаются аккорды слэйдовской «Coz I Luv You»). Вокальная манера солиста Slade Нодди Холдера, которого Оззи Озборн назвал лучшим рок-вокалистом всех времен и народов, была принята на вооружение не только AC/DC, но и сонмом менее знаменитых групп. Ну а группа KISS явно положила глаз на сценические находки гитариста Slade Дэйва Хилла сотоварищи.
Удивительно, что при всем своем сценическом пафосе четверка «слэйдов» в жизни умудрилась избежать звездной и нарко-алкогольной болезни. Они оставались простыми, прикольными британскими парнями и ничуть не расстроились тому обстоятельству, что несколько гастрольных попыток стать суперзвездами в Америке провалились. В начале 90-х Холдеру и вовсе надоело голосить на сцене, он подался в ТВ и радиоведущие, а гитарист Джимми Ли и вовсе стал психотерапевтом.
Ну а Дэйв Хилл и барабанщик Дон Пауэлл не нашли ничего лучше, как пригласить новых музыкантов и продолжить историю группы. Сначала выступали под именем Slade II, затем «двойку» убрали, что было совершенно справедливо. Нынче вместе с вокалистом Мэлом Макналти, что голосит в кепочке и бакенбардах а-ля Брайан Джонсон из AC/DC, а также баскетбольного телосложения басистом и скрипачом Джоном Берри группа составляет сыгранный, горячий состав. Поверьте, мне немного страшно произнести такое, но сегодняшний Slade в музыкальной составляющей звучит лучше, чем классический состав. Точней, профессиональней! 40 лет на сцене не прошли даром, ведь в эти годы группа не распадалась, не собиралась вновь, а все время поддерживала форму, и нынче 63-летние старички жарят так, что молодым не угнаться. А главное играют с таким настроением, как в первый или последний раз!
А по части прикольного, шутовского шоу Дэйв не уступит своему однофамильцу Бенни Хиллу! Невысокого роста, толстячок в кроссовках (как тут не вспомнить его знаменитые сапоги на немыслимой платформе!) Дэйв выбежал на сцену в пафосном наряде, но быстро скинул парадную форму и остался в майке, совершенно не комплексуя по поводу своих форм и двойного подбородка. То и дело пускал в ход свою фирменную, знакомую еще с 60-х, улыбку, подзадоривал зал жестами, а главное – прикалывался над самим собой, демонстрируя свою «мускулатуру», то и дело забираясь на подставочку, чтобы становить повыше ростом. Но когда дело доходило до гитарных пассажей, тут пенсионер Хилл не нуждался в снисхождении – пальцы и руки работают по-прежнему виртуозно. Барабанщик Дон Пауэлл в своем стиле держался в тени, но ритм держал молодецки.
Зал БКЗ был почти полон. Конечно, большинство составили ностальгические глэм-фаны мужского пола. Но хватало и молодежи, экзальтрованных юных хард-рокерш, что не стеснялись в выражении эмоций. Им старые добрые глэм-хиты явно милей нынешних гламурных r’n’b-чемпионов. В общем, ни у кого, глядя на сцену, и мысли не возникало, что слэйды – старички, пенсионеры.
На концерте Slade лишний раз стало ясно, что даже 40 лет для настоящих музыкантов – не возраст. И ничего удивительного: рок-н-ролл уже давно перестал быть музыкой молодых. И тот, кто прошел сквозь огонь, воду и медные трубы, сохранил верность музыке своей молодости (от «Роллинг Стоунз» до «Машины времени», от «Аквариума» до «Слэйд»!), и публику приумножил, шагнув из некогда модных кумиров в классики. Мы же не удивляемся, когда на сцену филармонического зала выходят 70-летний пианист, виолончелист, скрипач, и играют сложнейшие произведения так, что забываешь о возрасте. Так, может быть, пора перестать удивляться и тому, что приезжает группа с 40-летней историей, что в классическом рок-н-ролле зажигают 60-летние рок-дедушки. Если они делают свое дело лучше молодых, если и сегодня собирают БКЗ, так кто был бы против такой вечной молодости!
|