Рассказ о московском концерте "Slade" 2011 года.
Автор: Starbreaker
Фото: Анна "Led" Айсина
Пятница, вечер, клуб "Milk". Ожидая начала запуска в зал, на промозглой апрельской погоде с ноги на ногу переминаются любители зарубежного рока старой закалки. Того самого рока, который активно разлагал народное сознание и рушил твёрдые социальные устои любого честного советского труженика. Сегодня у бывших передовиков коммунистического производства, сильно постаревших телом, но не душой, намечена очередная ностальгическая встреча с прошлым – в Москву опять пожаловали Slade, патриархи британского глэма. Точнее, то, что от них осталось, поскольку легитимность современного состава этого заслуженного коллектива абсолютно правомерно оспаривается категоричными ценителями прекрасного. Впрочем, дружественные споры о предмете любви среди поклонников – это дело, как известно, неприкасаемо важное и всегда приятное. А главное – ни к чему не обязывающее виновников обсуждения! К счастью, до ожесточённых судебных тяжб за название и взаимного поливания друг друга фекалиями в прессе, у этих музыкантов дело так и не дошло. Печальному примеру двойных составов коллег по сцене из Sweet или ELO они не последовали. Хотя, в своё время, на то были очень веские основания!
Ведь в начале 90-х годов прошлого века, когда, после долгой агонии, неизменный вот уже двадцать с лишним лет состав Slade всё-таки дал трещину, казалось, что перевес сил был совершенно не пропорционален. При всём уважении к личностям Дона Пауэлла и Дейва Хилла, их песенка была почти спета. Ведь потеряв Джима Ли и Нодди Холдера, они потеряли не только харизматичного басиста и великолепного фронтмена. Они потеряли гораздо больше – людей, которые единолично создали практически весь творческий багаж группы за всю её историю. И кто, интересно, тогда мог бы подумать, что при таком потенциале Джим и Нодди спокойненько уйдут себе на пенсию и вот уже двадцать лет как перестанут выступать, регулярно появляться на публике и сочинять свежие песни? А Дейв и Дон, за эти же самые двадцать лет, не только не последуют их примеру, но и будут всё так же неустанно гастролировать по Европе, совершенно не заботясь о выпуске нового материала. Такой ход событий казался, наверное, совсем уж маловероятным, но так оно в результате и вышло. Впрочем, не они первые и явно не они последние! Хотя современный Slade, на мой взгляд, всё равно стоит особняком в некоем условно печальном и сыпящем песком ряду "выживших рок-динозавров". В конце концов, в качестве отличного примера для сравнения можно взять других больших любимцев российской публики – Nazareth. Которым, вместе со Слейдами, тоже уже давно пора давать российское гражданство, посчитав какое количество дней в году они проводят за гастрольным чёсом на бескрайних просторах нашей необъятной Родины. Так вот, господа МакКафферти и Эгнью хотя бы стараются более-менее постоянно менять сэт-листы, вспоминать какие-то полузабытые песни, разнообразить программу, да и, в конце концов, пусть и редко, но выпускают абсолютно новые альбомы. Их качество – вопрос отдельный, но главное здесь что хотя бы выпускают! Господа Хилл и Пауэлл давно положили большой и толстый супер-йоб на оба этих вопроса. Последний студийник Slade датирован 1994 годом (это был тот самый единственный альбом под именем Slade II, записанный без Нодди и Джима в составе), последняя же пластинка "нормальных" Slade и вовсе появилась на свет в 1987. Сэт-лист команды (за очень редкими исключениями) вообще не претерпевает никаких изменений уже лет десять, а скорее даже больше. Одни и те же старые хиты, в одном и том же порядке, под одни и те же заученные движения и фразы, продолжительностью минут в 70 – побывав сейчас на одном концерте Слейд можно смело сказать, что видел и все предыдущие и все последующие разом. Именно поэтому посещение подобных мероприятий наводит меня на пугающие мысли, что, быть может, мой подход к оценке концертов тоже изменится в ближайшем будущем. И я уже не буду размышлять о свежести сэта, о зрелищности шоу, о превратностях звука... Буду, точно так же как и 90 процентов зрителей этим вечером, просто слепо радоваться происходяющему. Какая легитимность состава? Какие ещё подзабытые песни? Slade хиты поют! Про "Коз ай лав ю" и "Мама, ви ол крейзи нау"! Те самые Слейды! Где моё пиво? Впляс, Володя; плевать на радикулит!
Думаю, что по этой небольшой зарисовке все читатели уже вполне смогли представить себе атмосферу, царившую в зале. Публика старшего возраста самозабвенно отрывались под шлягеры своей ушедшей юности и радовались так, как не радуются даже внезапно возникшей на горизонте квартальной премии. Ну а публика помладше… Да таковых в зале практически и не было! Все причины, как я уже и говорил, на поверхности – посмотреть один раз на Slade "для галочки" у москвичей уже была тысяча и одна возможность. А в очередной раз платить за ровным счётом тот же самый торт – удел сугубо тяжело ностальгирующих. В зале "Milk" в эту пятницу таковых набралось никак не больше семисот человек. Вполне возможно, что кто-то из них соблазнился ласковым заверениям с афиш, что концерт будет приурочен ко дню рождения Дейва Хилла, и поверил в обещания некоего специального шоу по этому поводу. Три ха-ха, как говорится! Хотя со стороны отечественных промоутеров и правда была предпринята некая попытка разнообразить действо, пригласив известного ви-джея русского MTV Александра Анатольевича на роль конферансье и шумного розыгрыша дешёвого Epiphone в подарок счастливому зрителю. Но, поскольку свой 65-летний юбилей нестареющий Дейв отмечал вовсе не восьмого, а четвёртого апреля, всё в высшей степени "специальное" шоу со стороны, собственно, самих Slade ограничилось удалением из второго биса главного хита группы "Merry Xmas Everybody" и исполнением (то ли в качестве утешения, то ли в качестве подарка) именинником гитарного соло в середине программы. Ну, в принципе, это и правда можно назвать эксклюзивом – подобного номера в концертах Слейдов я не видел никогда. Выскажу предположение, что сердобольные музыканты в честь прошедшего праздника просто великодушно позволили мистеру Хиллу хоть разок покрасоваться на публике с сольным номером. Впечатления от этого произведения, весьма далёкого от сколько-нибудь широкого полёта мысли (неслабо, к тому же, намекавшего на инструментальные шедевры ныне покойного Гэри Мура), идеально выразил мой друг: "Мне кажется, что он всегда хотел стать блюзменом, но в их среде его нещадно били за кривые руки и отсутствие фантазии". Но публика, конечно же, осталась довольна! Ей было ну совсем не до разбора творческих ценностей, когда маленький Дейв всё так же заразительно улыбается, ловко скачет по заботливо расставленным между мониторами ящичкам, и даже периодически забавно прыгает и дёргает ножками. Не говоря уже о выходе ближе к финалу с фирменной йоб-гитарой, как обычно, сорвавшем бурю аплодисментов. Публика любит чудные блестящие вещи и ярких личностей с признаками лёгкого умственного помешательства – эту нехитрую формулу успеха мистер Хилл по праву может назвать главным уроком, выученным в течение жизни.
Остальные музыканты привычно оставались несколько в тени вездесущего коротышки с гитарой. Второй ветеран Slade, Дон Пауэлл с остервенелым выражением лица крушил пластик своей, крайне скромной, барабанной установки, и светил в зал неизменно белоснежной боксёрской капой во рту. Зачем она ему так необходима на каждом выступлении по сей день остаётся для меня загадкой – может быть он научен горьким опытом тусовок Дейва с блюзменами и постоянно опасается хука в челюсть за хреновую игру? Также у меня создалось впечатление, что чего-то опасается и Мел МакНалти. Несмотря на уже пятилетний срок пребывания в составе группы, он всё так же тих, незаметен, скромен и совсем не гнушается отойти куда-нибудь на задний план сцены, когда не надо петь. В общем, истинному значению слова "фронтмен" он соответствует очень слабо. Не говоря уже о том, что его вокальные кондиции заслуживают разве что термина "сойдёт для сельской местности". Сравнения с Нодди лучше даже не начинать – это настолько разные уровни, что бедного Мела как-то и обижать неудобно. Он старается по мере сил. А ещё, отрастив волосы и напялив кепку, он стал сильно похож на Брайана Джонсона – пустячок, а приятно! Зато кто уж точно чувствует себя на сцене как дома и вполне способен составить конкуренцию Дейву – это условно "новый" басист Джон Берри. Вот здесь ветераны не прогадали и взяли в группу человека, который (хотя бы на сцене) действительно способен заменить мистера Ли. Благодаря природному обаянию, симпатия к этому добродушному двухметровому великану возникает с первой же минуты его появления на сцене и не отпускает до самого конца шоу. В этот вечер он разошёлся настолько, что даже позволил себе занять место фронтмена и целиком спеть (разумеется, при горячей поддержке зала) балладу "Everyday" – таких удивительных вольностей я на концертах Slade совсем не припоминаю. Так что, лично для меня, Джон в этот вечер стал главным героем мероприятия - всегда приятно видеть музыканта, которому действительно в кайф выходить на сцену и зажигать зал!
Ну а в остальном ветераны остались верны себе в любых вопросах. Прозвучали все обычные песни, которые всегда и звучат на их концерте – будь то старые глэм рок шлягеры "Take Me Back ‘ome" и "Gudbuy T’Jane"; традиционные номера с Джоном на белой электро-скрипке "Coz I Luv You" и "Run Runaway"; редкие гости из 80-ых "My Oh My" и "Lock Up Your Daughters"; одинокий пример очень условно "современного" творчества группы в лице "Red Hot"; ну и, конечно, вечные хиты всех поколений любителей британского рока "Far Far Away" и "Cum on Feel The Noize". Всё, как обычно. Лично я с огромным удовольствием посетил бы концерт Slade, на котором они повыкидывали бы к чертям весь этот опостылевший хитовый репертуар начала 70-ых и сыграли побольше материала не только с отличных (но не очень удачно принятых) альбомов "Slade In Flame" и "Nobody’s Fool", но и вспомнили хоть что-то из пяти великолепных работ, записанных ими в 80-ые. Такие пластинки, как "’Till Deaf Do Us Part" и "Rogues Gallery", на мой взгляд, с блеском уделывают большинство классических произведений группы! Увы, но этим надеждам вряд ли будет суждено когда-нибудь сбыться… Зато в эту пятницу я наконец-то убедился, что в клубе "Milk" может существовать довольно приличный звук! До идеала, конечно, ему далеко, но тут уж сама конструкция ангара не позволяет. Хотелось бы надеяться, что эта позитивная тенденция сохранится и впредь. Ну а о позитивных тенденциях в творческой жизни Slade говорить, увы, не приходится. Как можно говорить о том, чего, в принципе, не существует? Можно разве что посоветовать всем, кто ещё по каким-то причинам так и не увидел их выступление, но хотел бы это сделать в теории, поторопиться. В последние годы ветераны уходят по дороге в никуда с пугающей скоростью, а хоть раз в жизни посмотреть на легенд британского рока всё-таки даже не просто желательно, а именно что необходимо! Ведь опустив все прискорбные замечания о теперешнем "пенсионерском" состоянии Слейдов, они всё равно являются неотъемлемой частью истории нашей с вами любимой музыки. За это можно многое простить.
СЕТ-ЛИСТ КОНЦЕРТА:
1. We'll Bring the House Down
2. Take Me Back 'ome
3. Lock Up Your Daughters
4. Far Far Away
5. Everyday
6. Look Wot You Dun
7. Red Hot
8. Coz I Luv You
9. Run Runaway
10. Guitar Solo
11. Gudbuy T'Jane
12. Mama Weer All Crazee Now
13. Get Down and Get With It
14. My Oh My
15. Cum on Feel the Noize
Источник:
"Russian Darkside" Концерт Slade
|