"Слэйд в Огне" - пятый альбом английской рок-группы Slade, выпущенный 29 ноября 1974 года фирмой Polydor Records. Альбом представляет собой саундтрек, т.е. звуковую дорожку фильма Flame, где Слэйды играют роль вымышленной рок-группы Flame.
Сингл "Merry Xmas Everybody" стал последним хитом №1 для Slade. Конечно, они этого не знали в то время, да и откуда придут в голову такие мысли людям, которые находятся на вершине своей карьеры. Однако с 1974 года британская сцена стала изменяться, не только для Slade, но и для всех групп глэм-рока. Жанр развился настолько, что было ясно - этот пузырь должен когда-нибудь лопнуть. Неизбежно. Глэму больше некуда было двигаться: причудливость прикидов и буйство записей зашли дальше некуда. Пресса жаждала писать о чем-нибудь новеньком. О глэме больше нечего было сказать. Критики уже забросили Болана, его карьера пошла под уклон, песни не попадали в горячую десятку. Слэйды догадывались, что если они не изменятся, их карьеру ожидает то же самое.
Идею подал их менеджер Чес Чандлер. Он сказал: "Я думаю, следующий шаг для Slade - сделать фильм." Идея всем понравилась, и весной 1974-го Чандлер предложил писать сценарий. Первоначально была задумана комедия. Это было предложение помощника Чандлера, которого звали Джон Стил, он как и Чес, играл когда-то в группе The Animals, он был там барабанщиком. Стил назвал свой проект фильма The Quite-A-Mess Experiment (Совершенно беспорядочный эксперимент). Это был по сути, стёб над фильмом Quatermass Xperiment - классикой научной фантастики 1950-х. Нодди должен был играть там сумасшедшего профессора. Идея понравилась всем, кроме Дэйва. Потому что в первые же 30 минут его, по сюжету, проглатывало чудовище, и бегало весь фильм с остатками Дэйва на губах. У всех забил было фонтан различных фишек и шуток, но Дэйв зарубил эту идею, ибо такой сюжет терял для него всякую привлекательность.
В конце концов, нашли сценарий, который удовлетворил всех. Его предложил написать чувак по имени Эндрю Биркин. Сюжет вращался вокруг группы под названием Flame (Пламя, огонь). Это был взгляд на музыкальную индустрию изнутри. Такого еще не делал никто до того. Группу играли Слэйды, но играли не себя, а выдуманную группу Flame. В фильме предполагалось задействовать опыт не только Слэйдов, но и многих других групп. Всем понравилось, и Эндрю дали добро писать сценарий. Но когда сценарий был готов, он никуда не годился. Было видно, что он написан человеком, который понятия не имеет о музыкальном бизнесе. Все истории в нем не были похожи на правду.
Слэйды решили, что лучшее что можно было придумать, это взять Эндрю с собой в турне, где он узнал бы из первых рук, как живет рок-группа. И они взяли с собой на очередные гастроли по Америке обоих - сценариста Эндрю и режиссера Ричарда Лонкрейна. Лонкрейн позже стал достаточно известным в Великобритании режиссером, а Flame стал его дебютным фильмом. Предполагалось, что киношники проведут вместе с группой все шесть недель турне, но они выдержали только две недели. Они пили вместе со всеми на вечеринках после концертов, их познакомили с группиз, ранним утром с похмельной головой они отправлялись в дальнейший путь, и это так их вымотало, что уже через две недели оба попросились домой. Для них это был большой стресс.
Вернувшись в Англию, Эндрю переписал сценарий, который на сей раз был куда как ближе к действительности. Группа дала сценарию зеленый свет, и Чес позаботился о дальнейшем осуществлении проекта. Он нашел финансы, и настоял, чтобы фильм продюссировала компания Goldcrest.
Холдер с Ли написали к фильму 12 песен, которые как раз вписывались в выбранный сценарий. Песни были в духе Slade, но написаны для выдуманной группы Flame. Первой песней для фильма и первым синглом с альбома стала "Far Far Away". Задачей сингла было привлечь внимание к готовящемуся фильму. Кроме того, было бы неплохо, если б публика услышала в фильме уже хитовые вещи. Нодди Холдер: ""Far Far Away" - возможно моя самая любимая песня Slade. Она не была большим хитом, когда вышла - №2, но как и "Everyday" - это одна из песен, по которым нас больше всего запомнили."
Первая песня в альбоме "How Does It Feel?" стала главной музыкальной темой в фильме. Она звучит в качестве музыкального сопровождения в разных эпизодах и в титрах фильма. Slade впервые применили в ней духовую секцию.
Пока Холдер с Ли писали песни к фильму, Чес и команда придумали название к фильму - Slade in Flame (в окончательном варианте фильм вышел на экраны под названием Flame) и провели кастинг к фильму, подобрав неплохих актеров, многие из которых только начинали тогда, но стали впоследствии известными - Том Конти, Кеннет Колли, Джонни Шэннон. Джонни играл первого менеджера группы Flame - жуликоватого бандита. Парень вышел из Ист-Энда, работал раньше тренером по боксу, так что был знаком с такими сторонами лондонской жизни не по наслышке. Шэннон настолько хорошо справился с этой ролью, что впоследствии ему давали подобные роли во многих фильмах. Том Конти играл второго менеджера, который торговал до того консервированной фасолью и считал, что справится с музыкальным бизнесом.
Из воспоминаний Нодди Холдера о съемках фильма Slade in Flame:
Одну из главных ролей играл Алан Лейк, который был тогда мужем Дайаны Дорс [Дорс была английская актриса, британский аналог голливудских "сногсшибательных блондинок" и секс-символ 1950-х]. Лейк был известной личностью в актерских кругах 1970-х, но был также хорошо известен как псих. Незадолго до съемок фильма он вышел из тюрьмы...Алан Лейк был фантастической личностью, но он был безумец. Никаких сомнений. Он постоянно попадал в неприятности из-за алкоголя. По сюжету, он играл первоначального певца в группе Flame. Я в начале не был в группе, там были Джим, Дэйв, Дон и этот Алан, а я был в другой группе, под названием The Undertakers (Гробовщики). Потом Flame прогоняют Алана, и я прихожу ему на смену.
Съемка оказалась чертовски тяжелой работой, особенно для нас четверых, потому что мы никогда не были актерами. Приходилось вставать каждый день в 6 утра, а в 7 уже быть на съемочной площадке. Кучу сцен снимали в разных городках по всей стране. Первые две недели мы побывали в Лондоне, Шеффилде и Брайтоне. В первый день мы снимались в одном маленьком клубе в Мэйфейр. По сюжету это была одна из рок-площадок, на самом деле это был стрип-клуб. Я приехал на площадку, хотя в этот день не снимался. Это был день Алана Лейка. Даже полдня Алана Лейка. После обеда Чес уволил его.
Мы не особо хорошо знали Алана раньше, кроме коротких встреч, но были с ним в отличных отношениях. Утренняя съемка прошла отлично, но после ланча он пришел выпивши и затеял драку с менеджером клуба - не в фильме! а с настоящим менеджером того стрип-клуба. Неизвестно из-за чего, да это и не важно. Алан был такой парень, как только выпивал, его могла вывести из себя любая мелочь. Тогда глаза его сверкали, и он впадал в бешенство без всякой причины. В трезвом виде он был милый, любезный, просто паинька, очень остроумный и харизматичный.
Чес сказал ему сразу, чтоб он уходил. Он был уволен прямо на съемочной площадке. Мы не могли рисковать временем, поскольку график съемок был очень плотным. Вечером к нам пришла Дайана Дорс. Она умоляла дать Алану шанс. Она сказала: "Я обещаю присмотреть за ним. Я обеспечу, что он больше не будет пить во время съемок." В конце концов, мы согласились. Он нам нравился, к тому же найти кого-то другого в такой короткий срок было очень хлопотно. Плюс ко всему, он как нельзя лучше подходил на свою роль. Ему нужно было играть в фильме психа, каким он и был по жизни.
Благодаря постоянному контролю Дайаны, Алан больше не бухал за все время съемок. Мы были сильно рады, что позволили ему остаться. Когда мы зависали на съемочной площадке, он постоянно развлекал нас. Обычно он рассказывал нам истории о своих бандитских связях и о тюрьме. После того первого ляпа, дальше все пошло невероятно гладко, хотя это были очень утомительные шесть недель. Но посмотрев куски чернового монтажа фильма, мы воспряли духом. Нам показалось, что мы неплохо сыграли, учитывая наш бедный актерский опыт.
Слэйды в Огне - довольно тяжелый фильм. Это о ссорах, разладах внутри групп, и к чему они приводят. Там была куча насилия и очень мрачная концовка. Когда фильм был закончен, цензоры собирались выдать ему сертификат Х (детям до 18 лет просмотр запрещен). Нам пришлось здорово подредактировать его, выкинуть оттуда насилие, чтобы добиться сертификата A (современный PG - под присмотром родителей, но до 8 лет не рекомендуется). Мы не стали добиваться универсального сертификата U (для всех без ограничений), иначе пришлось бы столько вырезать, что утратилась бы сюжетная линия. Но даже в окончательном варианте это был очень темный, тревожащий душу фильм.
Люди были шокированы. Самое крутое в фильме Slade in Flame, что он показал внутреннюю жизнь рок-групп без прикрас. Сегодня этим никого не удивишь. К тому же, музыкальный бизнес сильно изменился с тех пор и более-менее урегулирован. В фильме дело происходит в конце 1960-х, и все в нем одеты по той моде. Тогда музыкальный бизнес часто находился под контролем бандитов, и немного очистился только к середине 1970-х.
На премьере в Лондоне, члены фан-клуба Slade и вся публика сидели в партере, а на балконах были люди из музыкальной индустрии. Эти две группы смеялись над совершенно разными эпизодами. Наши коллеги узнавали знакомые истории и прекрасно знали прототипов каждого персонажа. Публика не врубалась. Лучшие моменты, скорее всего, они не заметили...
Моя первая сцена в фильме разыгрывала ситуацию, примерно похожую на реальную, случившуюся с Вопящим Лордом Сатчем [Screaming Lord Sutch - эксцентричный рок-певец начала 1960-х, с которым делал свои первые шаги на сцене Ритчи Блэкмор]. Я был в то время еще не во Flame, певцом в другой команде - The Undertakers - и одет в мрачные одеяния - большая черная мантия и цилиндр - лицо смертельно белое. Это было необходимо для представления, которое я устраивал, вылезая в таком мертвецком виде из гроба, после эффектного взрыва на сцене. Алан, по сюжету, забил крышку гроба, чтоб я не мог выбраться.
Эту историю нам рассказал один из роудиз - Хаден, работавший с Вопящим Лордом Сатчем. Трюк с гробом был одним из постоянных сценических фокусов Сатча. Однажды какой-то новичок из его роудиз вынес гроб на сцену и поставил его неправильно, развернув крышкой к стене. Во время выступления раздался, как обычно взрыв... но дальше ничего не произошло. Все ждали, когда из гроба вылезет Вопящий Лорд Сатч, но он не мог этого сделать, потому что крышка гроба упиралась в стену. Эффектный выход сорвался в тот вечер.
Другой эпизод изображает нас на корабле пиратского радио. В 1960-х пиратские радиостанции играли большую роль в рок-музыке. Многие группы давали им интервью. Они болтались на волнах поблизости от побережья, соблюдая дистанцию, за которой не действовали законы о радиовещании. Мы осоновывались на истории про одного хозяина пиратской станции, которого застрелили бандиты. У них там шла война за места, откуда вести радиовещание. В фильме, Flame для собственной раскрутки прибыли на один такой корабль, стоящий в море возле устья Темзы. Томми Вэнс играл там радиодиджея. По сюжету, в то время как мы стоим на корабле и даем интервью, мимо проплывает лодка, и из нее расстреливают радиостанцию из автоматов...
Фильм Slade in Flame вызвал разношерстную реакцию. Критикам он понравился. Даже крупные критики из серьезных газет написали восторженные статьи, что чрезвычайно нас поразило. Мы думали, что наоборот, фильм разнесут в клочья. У публики была несколько иная реакция. Нашим фанам фильм понравился постольку, поскольку в нем играли мы, но в целом они были шокированы. Это было не то, чего они ожидали от нас. Они думали, это будет забавный развлекательный фильмец. Да в нем много мест, где можно посмеяться, но в целом все же не весело. Как только группа Flame в фильме добивается успеха, ее участники начинают ругаться и драться между собой, так что в конце концов группа распадается. Такая вот очень печальная и грустная концовка.
Несмотря на то, что Нодди настаивает на реальности подобной истории, у самих Слэйдов, слава Богу таких ситуаций не возникало, они оставались дружным коллективом на протяжении всей карьеры и одной из немногих групп вообще в истории рок-музыки, выступавших от начала до конца в одном и том же составе: Нодди, Джим, Дэйв и Дон. Что касается Flame, сами Слэйды, заглядывая в прошлое, считали, что фильм сослужил им плохую службу. Во-первых, за время, потраченное на его производство, публика потеряла их из вида, в результате чего даже такие отличные песни как "Far Far Away" не могли добраться до "горячей десятки" в чартах. Во-вторых, многие считают, что мрачный реализм фильма скорее повредил Slade, чем принес им славу.
В 2007 году известный кинокритик Би-Би-Си Марк Кермоуд назвал Flame "Гражданином Кейном" в своем жанре и включил его саундтрек в список 50 лучших саундтреков за всю историю кино. Фильм Citizen Kane/ Гражданин Кейн режисера Орсона Уэллса, по мнению американских критиков и режиссёров, считается лучшим фильмом всех времён и народов.
Источник: Oldies But Goldies
|