Вот я добрался и до легенды хард-н-арта в лице канадской группы Rush. Простое короткое название, которое вобрало в себя целую кучу понятий, так что переводить можно в зависимости от того, что вам ближе: «Натиск», «Суета», «Гонка», «Кайф» или даже «Камыш» (хотя это как раз вряд ли подразумевалось). Если первый альбом прошел незаметно, то уже со второго диска дела ребят постепенно пошли в гору, хотя большие успехи были еще впереди. Далеко не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что в коллективе вместо Джона Ратси, ушедшего еще в начале тура в поддержку дебютника, появился великолепный ударник Ник Пирт (из группы Hush, делавшей каверы на The Who), который не только разнообразил перкуссионную сторону музыки, но еще и интересные стихи умел писать, да частенько концептуальные. Кстати, за свою любовь к Толкину он получил прозвище Профессор. Правда, здесь он еще не проявил себя в полной мере, и на втором альбоме Rush под названием «Лечу в ночи» в музыке по-прежнему чувствуется влияние Led Zeppelin. Тем не менее, пластинка с совой, красиво распластавшей крылья, на обложке попала в канадский и американский хит-парады, что было весьма немаловажно для продвижения ребят на мировую арену как хард-, так и арт-рока. Основа музыки канадцев все-таки хардовая, однако здесь нет стандартных для данного стиля композиций за счет более интеллектуальных аранжировок. Вокал Гедди Ли довольно специфичен, особенно когда он берет более высокие ноты; в общем, к нему явно нужно привыкнуть – на английском языке это называется «acquired taste». Фишкой группы, встречающейся во многих темах, является наличие особых фрагментов, когда ритм-секция периодически делает паузы.
1) «Anthem». Отличное начало для альбома. Сразу же энергично вступает ритм-секция с плотным саундом, затем гитара начинает риффовать, а ударные и бас задают ритм. Под более тихую музыку появляется вокал. Как уже можно судить по названию, песня является гимном – гимном сердцу и разуму каждого человека, который должен найти свое место в жизни и не обращать внимание на то, что его стремления называют эгоистичными. Здесь Пирт показывает свою любовь к американской писательнице Айн Рэнд, родившейся в России начала XX в. и представившей в своих романах философию объективизма, согласно которой все достижения являются результатом индивидуальных усилий, а эгоизм – это добродетель, в то время как альтруизм – порок. Кстати, у нее есть произведение с таким же названием. Впечатляет момент, когда в конце припева ударные и гитара делают эффектные паузы с эхом, особенно в конце композиции. Также нужно отметить гитарное соло, поддерживаемое размеренно играющим басом.
2) «Best I Can». Песня с более рок-н-ролльным саундом, написанная Ли и по музыке напоминающая Aerosmith. Лирика же заставляет вспомнить еще и AC/DC и представляет собой монолог рокера, занимающегося своим любимым делом и желающего заработать на этом миллионы. Как всегда, Алекс Лайфсон выдает отличное гитарное соло, но в целом трек не особо примечателен, хотя и не так чтобы плох.
3) «Beneath, Between, and Behind». Энергичная вещь, в которой запоминается прежде всего припев и, естественно, соло, однако мелодика несколько смазана, отчего впечатления ухудшаются. Рассказывается в композиции о людях, которые отправились когда-то в Америку с мечтами о лучшей жизни, но, похоже, мечты их не сбылись.
4) «By-Tor and the Snow Dog». Первая многочастная композиция группы, показавшая, что ребятам не чужд и арт-рок, в направлении которого они двинутся позже. Частей всего четыре, и они плавно переходят одна в другую.
a) At the Tobes of Hades. Сразу же вступает и энергичная ритм-секция, и вокал, что для подобных сюит выглядит нестандартно. Что касается текста, то здесь Пирта понесло в какую-то мифологию – он рассказывает о Бай-Торе (почти Улан-Батор), принце (или князе) из преисподней, и его противнике – Снежном Псе, воине добра, ожидающем принца на другом берегу Стикса, призывая начать сражение.
b) Across the Styx. Вскоре после окончания вокальной части следует инструментал – эффектно перекликаются гитарный вой и скрежет баса, изображающего Пса. Также впечатляет гитарное соло, с делающими паузу ударными, потом происходит чередование гитары и ударных. После нескольких проигрышей с паузами музыка затихает.
c) Of the Battle. Еще один инструментал. Тревожно и тихо звучит гитара, напоминающая клавишные, и басовые аккорды, несмело присоединяются ударные, затем их звук усиливается и под медленный ритм гитара выдает душещипательное соло.
d) Epilogue. Возвращение вокала знаменует начало последней части. Мы узнаем о том, что Снежный Пес нанес поражение Бай-Тору, прогнал его в ад и спас таким образом небесный мир. Честно говоря, в отличие от двух центральных инструменталов, вокальные части мне не очень нравятся. Заканчивается композиция проигрышем всех инструментов и какими-то звоночками.
5) «Fly by Night». После небольшого гитарного вступления ребята ведут размеренный ритм. В этой композиции лирический герой желает отправиться подальше от родных мест, чтобы начать новую жизнь. Вероятно, «лететь в ночи» он собирается на автомобиле. Музыка весьма оптимистична. Более всего запоминается припев, а также небольшой лирический фрагмент в середине.
Последние три композиции показывают владение Алекса акустической гитарой и более всего напоминают Led Zeppelin (особенно их 3-й альбом или же «Houses of the Holy»).
6) «Making Memories». Вступает акустическая гитара, вскоре присоединяется и остальная ритм-секция. Тема оптимистична и имеет автобиографический уклон, поскольку рассказывает о постоянных гастролях и полна надежды, что в конце концов будет возвращение домой. Завершается композиция гитарным соло, звучащим, пока музыка не затихает.
7) «Rivendell». Кто только ни увлекался Толкином! Вот и Пирт не прошел мимо этого замечательного писателя. Звучат умиротворяющие клавишные и акустическая гитара в духе ранних Genesis, появляется тихий (даже слишком тихий) голос Ли. Здесь изображен Ривенделл – волшебное место в горах, где эльфы жили спокойно до тех пор, пока над Средиземьем не нависла страшная угроза, и куда Фродо в первую очередь понес Единое Кольцо. В песне о событиях книги Толкина почти ничего не говорится – просто описывается, как здесь хорошо, что здесь тебя ждут друзья и что именно в таком месте лучше всего встретить старость. Атмосфера красива, но вот музыка почти не меняется, поэтому становится скучновато. Пять минут с таким однообразием – это все-таки много.
8) «In the End». Вновь вступает акустическая гитара, присоединяется бас, звучат перкуссии. Наступает пауза, а затем воздух неожиданно прорезает риффующая гитара, которую сопровождает остальная ритм-секция, играющая в размеренном темпе. Естественно, не обходится здесь и без впечатляющего соло. Ближе к концу вновь звучит акустическая гитара, сопровождаемая басом. Основная тема песни – взаимопонимание между любящими, когда пытаешься думать и чувствовать, как тот, кто с тобой рядом. Когда мы думаем, что все закончилось, после небольшой паузы еще слышится короткий проигрыш Пирта, словно его последнее слово.
В отличие от последующих работ, на данном альбоме присутствует в основном хард-рок, который многим может показаться довольно стандартным и прямолинейным, однако не слушайте их. Да, прогрессива здесь не так много, однако и стандартной эту музыку в большинстве своем назвать нельзя. Можно пожаловаться на пение Ли, который иногда слишком уж вопит, да и лирика Пирта пока еще оставляет желать лучшего. Вероятно, не стоит начинать знакомство с группой именно с этой работы, особенно если вы любитель прог-рока, однако она все равно будет интересна в должной мере, особенно если вы более неравнодушны к классическому хард-року. Ребята просто пытались обрести свое собственное лицо в мире современной музыки, и не стоит слишком сердиться из-за того, что к тому времени они его, вероятно, еще не нашли окончательно.
Отзыв написал: Featus
|