Э С Т Р А Д А
Внимание! Список эстрадных исполнителей и коллективов расположен под этой статьёй!
Почему эта рубрика называется "Русская и советская эстрада", а не "Советская и российская эстрада", к примеру? Всё дело в том, что определение "русская" тут охватывает всё, что исполнялось, исполняется и будет исполняться на русском языке и языках республик бывшего СССР. А "советская" характеризует только "советский этап", впрочем, не такой уж и маленький, а если говорить честно, то несмотря на некоторую скудость советской эстрадной формы, то просто гигантский. В общем, в этом разделе будет публиковаться всё, что составляло эстраду бывшего СССР и современного СНГ. Таким образом мы надеемся охватить всю ту эстраду, которая считается именно "нашей", а не "заграничной", то есть "совковой", а не "буржуйской"!
Кстати, может быть, кому-то покажется, что в этот раздел попали какие-то не эстрадные коллективы и исполнители, например, рок или рэп, но просим не волноваться по этому поводу. В конечном счете любую музыку на свете можно назвать эстрадной, даже классическую и металлическую, потому что в своем большинстве она исполняется именно на эстраде.
В советское время «артистами эстрады», как правило, называли исполнителей традиционной поп-музыки. Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Песни были рассчитаны на вокальное мастерство, обладали четкими, запоминающимися мелодиями, аккомпанементу уделялась второстепенная роль. Поэтому на советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, не играющие на инструментах и не пишущие сами свой репертуар - Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, София Ротару, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Владимир Трошин, Майя Кристалинская и многие другие.
В сталинские времена советская эстрада испытывает невероятное идеологическое давление. Главным в эстрадных произведениях считалось то, насколько они отражали "политику партии и правительства". Жесткая цензура в начале 1950-х довела советскую песенную эстраду до критического состояния. От "застоя" советскую песню спасли "оттепель" и... барды. Движение авторов-исполнителей, где блистают такие имена, как Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Михаил Анчаров, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Городницкий (вот уж подлинный "интернационал"!), приобрело с конца 1950-х гг. необыкновенную популярность. Советских людей, уставших от засилья "гимнических" сочинений, привлекает в бардовских песнях их искренность, душевность, интимность, наконец, редкостно высокий уровень поэтических текстов. Довольно скоро ведущие барды затмевают по популярности даже известнейших исполнителей. В этих условиях мастера песенного жанра оказываются перед необходимостью использовать уроки своих самодеятельных коллег.
Особой частью советской эстрады было движение ВИА (Вокально-Инструментальные Ансамбли), которое зародилось в конце 1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте, фирме «Мелодия».
ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны - 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.
Среди самых известных ансамблей можно выделить такие: «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Лейся, песня», «Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия», «Поющие сердца», «Ариэль», «Верасы», «Сябры», «Красные маки», «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута».
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и новую волну. Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных, присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.
В советское время развитие эстрадной музыки весьма существенно сдерживалось стремлением властей воспитывать массы в духе «серьезности» и «идеологической выдержанности». Чисто развлекательная, порой вульгарная массовая культура западного типа в СССР считалась идеологически вредной и не поощрялась. Но с конца 80-х годов зарубежная поп-музыка захватывает российский рынок. К ним добавляется отечественная музыкальная массовая культура. На российской эстраде 90-х годов мирно уживаются привычные фигуры советской эстрады (например, Алла Пугачева) и недавние герои альтернативной поп-культуры – такие группы, как «На-На» Барри Алибасова, «Ласковый май» Андрея Разина или та же «Машина времени» Андрея Макаревича, которая в условиях рыночной культуры потеряла все прежние ориентиры и принялась дружно "наяривать" коммерчески выгодную "попсу".
Однако, несмотря на все трудности перехода с идеологического на коммерческий фронт, современная русская эстрада все же не потеряла музыкального вкуса, и сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что она заняла достойное место в мировой поп-культуре.
Источник:
Музыкальная энциклопедия. Советская эстрада
Опубликовано:
8 ноября 2016 г.
|
|
|