АЛЕКСАНДР МАЛИНИН
ПРИЗРАК ДРАМЫ

МЫ. 1991 г. Александр Малинин. Призрак драмы

Журнал "МЫ", № 7, 1991 г.
Стр. 178


МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
Рубрику ведет
НИНА ТИХОНОВА

В письмах читателей, требующих попсу на страницы нашего журнала, порой встречается пояснение: «…конечно, не надо разную дребедень наподобие Леонтьева и Пугачевой» (без подписи, г. Воронеж). Подозреваю, что при оценке певцов такими эстрадоманами основное влияние оказывает возраст артиста, которого они видят на сцене. Требуют Шатунова, которому, «как и нам, по 14-15 лет». Ну, кстати, Юраше уже давно пошел 18-й годок. И. к счастью, кое-кто из совершеннолетних артистов все-таки удостоился доброжелательных отзывов читателей. Среди них – Александр Малинин.

«Но что он сделал? Я не постигаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю!.. Повезло, повезло!» - так рассуждал один из комических персонажей романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», пытаясь разгадать тайну поэтической славы Пушкина.

Александр Малинин собственной персонойТак рассуждают многие, кто задумает открыть секрет успеха любого художника. Особенно актера: даже ничего сам не сочинил, всего-то исполнил вслух чужое произведение, как это делают тысячи его коллег, и вдруг нате – стал кумиром.

Сегодня на советской эстраде бесспорной звездой выделился Александр Малинин. Чудо везения?

Все начиналось буднично. В городе Свердловске жил юный пионер Саша Малинин. Мама певца вспоминает, что рос он крепким, здоровым, послушным. Никаких пророчеств будущей популярности судьба не подкидывала. Разве только, родившись, малыш громче других закричал, что акушеры не упускают случая прокомментировать обещанием: вырастет певцом или атаманом. Ребенок с детства полюбил гитару, ему нравилось напевать под бренчание струн. Но так же проходит юность у всех пацанов.

Категорически не складывалось с иными профессиями. В железнодорожном ПТУ, куда Саша поступил после школы, он проучился ровно четыре дня. Предпочел службу в армии, где заметили, что парню способнее не стрелять, а музицировать в военном оркестре.

Окончил эстрадную студию при филармонии. И вот тут проявилось первое отличие Малинина от большинства молодежи его возраста. Нет бы увлечься роком, которым позже прославился Свердловск, или гремевшими на каждом шагу ВИА. Саша мечтал петь в Уральском народном хоре и добился своего.

Однако вскоре заговорила воля к лидерству. Поначалу она как-то невнятно сочеталась с пристрастием к фольклорным распевам, ведь на эстраде королева – поп-музыка. Замелькали тусовки с малоизвестными поп-группами, которые привели в Москву, в ансамбль «Метроном» и соседствующую с ним по Москонцерту «Группу Стаса Намина».

С группой Намина Малинин общался не по службе, а по душе. Саша считает себя очень контактным, а Стас отмечает одним из главных своих достоинств умение сколотить компанию, где впрок пойдут и застольные беседы артистов, и их совместное освоение модных музыкальных стилей в ситуации, когда всякое новшество полузапрещено и почти неизвестно. Солист группы Намина Саша Лосев учил Малинина играть, петь, вести себя на сцене, изживал вульгарную провинциальность. А когда Стас был уже на подступах к созданию собственного Молодежного музыкального центра, первой его акцией стала менеджерская помощь Малинину. Творческие пастыри взяли певца с собой на гастроли в США, Намин нашел ему партнера для дуэта – Дэвида Померанца, а потом организовал на фирме «Мелодия» совместную запись: Малинин – Померанц.

Истинный триумф Малинину подарил отечественный конкурс «Юрмала-88». Здесь он выиграл Гран-при практически вне конкуренции. Всерьез соревноваться тридцатилетнему певцу среди сверстников и следующего поколения, которое должно бы «наступать на пятки», оказалось не с кем.

Именно в Юрмале у Малинина прорезался неистовый темперамент. Не важно, что он пел. Что-то очень ритмичное. Синхронно с мелодией в тексте хлопали автоматические двери метропоезда, занесенного куда-то в надземные сферы бешеной страстностью певца.

Малинин считает своими учителями по искусству Владимира Высоцкого и Аллу Пугачеву, в «Театр» которой он поступил после победы на конкурсе. Певец стремится, чтобы тексты и шоу его выступлений стали более самоценны. Из множества предложений для репертуара, сыплющихся теперь на него, он выбирает те, где стихи – высокая поэзия: Николай Рубцов, Николай Гумилев… В выборе хотя бы этих двух авторов отражаются главные темы нынешнего Малинина: русский романс и «белогвардейская» романтика.

С романсами Малинин нахлебался неприятностей, зато теперь все признают его первенство возрождение этого жанра на широкой эстраде. Старшие толковали, будто он слишком напорист в романсе «Ямщик, не гони лошадей». «Сказано – не гони, - говорили советчики, - это же классика…» При чем же тут рок – «музыка на пределе», интонации которой певец упорно привносит в народный мелодизм?

А молодые слушатели не желали слушать ничего романсового на рок-концертах, куда настойчиво рвался Малинин, уверенный – это его аудитория.

Понемногу пришлось убедить и тех, и других. Стилизацией: «Поручик Голицын, раздайте патроны, корнет Оболенский, седлайте коня» - конфликтующие поколения наслаждались уже вместе. На общем фоне непривычно благородными увиделись черты Малинина в офицерской шинели и папахе. А именно благородством, в самом объемном понимании, этим неосторожно растоптанным в победном марше пролетариата качеством, манит сегодня эстрадная «белогвардейщина».

Любимые книги Малинина – Библия и Евангелие. Певец исповедует доброту, любовь, порядочность. Чтит заповеди Иисуса Христа.

Вот, казалось бы, весомое и исчерпывающее объяснение успеха Малинина, особенно яркого среди «мыльных» красавчиков современной эстрады: приятные мелодии, актерский темперамент, искренняя духовная содержательность.

Не хватает одного штриха, венчающего вознесение, - трагедии. Но она охотно подразумевается зрителями, когда они видят вместо обычных сытых рож худое напряженное лицо Малинина.

До сих пор личная жизнь артиста действительно шла нескладно. Он мечтал иметь семью и двоих детей. Теперь у него сын от первой жены и дочь от второй, но оба брака закончились разводами. Недавно Малинин женился в третий раз, надо надеяться, на сей раз счастливо. (Она – не актриса).

Тема заведомо проигранного единоборства с судьбой зазвучала у Малинина в песне «Коррида» еще в Юрмале. Там он был одновременно матадором и быком, убийцей и жертвой, а в целом – неизбывной трагедией жестокого бытия. Эта с надрывом рассказанная баллада впервые высветила путь певца в искусстве более далекий, чем временный ажиотаж вокруг конкурсной победы.

Артист может и улыбнуться, прозвенеть хулиганской Есенинской строкой:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист…


Но за ерничеством сохраняется призрак драмы. Лично мне нравится, что интерпретатор Есенина старается походить на поэта не золотыми кудрями, а личностной глубиной, способностью остро и разнообразно чувствовать.

Нравится это и другим зрителям, особенно – зрительницам. Ну какие из нас Айседоры Дункан, чтобы требовать в наше время мятущегося и безудержного Есенина? Хотя при случае сплясать босиком можем, не так здорово, как Дункан, но сойдет. И среди вот этакой обыденности и ущемленности появляется Артист, готовый рвать свою душу в клочья ради спасения наших, может быть, и вовсе отсутствующих душ.

Александр Малинин снова выбирает самостоятельный путь, покидает престижный и «упакованный» «Театр Аллы Пугачевой» и делает сольную программу со своей новой группой «Профессор». Он очень похож на персонажа песни своего репертуара «Пилигримы». Чудак, который любит дороги и странствия, которому не сидится в уюте, кто постоянно ищет неординарных решений, непривычных путей, не ожидая на то ничьей просьбы, разрешения и одобрения.



Фото Дмитрия Кастальского

Опубликовано:
30 мая 2017 г.
Обновлено:
1 декабря 2017 г.
Закончено:
28 июня 2018 г.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Внимание! Александр Малинин!

Рок-энциклопедия. Листая старые страницы

КАРТА САЙТА

СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА

РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ ЭСТРАДА

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ПОРТАЛА

Самые лучшие игры от Алавар для Александра Малинина