Легенды 1980-х:
Группа «Электроклуб», или
История коммерческого эксперимента композитора Давида Тухманова
Сегодня сложно представить, как на одной сцене, в составе одного коллектива могли выступать Ирина Аллегрова, Игорь Тальков и Виктор Салтыков. Каждый из них позже занялся сольной карьерой, но в 1980-х гг. они выступали с группой «Электроклуб» и пользовались большой популярностью. Этот проект был во многом экспериментальным – и для художественного руководителя, композитора Давида Тухманова, и для участников. Но проект получился успешным: песни «Чистые пруды», «Кони в яблоках», «Темная лошадка» все помнят до сих пор.
В середине 1980-х Давид Тухманов был известным на весь союз композитором, автором музыки знаменитых песен «Эти глаза напротив», «Как прекрасен этот мир», «День Победы» и других. Ему всегда нравилось экспериментировать с разными музыкальными стилями и направлениями – он писал песни для рок-группы «Москва» и Николая Носкова. Однажды Тухманов услышал группу «Огни Москвы» и решил, что смог бы предложить интересный репертуар ее солистке Ирине Аллегровой.
Песни для нового проекта он написал достаточно быстро – это был своеобразный эксперимент, сочетающий эстраду, романсы и танцевальную музыку с элементами техно. Тухманов воспринимал этот проект как исключительно коммерческий, рассчитанный на массовую аудиторию. В коллектив пригласили еще одного солиста – им стал Игорь Тальков. Он же предложил изменить название группы на более современное. Так в 1986 г. появился «Электроклуб», музыкальным руководителем которого стал бас-гитарист Владимир Дубовицкий, муж уже длстаточно известной тогда певицы Ирины Аллегровой.
Группа начала гастролировать по всему Союзу. Именно тогда появилась песня, ставшая визитной карточкой Игоря Талькова, – «Чистые пруды». В 1987 г. Аллегрова и Тальков с песней «Три письма» получили вторую премию на всесоюзном конкурсе молодых исполнителей «Золотой камертон». Но Тухманову казалось, что «Электроклуб», несмотря на новый репертуар, все же выглядит и звучит несколько старомодно. Вскоре Тальков ушел из группы и занялся сольной карьерой, а на смену ему взяли солиста Игоря Салтыкова, ранее выступавшего в составе группы «Форум». Тухманов рещил произвести "косметический ремонт" имиджа группы и несколькими штрихами как бы отделить ее от предыдущего проекта. Новая группа стала называться «Электроклуб-2».
Для «Электроклуба-2» Тухманов написал два альбома, более современных по звучанию, но официально реализован был только один. Группа на гастролях собирала стадионы, песни «Кони в яблоках», «Ты замуж за него не выходи», «Темная лошадка» пел весь зал. Салтыков также исполнял на концертах песни, которые слушатели уже хорошо знали по его выступлениям с «Форумом», – «Белая ночь» и «Островок». Гастроли были беспрерывными и проходили бурно. Виктор Салтыков позже вспоминал: «Мы были тогда молодые. Любили покуражиться. Например, могли на гастролях выпить, встать на четвереньки и всем коллективом устроить игру в паровозики».
Все солисты «Электроклуба» были очень харизматичными и смириться со вторыми ролями не могли. К тому же их взгляды часто расходились с представлениями Тухманова о том, какой должна быть группа. Для него это был исключительно коммерческий проект, и он быстро утратил к нему интерес – после того, как «Электроклуб», по его мнению, себя исчерпал. Солисты в свою очередь были недовольны тем, что творчество подчинялось задачам коммерческого успеха.
Когда Аллегрова предложила включить в свой репертуар несколько песен Игоря Николаева, Тухманов категорично отказал. Ей хотелось петь больше лирических песен, и в 1990 г. она ушла из группы и рассталась с мужем - Владимиром Дубовицким. Первые же песни «Странник» и «Игрушка», написанные Николаевым, стали хитами и положили начало ее успешной сольной карьеры.
Позже Аллегрова признавалась: «Первый год работы с "Электроклубом" я была как бы "при группе", второй – "душой коллектива", а на третий – ушла, словно кошка, которая гуляет сама по себе. Ушла потому, что не хотела идти на поводу у зрителя, петь то, что неинтересно мне, но интересно публике. И все же я благодарна "Электроклубу" и всем тем, кто там работал, за то, что этот период стал для меня переходным».
Виктора Салтыкова к уходу из «Электроклуба» подтолкнула его жена, Ирина Салтыкова: «Она постоянно вбивала мне в голову, что можно выступать и одному. Говорила: Сколько ты еще будешь всех кормить?! На всю группу за концерт платят 12-15 тысяч. Аллегрова споет свои четыре песни и уходит, на тебе же все выезжают. Однако почему-то на гастролях она живет в люксе, а ты – нет. За 5-7 тысяч можешь запросто выступать и один». Но после того, как он начал выступать сольно, его карьера пошла на спад.
А вот Игорь Тальков, которому в «Электроклубе» отвели роль второго солиста и аранжировщика, в сольной карьере надеялся реализовать себя в качестве композитора и автора текстов песен. Но его творческий взлет неожиданно оборвался на трагической ноте.
ЧАСТЬ 2
После отъезда Д. Тухманова в ФРГ, в 1991-м году солисткой группы стала жена В. Дубовицкого - Татьяна Овсиенко, и с тех пор (до их развода в 2007-м году) группа превратилась в её сопровождающий ансамбль, потерявший и название, и основных музыкантов. Однако клавишник «Электроклуба-2», Александр Назаров (пришёл в группу вместе с Салтыковым из "Форума"), воспользовавшись потерей к группе интереса со стороны основных фигурантов, провернул операцию по возрождению проекта под названием «Electro Club», впоследствии переименовав его в «Александр Назаров и Электроклуб».
ЧАСТЬ 3
В ноябре 1991 года «Электроклуб» явился публике в своём новом имидже. Стиля «электро-поп», которым ансамбль доминировал большую часть своего существования, заметно поубавилось. Напротив же, Назаров обратился к чистой воды «кабаку», или тому, что у нас любят частенько ошибочно называть стилем «шансон». Если раньше его «шедевры» хорошо крутились на дискотеках, и под них лихо отплясывала молодёжь, то теперь под «Электроклуб» стало весьма вольготно попивать и закусывать.
Но, несмотря на это, можно сказать, что и такой Назаров, далеко «не конястый и не в яблоках», всё же очаровал некоторые слои публики. А песня «Жизнь-дорога» была записана совместно с Виктором Салтыковым.
В 1992-м году в студиях звукозаписи появился альбом под названием «Верни мне прошлое, скрипач» (как сольник Назарова) и вполне хорошо раскупался. Конечно, грустно было то, что это был уже не тот «Электроклуб», к которому мы привыкли за предыдущие пять лет, но в некоторых композициях что-то отдалённое узнавалось. А, например, в проигрыше песни «Призрак» можно было услышать нечто «форумское» из незабвенной вещи «Улетели листья».
В конце 1993 года фирма «Элиас» издала новый альбом «Электроклуба»: «Белая пантера» (записанный ещё в 91-м как «Electro Club»). Альбом успеха не получил, и как только это выяснилось, коллектив "потерялся" на два с лишним года. Назаров, подыскивая для раскрутки молодые поп-таланты, редко появлялся в эфирах. Единственное, что можно припомнить - это его выступление на «Партийной зоне» телеканала ТВ-6 Москва в 1995-м году с новым репертуаром.
|
|
Александр Назаров, Верни мне прошлое, скрипач, 1993 г.
|
Александр Назаров и "Электроклуб", А я люблю, как девушку, милую Москву! 1996 г.
|
Но вот в следующем, 1996-м, неожиданное появление альбома «А я люблю, как девушку, милую Москву» (под вывеской «Александр Назаров и Электроклуб») заставило снова вспомнить о том, что коллектив по-прежнему на плаву. Новая работа ещё более увела Назарова в «кабацкий» стиль с его типичными тремя аккордами и девичьим бэк-вокалом. По большому счёту альбом был самым провальным за всю историю группы – ни одного 100% хита. Потерпев полную неудачу, он решил попрощаться со своей сольной карьерой. Так, в 1997-м году «Электроклуб» почил в бозе окончательно.
ЧАСТЬ 4
Впрочем, кое-какое продолжение у всей этой истории все же имеется. Александр Назаров, похоронив "классический" «Электроклуб», реинкарнировал его в виде девичьего музыкального трио «Электроклуб Woman». Группа выступает по ночным клубам России и Европы, изредка появляется в телевизионных шоу, и в основном исполняет репертуар «Электроклуба», потому что все права на песни группы остались именно у Александра Назарова, каким образом он это провернул - непонятно, но это факт. Таким образом «Электроклуб» всё же скорее жив, чем мёртв!
Источник: КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ
(Сайт временно не работает)
Опубликовано:
28 ноября 2017 г.
|