Невозможно бить все время в одну точку
А. Троицкий
Журнал "Ровесник" № 2, 1983
Уважаемая редакция!
В конце шестидесятых годов на музыкальной арене появились ансамбли, исполнявшие "тяжелый рок": "Лед Зеппелин", "Грэнд фанк", "Дип Перпл". И в последнее время появилось много новых групп, работающих в этом направлении,- "Моторхед", "Айрон мэйден", "Саксон". Хотелось бы побольше узнать о "тяжелом роке" "нового поколения".
С уважением
Орест Куликовец, г. Дрогобыч, Львовской области
Выполняя эту просьбу, редакция воспользовалась оценками и высказываниями зарубежных журналов и газет, музыкальные критики которых, так сказать, ближе к первоисточнику. Приводимые ниже выдержки из статей, рецензий на пластинки и интервью с музыкантами могут, видимо, огорчить некоторых читателей своей однозначностью. Однако хотелось бы обратить их внимание на то, что в отрицательных оценках "нового тяжелого рока" западная критика практически единодушна. А высказывания представителей данного направления о своем творчестве вольно или невольно подтверждают справедливость такой оценки.
"Английские ансамбли, исполняющие "тяжелый рок", можно разделить на три категории. В первую входят группы, созданные усилиями "старых кадров" ("Уайтснейк", "Гиллан", "Рэйнбоу"). Нет ничего удивительного в том, что они пользуются приемами, которые в свое время сделали их знаменитыми. Вторую категорию составляют ансамбли, не дотягивающие до уровня "звезд", но способные время от времени привлекать к себе внимание ("ЮФО", "Джудас прист"). У этих задача простая - во всем следовать за лидерами в расчете на то, что удачно скопированный ход может публике понравиться; они предпочитают не экспериментировать. И еще одна категория - "новая волна тяжелого рока". Ансамбли "Саксон", "Деф леппард", "Айрон мэйден", "Моторхед" появились на британской сцене недавно и, как правило, созданы людьми молодыми и новыми в мире рок-музыки".
Так писал "Рок-ежегодник" в 1980 году. И вот пролетели два года. Что же пишут сейчас об этих ансамблях музыкальные издания? Еженедельник "Нью мюзикл экспресс": "От "Деф леппард", как и от всякого другого ансамбля "новой волны тяжелого рока", слушатели вправе были ожидать хоть чего-то нового. Но "Деф леппард", несмотря на свою молодость, уже опытные карьеристы. Они предпочитают пользоваться приемами, которые оправдали себя в практике других ансамблей... В прежние времена мощь "Лед Зеппелин" оглушала слушателей, это казалось необычным. Но ведь невозможно бить все время в одну точку, а арсенал приемов "тяжелого рока" крайне ограничен. И если эта музыка все еще притягивает новых молодых поклонников, то только потому, что песенки из хит-парадов часто слишком слащавы. Вот и хочется чего-нибудь "мужественного"...
В чем же заключается "мужественность"? "В ярости, ярости звука - звук еще громче, чем раньше, хотя громче, казалось бы, некуда", - пишет английский музыкальный еженедельник "Мелоди мейкер". В рецензии на новую пластинку ансамбля "Моторхед" сказано: "Этот диск не для нервных. Уже от одних названий песен дух захватывает, а если прослушать диск целиком, создается впечатление, будто по голове колотили чем-то тяжелым. Постоянно повторяющиеся аккорды кого угодно могут довести до конвульсий". (В рецензии приводится высказывание одного из создателей пластинки, барабанщика Фила Тэйлора: "Нам как-то спокойнее от сознания того, что сами-то мы все равно уже немного глуховаты".) Некоторые читатели могут возмутиться: "Все это мы уже читали о "тяжелом роке" лет десять назад, не надоело повторять одно и то же?" Не повторяли бы, но слова-то принадлежат представителю "новой волны". И все же что в этой волне нового? Слово американскому журналу "Роллинг Стоун": "Эти ансамбли почти полностью отказались от блюзовой основы - сомнительное достижение, потому что именно блюзовая основа давала простор для блистательных импровизаций таких гитаристов, как, например, Эрик Клаптон..."
Так, может, что-то интересное есть в текстах? Рецензия "Нью мюзикл экспресс" на новую пластинку группы "Саксон": "Единственное ее достоинство в том, что песни "Саксон" короче, чем у других ансамблей. Недостаток - этих песен много". Рецензия того же еженедельника на пластинку "Эйприл уайн": "На кроваво-красном фоне обложки гитарист в маске какого-то зверя (пластинка называется "3вериная натура"). Первая песня рассказывает о том, как от героя ушла девушка. Музыкальное сопровождение - трам-бум-бум-бум-трам (несколько раз). Во второй песне девушка обманывает героя. Третья песня не без некоторой философичности: "Часто так трудно подобрать слова". Правда, вслед за этим сразу же "Хочу только играть рок-н-ролл". Первая сторона пластинки заканчивается тем, что главный герой попадает в перестрелку. Вторая сторона выдержана в том же духе, но названия песен другие. Пластинка посвящена Тарзану и Джону Бонэму, барабанщику "Лед Зеппелин". Единственное, что можно сказать об этой пластинке: хуже уже не бывает; по сравнению с ней даже музыка "ЮФО" звучит свежо, динамично и оригинально. А это уже кое-что!"
Итак, с текстами западные критики разобрались. Перейдем к внешнему облику. Английский еженедельник "Саундз": "Люди, которые поют о "настоящих мужчинах", сами должны являть собой силу и мужественность. Но "мужественность" достигается с помощью старых известных хитростей. Слишком худые или, наоборот, слишком полные руки приобретут весьма мускулистый вид, если на них надеть широкие кожаные браслеты с заклепками. Если потуже затянуться широким ремнем, создается иллюзия не только узкой талии, но и широких плеч. Для пущей воинственности можно опоясаться крест-накрест пулеметными лентами,. а одеяния из черной кожи придадут оттенок некоторого мистицизма. Готово - можно на сцену!"
"Наши поклонники ужасно нам преданы. Многие говорят: "Я люблю "АС/ДС", а кто со мной не согласен, пусть лучше не попадает мне под ноги". После такого энергичного высказывания Брайана Джонсона, вокалиста ансамбля "АС/ДС", вполне уместно перейти к интервью, которые давали музыканты.
Ансамбль "Герлскул" отвечает на вопросы английского журналиста Пола Морли:
- Какая разница, о чем мы поем? Важен сам ритуал, атмосфера.
- А как насчет влияния, которое эта атмосфера оказывает на подростков?
- Ходить на наши концерты все же лучше, чем избивать на улицах прохожих. К тому же после наших концертов они так устают, что им уже не до драк!
Из интервью, которое дали еженедельнику "Нью мюзикл экспресс" участники ансамбля "Айрон мэйден":
- Не кажется ли вам, что "тяжелый рок" - музыка для умственно и нравственно ограниченных людей?
- Нет. Во всяком случае, мы вкладываем мысли в то, что исполняем, и слушатели тоже должны подумать для того, чтобы понять, что мы имеем в виду.
- Видимо, вам очень хочется в это верить. Но, признайтесь честно, неужели вы не понимаете, что поете о всякой ерунде?
- Вот уж неправда, мы поем только о том, что нам кажется важным, а не о чем попало! Какой смысл петь людям, у которых нет денёг, что в мире полно людей, у которых тоже нет денег? Что от этого изменится?
- Лучше, выходит, делать, как вы: нести ахинею про всяких чудищ?
- Так это же безумно интересно - слушать о непонятных тебе вещах.
Устали от цитат? Осталось всего лишь две. Первая из интервью английского рок-музыканта старшего поколения Брайана Эно:
"Любая музыка политична. Это необязательно должно выражаться в словах. Важно и эмоциональное воздействие на слушателей. С этой точки зрения "тяжелый рок" - крайне реакционная музыка, поскольку проповедует культ грубой силы".
Денни Бейкер, английский журналист: "Всякий раз на концертах. "тяжелого рока" я с ужасом смотрю на публику. Эти молодые люди пытались привлечь внимание к себе, к своим проблемам, а теперь устали и от всего отключились. Рано или поздно о них вспомнят: когда понадобятся их голоса на выборах, на них обратят внимание. И "тяжелый рок" выполняет роль холодильника, который помогает им пребывать в замороженном состоянии до тех пор, пока они кому-нибудь не понадобятся".
|
|
|