Журнал "Ровесник", №9, 1979 г.
Ричи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года, с одиннадцати лет начал играть на гитаре, в феврале 1968 года вместе с Джоном Лордом и Яном Пэйсом организовал квинтет «Дип Пёрпл». Спустя несколько лет «Пёрпл» стали одной из популярнейших групп в мире, а сам Блэкмор приобрел характеристику «мрачного и непостижимого короля хард-роковой гитары».
«Мрачность и непостижимость» происходили, надо полагать, от «средневековой» манеры одеваться (обратите внимание на шляпу - модель «Охотник за ведьмами», XV век) и неласковой манеры обращения с представителями прессы. Титул же «короля» Ричи Блэкмор получил вполне заслуженно: он очень техничен и стиль его игры весьма индивидуален. Сам Блэкмор объясняет это следующим образом: он почти не слушает других гитаристов, зато с детства любит скрипичную и виолончельную музыку.
Имея массу поклонников и подражателей, а также немало денег, Ричи Блэкмор все же не был доволен своей судьбой в составе «Дип Пёрпл». «Я начал уставать и от коллег, и от их идей: все как будто под копирку... Мы просто обленились. Например, если нам выделялось две недели отдыха среди гастролей, чтобы записать новый альбом, то из них двенадцать дней мы играли в футбол, один - отсыпались, а репетировали лишь в оставшиеся часы. Большинство вещей мы писали прямо в студии, полагаясь при этом на ремесленные навыки, а не на вдохновение или творчество».
Поклонники начали поговаривать о его уходе из «Пёрпл». Так оно и случилось. Дата - май 1975 года. «Я ушел из «Дип Пёрпл», потому что чувствовал себя как на колбасной фабрике... У меня не было ни идей, ни проектов, ни новой группы - просто хотелось удрать подальше».
Новая группа появилась спустя два месяца. Ричи просто-напросто взял целиком малоизвестный нью-йоркский ансамбль «Эльф» в соста¬ве: Ронни Джеймс Дио (вокал), Джимми Бэйн (бас-гитара), Микки Ли Сойл (клавишные), Гэри Дрисколл (ударные) - и записал с ним пластинку «Радуга Ричи Блэкмора».
Нельзя сказать, чтобы музыка Радуги» сильно отличалась от «Дип Пёрпл», однако сам Блэкмор почувствовал себя совершенно по-иному. «Я снова начал получать наслаждение от игры. Мы все новые друг для друга и делаем все по-новому, с энтузиазмом, с радостью». «Радуга» отправляется на гастроли и... становится очередной рядовой популярной рок-группой. Ричи постепенно избавляется от «Эльфов» не самого высокого класса и берет на их место сначала органиста Тони Кэйри, затем знаменитого ударника, руководителя ансамбля «Молоток» Кози Пауэлла.
Осенью 1976 года они записывают диск «Радуга восходит». Наверное, это лучшая пластинка Ричи Блэкмора до сих пор. Не то чтобы она содержала какие-нибудь музыкальные откровения (единственное, возможно, исключение - «Старгейзер»; Блэкмор говорит, что первоначально написал ее как пьесу для виолончели). Главное достоинство диска - необыкновенная мощь и динамизм. Образно говоря, он сделан в нокаутирующем стиле, вполне достойном страшного костистого кулака, изображенного на обложке. «Мы записывали этот альбом около десяти месяцев, и у меня нет причин быть им недовольным», - сухо заметил Блэкмор по поводу успеха пластинки.
Но рутина и здесь взяла свое. После распада «Дип Пёрпл» большая часть их поклонников автоматически перешла к Блэкмору. От заявок на гастроли отбою не было, а раз менеджеры требуют... «Уходя из «Дип «Пёрпл», я хотел, чтобы мне дышалось легче. Теперь «Радуга» в некоторых странах, например в Японии, даже более популярна, чем когда-то моя старая группа. Я не ждал и не хотел такой реакции. И сейчас я снова там, откуда бежал. В зоне высокого напряжения...»
«Ну и что же остается делать, мистер Блэкмор?» - спрашивали критики. «Когда я чувствую, что рон-н-ролл уже сидит у меня в печенках, а это бывает довольно часто, я прихожу домой, ставлю пластинки с музыкой Баха, средневековой музыкой и ухожу в нее... Я очень люблю классическую музыку. Бах - это 80 процентов всего, что я слушаю».
«Выходит, вы играете не ту музыку, которую любите? Участие в рок-группе - компромисс для вас?» - «Я хотел бы исполнять классическую музыку, но никогда не смогу делать это так, как мне хочется. Выступать в симфонических и камерных оркестрах, мне кажется, безумно скучно. Если бы была такая возможность, я путешествовал бы с бродячим балаганом и играл средневековую музыку под открытым небом. Ближе всего к этому идеалу все-таки стоит рок-группа. В рок-н-ролле есть этот дух праздника. Есть живое наслаждение. Но как вспомню кислые и равнодушные физиономии оркестрантов, когда мы записывали «Старгейзер»... Наверное, я никогда не буду счастлив в музыке».
Довольно грустно звучит такое признание в устах одного из ведущих современных музыкантов.
Взойдет ли радуга для Ричи Блэкмора еще раз? Переживет ли он снова чувство облегчения и обновления? Кто знает.
|