Death On Two Legs (Dedicated To...)
Прежде у Queen уже была злободневная песня о темной стороне шоу-бизнеса - Flick Of The Wrist, но здесь их понесло на полную...
Пластинка начинается с театрально-рояльных переливов Фредди Меркьюри, плавно сменяющихся звуками «сирен» и нарастающими какофоническими многослойными тяжелыми гитарами. Потом это все резко сжимается в одну точку, переходя в основную фазу песни, где начинается диалог рояля и электрогитары, к которым присоединяются ударные и бас. Затем небольшое триольное соло от Брайана Мэя. И после такого необычного вступления Меркьюри начинает петь:
You suck my blood like a leech
You break the law and you preach
Screw my brain till it hurts
You've taken all my money and you want more...
Настроение мелодии меняется от мрачного и злобного до позитивного и радостного. Но припев несет в себе несгибаемую агрессию:
Death on two legs
You're tearing me apart,
Death on two legs
You never had a heart of your own...
На предыдущих трех альбомах Queen поднаторели в пении на несколько голосов. И в этом треке закрепили то, чему научились ранее. В припевах мы слышим разложенное по стерео-панораме разнокалиберное пение:
Kill joy, bad guy,
Big talking, small fry
You're just an old barrow boy
Have you found a new toy to replace me,
Can you face me...
И далее Фредди добавляет то самое, что он не мог сказать Шеффилду во времена сотрудничества с Trident Studios:
But now you can kiss my ass goodbye...
Брайан, Рождер и Джон уговаривали Меркьюри сделать песню не столь прямолинейной. Но он был несгибаем. Также известно, что Брайан Мэй чувствовал себя отвратительно, когда записывал свой вокал для этого трека, настолько мстительным и не близким ему был текст.
Песня длительное время исполнялась группой на концертах и почти всегда Фредди ее объявлял так:
A song about a real motherfucker of a gentleman!
или:
A song about a motherfucker I used to know!
Композиция заканчивается фразой «I feel good» и пущенный в обратную сторону звук тарелки Тейлора. И буря стихает, где ее сразу же сменяет следующий трек.
Lazing On The Sunday Afternoon
В роке есть такая традиция: делать песни про дни недели, месяцы, день и ночь и т. д. Lazing On The Sunday Afternoon относится к их разряду. Позднее у Queen вышла другая подобная песенка - In Only Seven Days с альбома Jazz.
В предыдущих альбомах Фредди уже демонстрировал свое умение писать короткие песни-зарисовки, сложные с технической точки зрения и полные всяких мелких деталей. Например: Killer Queen, Bring Back That Leroy Brown и The Fairy Feller's Master-Stroke.
В более поздних работах он продолжал эту линию в своем творчестве: Good Old-Fashioned Lover Boy и Crazy Little Thing Called Love, но это совсем другая история...
Вернемся к теме. Lazing On The Sunday Afternoon демонстрирует композиторский и певческий талант Меркьюри (все партии спел он сам), уверенность в гитарных аранжировках Брайана Мэя и уникальное музыкальное видение Роя Томаса Бейкера.
Вокал Фредди записан так, что складывается впечатление, что он поет «из телефона». Очевидцы рассказывают, что они перезаписали основной вокал через наушники, положив микрофон в металлическое ведро. Эксперимент-выходка типичная для The Beatles времен «Белого Альбома».
Стихи превосходные! В тексте показано отражение альтер-эго Меркьюри: по понедельникам он работает, по вторникам отправляется в свадебное путешествие, по средам - на велопрогулку, в четверг танцует вальс в зоопарке, в пятницу рисует аж в Лувре, в субботу открыт к вашим предложениям, ну а в воскресенье предается лени:
I go out to work on a Monday morning
Tuesday I go off to honeymoon
I'll be back again before it's time for Sunny-down,
I'll be lazing on a Sunday afternoon
Bicycling on every Wednesday evening
Thursday I go waltzing to the Zoo
I come from London town, I'm just an ordinary guy,
Fridays I go painting in the Louvre
I'm bound to be proposing on a Saturday night (There he goes again)
I'll be lazing on a Sunday
lazing on a Sunday
lazing on a Sunday Afternoon...
Не секрет, что певица Земфира очень любит группу Queen и даже выступала с ними на одной сцене. В композиции «Воскресенье» она обыграла текст этой песни в своей манере:
По субботам мы валяемся в постели целый день
По воскресеньям я пишу отличные песни...
И снова песня заканчивается так же неожиданно, не давая слушателю одуматься, превращаясь в сочный рок от Роджера Тейлора.
I'm In Love With My Car
Тэйлор славится своей любовью к гоночным автомобилям. Даже есть видео из фильма-концерта в Будапеште, где он участвует в гонках на картинге.
У Роджера есть и другие песни, так или иначе связанные с машинами: Tenement Funster и Ride The Wild Wind.
Итак, это песня о машинах и любви к ним, и о том, что они тоже могут быть хорошими друзьями:
Cars don't talk back they're just four wheeled friends now...
Композиция посвящена Джонатану Харрису - роуди, который ездил в гастроли с Queen. В посвящении так и написано:
Dedicated to Johnathan Harris, boy racer to the end...
Когда Брайан Мэй услышал демо-запись песни, он сперва подумал, что стихи - это шутка Роджера, но занял в треке свое место с красивейшими гитарными аранжировками и бэк-вокалом:
I'm in love with my car, gotta feel for my automobile,
I'm in love with my car, string back gloves in my automolove!
"I'm In Love With My Car" - одна из немногих песен, которые на концертах исполнял сам Тейлор, сидя за барабанами, чем приводил в изумление зрителей: петь и одновременно играть на ударных, причем в размере 6/8, очень непросто. Но не забывайте: Рождер - не просто ударник, он играет в Queen!
Песня короткая, но имеет свою неповторимую структуру. Вступление - это раскачка на одном аккорде, потом следует основная часть с хрипловатым вокалом Тейлора в сопровождении рояля и брайановского Red Special.
В бридже меняется тональность:
Told my girl I just had to forget her,
Rather buy me a new cartburettor,
So she made tracks sayin' ths is the end now,
Cars don't talk back they're just four wheeled friends now...
А концовка вообще супер: вроде бы все стихает под звуки мотора Alfa Romeo (тогдашнего автомобиля Тейлора) и песня подходит к концу, как вдруг появляются гитары, звучащие в совершенно другом ключе (ассоциируются с кантри) и снова слышны звуки двигателя. И уж теперь точно все.
You're My Best Friend
Первый сингл басиста Джона Дикона и его первое попадание в чарты. Он долгое время искал свое место в Queen, и как он сам говорил позднее, ему на это понадобилось лет 6. Но зато, когда он определился со своей ролью в группе, он начал выдавать один за другим хиты, которым на стадионах подпевали огромные толпы фанатов.
Все свои песни Дикон отдавал петь Меркьюри. Так что у них сложились особые творческие взаимоотношения, и в дальнейшем они нередко писали вместе (Cool Cat, My Baby Does Me и The Miracle).
Песня посвящена «лучшему другу» - супруге Дикона Веронике Тетцлафф, на которой он как раз недавно женился:
You're the best friend
That I ever had
I've been with you such a long time
You're my sunshine
And I want you to know
That my feelings are true
I really love you
You're my best friend...
Песня легкая и добрая, а вокал Фредди такой ясный и чистый. На записи есть приятные шероховатые подпевки, музыка тоже в полностью соответствует тексту, хоть и выдержана в ставшем уже тогда фирменном стиле Queen. Тэйлор тоже «показал» себя простой, но интересной игрой на ударных, расставляя акценты на отдельных фразах.
Партию клавишных исполнил сам Джон, играя на электропианино Wurlitzer, т.к. Меркьюри отказался на нем играть, назвав его ужасным инструментом.
Во второй части на фразе «Ooh, you make me live» появляются хлопки - такая едва заметная, но важная деталь. Ведь спустя некоторое время хлопки (и притоптывания) стали частью образа и успеха Queen в виде гимнов We Will Rock You и Radio Ga Ga.
Ну и еще колокольчики, брайановское гитарное зазывание перед последним припевом и много чего еще, открывающегося при многократном прослушивании.
Клип, кстати, незатейливый. Молодые и такие модные Queen просто исполняют песню в окружении свечей. Интересно, что в этом видео Джон подпевает вместе с Роджером и Брайаном, хотя на записи его вокала нет вовсе.
'39
А это акустический фолк-номер Брайана Мэя. Ранее, на альбоме Queen II он уже экспериментировал со звуком акустической гитары в Some Day One Day. Здесь же он превзошел свои предыдущие работы.
Две 12-струнные акустики, записанные в разных каналах, придают звучанию объема, их партии немного отличаются друг от друга.
Во вступлении стоит короткая многоголосая распевка, которая в конце сливается с электрогитарой, имитирующей оркестр. И далее вступает мягкий тембр Брайана:
In the year of '39 assembled here the Volunteers
In the days when lands were few
Here the ship sailed out into the blue and sunny morn
The sweetest sight ever seen...
В качестве шутки, Мэй попросил Дикона сыграть на контрабасе в этой песне. Но спустя несколько дней обнаружил его уже освоившим этот инструмент - Дикон отнесся к просьбе серьезно. Кстати, звучит оригинально и контрабас пришелся к месту.
Несмотря на то, что Меркьюри поет партию бэк-вокала, в последнем припеве его голос слышен наиболее отчетливо.
Тэйлор играет на бас-бочке, подыгрывая себе на тамбурине, а в центральной части выходит на передний план, беря характерные для него высокие ноты. А спустя 30 лет Брайан исполнил ее один под гитару для документального фильма о Queen.
Песня повествует о космических путешественниках-добровольцах, которые вернувшись через год, из-за разницы в восприятии времени обнаружили, что все близкие уже давно умерли и их место заняли дети и внуки:
Don't you hear my call though you're many years away
Don't you hear me calling you
Write your letters in the sand
For the day I take your hand
In the land that our grandchildren knew...
Забавный факт, что '39 стоит под номером 39 в каталоге песен Queen.
Sweet Lady
Мэй - мастер рок-хитов, изобретатель риффов не хуже Кита Ричардса. Sweet Lady - это один из его первых шедевров, идею которых продолжил в Tie Your Mother Down, Hammer To Fall, One Vision, I Want It All и Headlong.
Уверенный, сочный и многогранный рифф на 3/4 в духе Led Zeppelin (Мэй был любителем их творчества и в некотором смысле последователем Джимми Пейджа), а также динамичные барабаны со сложными перебивками в припеве.
Позднее Тэйлор признался, что партия ударных на Sweet Lady оказалась для него самой трудной за всю музыкальную карьеру. И не удивительно: она такая разная и при первом прослушивании может показаться не совсем понятной.
Брайан Мэй поступил разумно, «отдав» песню Меркьюри. Фредди справился с ней великолепно - добавил в нее грациозности и своей магической энергии. Позднее подобные хиты Мэя также исполнял Фред, привнося в них силу и мощь, которые были именно в его голосе:
Sweet Lady
Sweet Lady
Sweet Lady
Stay sweet
В самом начале записи, когда звучит только гитара, можно услышать пружинки на рабочем барабане Тэйлора. Забавный артефакт, делающий звучание более естественным.
А в припеве размер меняется на привычный 4/4, благодаря чему ее невозможно поставить в категорию обычных поп-песен. Все-таки, Мэй - настоящий рокер, хотя его внешний вид скорее соответствует джентельмену.
Seaside Rendezvous
В Seaside Rendezvous мы снова наблюдаем многоликую харизму Фредди Меркьюри. Легкий водевиль, перекликающийся по настроению с Lazing On The Sunday Afternoon и песней Good Old-Fashioned Lover Boy со следующего альбома A Day At The Races.
Здесь присутствует масса мелких деталей, напрямую связанных с текстом, которые демонстрируют студийное мастерство Queen: имитация духовых при помощи вокала, звук грома (ударные), игра палочками по ободам рабочего барабана, присвистывания и т.п.
У Queen уже был шуточный эксперимент на предыдущем альбоме в песне Bring Back That Leroy Brown. И в Seaside Rendezvous они воспользовались этим проверенным и беспроигрышным приемом:
Seaside
Whenever you stroll along with me
I'm merely contemplating what you feel inside
Meanwhile
I ask you to be my
Clementine...
The Prophet's Song
«Песня пророка» - произведение крупной формы за авторством Мэя в исполнении Меркьюри. Песня интересна своей сложной аранжировкой. По настроению перекликается с White Man с альбома A Day At The Races.
В тексте затронуты библейские темы, герой предупреждает о «конце света»:
Oh, oh people of the earth
Listen to the warning
The prophet he said
For soon the cold of night will fall
Summoned by your own hand...
Музыкальное полотно заполнено множеством тревожных гитарных партий, порывами ветра и сильным «пророческим» вокалом Фреда:
I dreamed I saw on a moonlit stair
Spreading his hands on the multitude there
A man who cried for a love gone stale
And ice cold hearts of charity bare.
I watched as fear took the old men's gaze
Hopes of the young in troubled graves
«I see no day», I heard him say
So grey is the face of every mortal...
А далее приходит время а-капелльной части, где вокал Меркьюри записан в несколько слоев с использованием дилэя, который образует целый хор:
Now I know now I know
Now I know now I know
Now I know
The earth will shake in two will break
Death all around around around around
Around around around around...
Песня по своей структуре чем-то схожа с Bohemian Rhapsody. Скажем, здесь также после хоровой части начинается хард-рок, сходящий на нет к концу композиции, где под непродолжительный электрогитарный перебор, напоминающий по манере исполнения Эджа из U2, переходит в акустический, а оттуда в одну из самых чувственных песен Queen - Love Of My Life.
Love Of My Life
Это та самая песня, слушая которую, понимаешь, насколько великим был Фредди Меркьюри. Это хрупкая баллада о любви, исполненная под аккомпанемент рояля. Композиция посвящена Мэри Остин - возлюбленной Фредди, с которой он сохранил теплые отношения даже после расставания и до своей смерти. В некоторых интервью Меркьюри сообщал, что Мэри - самый близкий его друг.
Love of my life, you've hurt me,
You've broken my heart and now you leave me.
Love of my life can't you see,
Bring it back, bring it back,
Don't take it away from me
Because you don't know what it means to me...
Произведение немедленно стало популярно у поклонников. Песня исполнялась почти на всех концертах под акустическую гитару дуэтом - Фредди и Брайаном. Публика всегда подпевала и ликовала после того, как Меркьюри давал им спеть целый куплет без его помощи.
В этом шедевре Брайан Мэй неожиданно раскрылся в роли эльфа, играя на арфе. Как он вспоминал позднее, играть на ней было не сложно, скорее проблема была с ее настройкой: стоило кому-то открыть дверь в студию, как инструмент сразу расстраивался из-за перепада температуры. Впрочем, партия электрогитары также прекрасна и нежна.
Good Company
Очередное олдскульное произведение Брайана Мэя, типичный диксиленд. Оно исполнено под гавайское банджо, подаренное его отцом еще в детстве. Песня поется на три голоса, но вокал Мэя немного выведен на передний план:
Take good core of what you've got
My father said to me
As he puffed his pipe and Baby B.
He dandled on his knee
Don't fool with fools who'll turn away
Keep all Good Company...
Очередная песня-наставление, и похоже, что Baby B. - это Брайан. До этого Мэй уже затрагивал тему взаимоотношений «отцов и детей», в частности, в песне Father To Son.
Особого внимания заслуживает гитарное соло Мэя, реконструирующее звучание джаз-бэнда из 30-х. Да и общая атмосфера трека удивляет изобретальностью и композиторским видением Брайана.
ОКОНЧАНИЕ НИЖЕ
|