Когда такие гранды, как Led Zeppelin и Deep Purple, не говоря уже о множестве других замечательных команд, уже выпустили свои лучшие альбомы, на небосклоне рока зажглась еще одна звезда такой же величины. «Королева» оказалась женщиной капризной и не желала находиться в рамках одного стиля, поэтому каждая работа этих ребят поражала набором совершенно не похожих друг на друга композиций то в хард-роковом, то в глэмовом ключе, причем сочетание это не грешило несуразной эклектикой, а, напротив, смотрелось весьма органично. Началось все со студенческой группы Smile, в которую входили гитарист Брайан Мэй и ударник Роджер Тейлор, а также басист и по совместительству вокалист Тим Стэффелл. Ребята ездили по гастролям, выпустили даже какой-то сингл, однако особо популярными не стали. Когда Тим решил покинуть группу, он порекомендовал ребятам нового вокалиста со странным именем Фарух Булсара, каковое он вскоре поменял на более звучный псевдоним – Фредди Меркьюри («Меркурий» или «ртуть» – кому как больше нравится). После прихода через несколько месяцев басиста Джона Дикона состав новой группы, получившей название Queen, окончательно стабилизировался и оставался неизменным на протяжении всего ее существования, что, конечно же, весьма благоприятно действовало на творческий процесс. А сочинять ребята умели, несмотря на то, что ни один из них не имел музыкального образования (а может быть, и благодаря этому): Фредди был художником-дизайнером, Брайан – физиком, Роджер – биологом, а Джон – инженером электронных систем. Помимо музыки, ребята брали еще и вокалом – и пели, кстати, как когда-то The Beatles до них, по очереди. Конечно, Фредди обладал самым мощным голосом из всех, но, если требовалось, уступал Брайану или же (что случалось гораздо реже) Роджеру, хрипловатый голос которого добавлял композициям его собственного сочинения некоторый шарм.
1) «Keep Yourself Alive». Самая первая композиция запоминается своей энергичностью (гитара временами звучит достаточно жестко). Именно она удостоилась чести стать первым синглом группы, хотя хитом, как ни странно, не стала. В середине можно также услышать небольшое соло на ударных, после чего класс показывает уже гитара. Поет в основном Фредди, но и Брайану, написавшему эту песню, было отведено несколько строчек. Помимо энергетики, так и прущей из динамиков с первых же аккордов, следует выделить оптимистичность этой вещи: человек должен просто жить и не зацикливаться на том, что ему вечно не хватает времени или денег. Плотно оседающий в голове припев «Оставайся живым» звучит до тех пор, пока не смолкает музыка.
2) «Doing All Right». Песня, написанная Мэем еще в пору существования группы Smile в соавторстве со Стэффеллом. В начале она звучит как пасторальная баллада, покоряющая своей красотой с первых же секунд. Фортепьянное начало под редкие блюзовые аккорды гитары, впечатляющий вокал Фредди, в начале звучащий особенно нежно. В конце концов мы приходим к жесткой ритм-секции в духе Led Zeppelin, однако эта часть звучит недолго, и мы возвращаемся к началу. Жесткая музыка появляется потом еще раз, когда Брайан предоставляет нам возможность услышать отличное соло, но заканчивается песня лирически – хором и тихими гитарными аккордами. Музыкальная картина прекрасно иллюстрирует смысл песни: несмотря на любые беды человек должен верить в то, что все будет хорошо.
3) «Great King Rat». Первая композиция Меркьюри начинается сразу же с рева гитары и жесткого риффинга, после чего следует энергичная музыка, в которой драм-ритм напоминает поездку на лошади. Фредди рассказывает нам о смерти довольно неприятного человека, Короля-Крысы, скончавшегося от сифилиса. Мэй вновь выдает запоминающееся соло, в котором гитара иногда прямо-таки завывает. В середине ритм меняется, и Фредди начинает читать свою проповедь, совершенно противоположную тому, чему нас обычно учат священники. Внезапно музыка стихает, звучит грустная испанская гитара, после чего вновь происходит возвращение к первоначальной жесткости. В конце Тейлор выдает интересный проход с ударными, когда звук переходит из одного динамика в другой.
4) «My Fairy King». В данной песне Фредди решил обратиться к фэнтези и поведал нам о прекрасной стране, где правил чудесный король («Королева» поет о короле) и которая подверглась нападению злых людей. Просто потрясающая композиция – с изменениями темпа, с фортепьянными и гитарными аккордами, с пронзительным вокалом, периодически переходящим на фальцет (явное влияние Дэвида Байрона), и хором.
5) «Liar». Меркьюри вновь выдал нечто на совершенно другую тему. Музыкальные и вокальные переходы от лирики к жесткости и даже агрессивности впечатляющим образом иллюстрируют исповедь молодого человека, признающегося в том, что он грешник и лжец. Припев, в котором к голосу Фредди присоединяется хор, звучит воистину обвинительно, и картину эффектно дополняют врывающаяся в динамики электрогитара и громкие ударные. Заканчивается композиция мощным джемом.
6) «The Night Comes Down». В начале этой вещи, вышедшей из-под пера Мэя, звучит этакий «бамц», по которому можно решить, будто нас ждет нечто тяжелое и энергичное. Однако после долгого гитарного прохода начинается баллада, представляющая интересный тандем акустической и электрогитары. Впечатляющие вариации вокала прекрасно иллюстрируют чувства человека, в чьей душе наступила ночь, когда он не может найти своего пути. В конце звучит интересный инструментал, напоминающий начало, однако выполненный в более жестком ключе.
7) «Modern Times Rock’n’Roll». Самая странная и, пожалуй, самая нелюбимая вещь на альбоме. Написал ее Роджер Тейлор, спел он же. Текст – о том, что в современном мире рок вновь набирает силу и нужно пользоваться этим моментом. Тема получилась энергичной и скоростной, но настолько короткой, что кажется, будто ее сюда поместили только для того, чтобы довести время альбома до 40 минут.
8) «Son and Daughter». Еще одна энергичная песня от Брайана Мэя о поисках человеком своего пути. Удивление вызывает фраза «Я хочу, чтобы ты был женщиной». Слышится в ней нечто гомосексуальное, поэтому создается впечатление, что Фредди не очень хорошо влиял :-) в этом плане на Брайана, раз он выдавал такое. Ближе к концу музыка начинает ускоряться и постепенно затихает.
9) «Jesus». Словно в противоположность «нехорошим» проповедям композиции под номером 3, Фредди решил завершить альбом песней об Иисусе, в которой восхваления Сына Божьего звучат совершенно искренне. Не очень часто в роке можно встретить столь яркую песню на христианскую тематику. («Jesus Christ Superstar» – это уже отдельная статья для разговора.)
10) «Seven Seas of Rhye». Нет, это не песня. В песню эту вещь Фредди превратит уже на втором альбоме, а здесь она звучит в виде быстрого 1,5-минутного инструментала, заканчивающегося диминуэндо.
Этот альбом вполне можно приводить в качестве иллюстрации того, как можно с самых первых шагов показать свою индивидуальность и громко заявить о своих талантах. Queen в очередной раз показали, что музыка – это поле для различных экспериментов, которыми не должен гнушаться любой уважающий себя рокер. Они испытывали влияние групп, появившихся до них, однако никогда стремились к их копированию. Кроме того, хотя ребята никогда не были металлической командой, тем не менее, многие группы, играющие в этом стиле, в т.ч. Metallica и Blind Guardian, называют Queen в числе тех, кто оказал на них влияние.
Автор: Featus
|