2) Далее идет песня «Breathe in the Air» (или просто «Breathe»), показывающая разочарование Уотерса бесконечной гонкой за успехом, в которую превращается жизнь: «Беги, кролик, беги, рой нору, забудь о солнце».
3) Инструментал «On the Run» был задуман как отражение параноидального страха перед смертью и, в частности, перед авиаполетами. Мы слышим, как задыхающийся человек спешит на самолет, который затем взлетает и падает с грохотом, эхо от которого рассеивается очень долго. Реальность музыкального полотна, созданная синтезатором Synthi-A, последним достижением музыкальной техники на тот момент, просто потрясающая.
4) «Time» – пессимистическая песня о том, как впустую мы тратим драгоценные мгновения нашей жизни (странно, но Уотерсу было тогда всего 28 лет). Начинается она с потрясающего боя и звона часов, которые на последующих концертах звучали особенно впечатляюще. Запоминается также великолепное соло Гилмора. В конце песня переходит в более оптимистическую репризу «Breathe»: «Снова дома. Я люблю бывать здесь, когда могу».
5) «The Great Gig in the Sky» первоначально была фортепианной пьесой, во время которой читался Экклезиаст – в качестве демонстрации, как религия может свести с ума. Однако, чтобы не навлечь проклятий религиозных фанатиков, от такой идеи пришлось отказаться, а композиция стала повествовать о страхе перед смертью в авиакатастрофе. Чтобы сделать инструментал еще более выразительным, решено было привлечь сессионную певицу, от чьего голоса, то стонущего, то словно зовущего куда-то, просто перехватывает дыхание.
6) Вторая часть альбома начинается с наиболее часто исполняемой группой композиции – «Money». Песня о неприятии мира большого бизнеса начинается с потрясающего скачущего из динамика в динамик звука открываемой кассы и звона денег. Создавалось это очень долго и кропотливо – пленку с записью звона разрезали на мелкие кусочки, а потом склеили их так, чтобы звон монет точно совпадал с ритмом песни. Вот на какие ухищрения приходилось идти за неимением современной техники, позволяющей теперь сделать то же самое за считанные минуты. Впечатляют гитары и агрессивно звучащий (можно сказать, даже ревущий) саксофон.
7) «Us and Them» – песня об извечном конфликте между разными слоями общества, из-за ее грустности так и не вошедшая когда-то в фильм «Забриски Пойнт» для сцены разгона полицией студентов. Спокойный в начале темп с миролюбивым саксофоном сменяется жесткой игрой всех инструментов.
8) Инструментал «Any Colour You Like» был некоторой уступкой прошлому, чтобы хоть что-то в альбоме напоминало о старом Pink Floyd. Кстати, эта синтезаторно-гитарная композиция – единственная на альбоме, написанная без Уотерса и не имеющая никаких фраз на заднем плане (в отличие от других инструменталов). Название взято из рекламы первого в мире автомобиля массового производства, «форда Т», где покупателю предлагалась на выбор машина «любого цвета, если этот цвет – черный».
9) «Brain Damage» – песня, появившаяся как размышление о Сиде Баррете, но имеющая более общий смысл, объясняемый самим Уотерсом: «В каждом из нас сидит сумасшедший, которого мы пытаемся удержать внутри».
10) Завершается альбом великолепной «Eclipse», короткой и ударной песней с великолепным образом солнца, скрываемого луной: хоть луна – недостатки и пороки человека – и меньше солнца – хороших качеств, – но она его все-таки затмевает. В самом конце альбома, как и в его начале, слышатся звуки бьющегося сердца – заканчивается одна жизнь, начинается другая, мало чем отличающаяся. При этом звучит просто потрясающая фраза, произнесенная лифтером студии, где записывался альбом: «Нет никакой темной стороны луны. На самом деле она вся темная».
В общем, поставить этому альбому меньше 10, а в особенности, на основании глупого представления, что он устарел, – преступление. Он совершенно не устарел, и лежащее в его основе утверждение, что в современном мире каждый должен бороться за сохранность рассудка, чтобы не сойти с ума, не потеряло своей актуальности и по сей день, благодаря чему действительно прогрессивные люди будут продолжать слушать это творение и размышлять о жизни и о том, что нужно делать, чтобы остаться здравомыслящим человеком в этом безумном (а может быть, и слишком нормальном) мире.
Автор: Featus
|