Альманах «Night Beast 1987»
№ 2, февраль, 2016 г.
Рецензия на альбом
Автор: Эрнст Неизвестный
ШЕДЕВРАЛЬНЫЙ АПОГЕЙ:
ФЛОЙДЫ НЕ СОБИРАЮТСЯ ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ
Вот я и попал. Поверьте мне, гораздо проще писать хвалебные рецензии на альбомы, которые не так хорошо известны обыденному слушателю. Чаще всего можно просто покидаться высокопарными прилагательными, провести пару аналогий с другими музыкальными трудами, воодушевить читателя несколькими образными сравнениями, - и вот она: практически идеальная рецензия на альбом, который знаю только я или же ещё несколько моих друзей. Данная рецензия, как бы хороша она была, не будет никем читаться, - в лучшем случае благодарный читатель лишь окинет её беглым взглядом, оценит обложку альбома и может даже послушает какой-либо приложенный к статье трек, - но этим всё и ограничится. Однако когда мне приходится писать о группе "Pink Floyd", я заведомо создаю вокруг себя ажиотаж. Более того, когда я пишу об их эпохальном и, за неимением лучшего слова, гениальном творении – "The Dark Side Of The Moon" (даже название альбома стало нарицательным!).
Об этой пластинке написано столько статей, что даже у вашего покорного слуги голова идёт кругом. Ни года не проходит без того, чтобы какой-либо именитый критик не называл этот альбом лучшим за всю историю человечества, ставя его выше таких, казалось бы, незыблемых столпов музыки как "The Beatles ~ Revolver" и "The Beach Boys ~ Pet Sounds". За прошедшие несколько лет он умудрился выйти на второе место по мировым продажам, обогнав "AC/DC ~ Back In Black", и я уверен, что ещё через несколько лет он обскочит и нынешнего лидера – "Michael Jackson ~ Thriller". Почему? Потому что "Pink Floyd" это не просто музыкальный коллектив – это настоящий феномен. Уникум среди других прогрессивных коллективов, который умудрился записывать сверхсложную и навороченную музыку и одновременно завоёвывать сердца миллионов поклонников во всём мире. Их музыка трогает самые глубокие и спрятанные струнки нашей души, нежно касается тех чувств, от которых мы и сами зачастую прячемся в темноте невежества и, как-то ненароком, выдавливает слезу даже из самого черствого человека. Их музыка радует, печалит, пугает, злит, смешит, навевает чувства ностальгии и стремления к чему-то большему и воспитывает в нас вкус к красивой музыке, лишённой таких отвратных качеств как коммерциализация и примитивность. Секрет "Pink Floyd" понять практически невозможно: многие меломаны до сих пор задаются вопросом – почему именно они? Почему такого успеха смогли добиться именно они? Почему не "Caravan", "King Crimson" или "Van Der Graaf Genearator"? Но, увы, даже у меня нет ответа на этот извечный вопрос. Возможно всё дело в том, что их музыка всегда была откровенной, будто они записывали её не для кого-то другого, а исключительно для себя и своих друзей. Будто они не просто хотели повыпендриваться, насилуя музыкальные инструменты всеми мысленными и немыслимыми способами, но просто сыграть красивую, сложную и запоминающуюся музыку.
О гитаристе "Pink Floyd" Дэвиде Гилморе один мой хороший друг однажды сказал: возможно, он не настолько техничен как невероятный Джон Петруччи и возможно он не может играть так же быстро как Ван Хален или Стив Вай, но одна только нота, которую он издаёт при помощи обычной гитары, пронзает сердце слушателя так, как ни одно соло в мире. То же самое можно сказать и обо всей группе – она уникальна в своей простоте, но увлекательна в своей сложности. Парадокс? О, да, - разве есть что-то более интересное, чем парадоксы? Вам нужна история "Pink Floyd"? Увольте – зайдите в ближайший книжный магазин, пройдите в отдел музыки и выберите одну из десяти биографий группы, написанную английскими, американскими, русскими или даже азербайджанскими (да, у меня и такая есть!) критиками. В них вы найдёте всё: от раннего становления группы и принятия ими психоделической британской сцены (наверное, единственный период их творчества, который я не принимаю, - но лишь из-за того, что психоделический рок нужно слушать под галлюциногенами или другими веществами, раскрывающими сознание, а я такими вещами не увлекаюсь) до того момента когда в группе остался лишь вышеупомянутый Дэвид Гилмор. Именно там вы прочитаете, что именно употреблял Сид Баррет и насколько скандальным был Роджер Уотерс, - в общем, я, пожалуй, опущу все эти перипетии и перейду непосредственно к альбому.
"The Dark Side Of The Moon" – в этом альбоме идеально практически всё: от загадочного названия до стильной обложки, - всё в нём притягивает взгляд любопытного меломана, готового к новым музыкальным путешествиям. И пластинка не разочаровывает: как это часто бывает у прогрессивных групп, это не просто набор песен, а настоящая концептуальная работа, посвящённая тому, как обстоятельства современной жизни подминают под себя человека и доводят его до настоящего безумия. Кстати, довольно актуальная для группы тема, которую они поднимут чуть позже на другом своём эпохальном альбоме (ну-ка, все вместе!) – The Wall.
В музыкальном плане пластинка впитывает в себя практически весь спектр рок-жанров – от психоделического рока, сводящего с ума и ввергающего в пучину непонимания, до классического блюза, от которого даже самые прожжённые скептики бросаются в пляс. Речь идет, конечно же, о песне Money, которую не знает разве что ленивый, - настоящем хите как семидесятых, так и нашего с вами двадцать первого века. Совсем недавно группа перевыпустила сингл с этой песней на виниле и знаете что? – она снова заняла первые позиции музыкальных чартов, подмяв под свою мощь всех поп-див и замшелых электронщиков (не то чтобы я что-то имел против них). При всём при этом Money является чуть ли не самой просто песней на альбоме, как в музыкальном (хотя это соло на саксофоне просто ввергает в музыкальный экстаз), так и в лирическом плане: повествует она о том, какую власть деньги имеют над людьми, и какую двойственную роль они играют в нашем мире, одновременно являясь и благом, и грехом. Ничего нового, да? Но стоит сказать, что в концепцию альбома даже такая избитая тема вписывается замечательно.
"Us And Them" – композиция совсем иного пошиба, настолько же глубока музыкально как и концептуально. Гипнотический ритм и вокал сменяются хоральным, скорее даже присущим мюзиклам, припевом. Так и со всем альбомом – он полон постоянных подъёмов и падений: сохраняя относительное спокойствие и мелодичность, группа умудряется укачивать нас на штормовых волнах; слушатель то мерно покачивается в мерный такт музыкального течения, то с криком срывается с многометровых волн, грозящих погрести его под своим многотонным весом. Us And Them, как собственно следует из названия, повествует о пренеприятной привычке человека делить собратьев на «своих» и «чужих», в результате чего на планете постоянно возникают недопонимания и кровавые конфликты. Из этого, конечно же, следует вывод, что все мы люди, и все мы повинуемся одним и тем же эмоциям и законам жизни. И время неумолимо стирает всех в нас порошок, забывая о наших условностях и поведенческих границах… Время?
Ах, да, "Time" – ещё один шедевр с альбома, который никогда не покинет ваше сознание, стоит лишь раз его услышать. Внимание! Отступление от темы!!! Time? Серьёзно? Time? Неужели нельзя было придумать хоть сколько то более оригинальное название? Да чтоб вам было известно в моём iTunes-е на данный момент существует 56 песен с точно таким же названием!! Come oooon!!! Сколько можно? Я, конечно, понимаю, что они хотели, чтобы весь альбом был выполнен в стильном минимализме, но Time – это уже слишком!!! Вы знаете, мне это уже искренне надоело, - названия песен не должны быть настолько примитивными и незапоминающимися. Уж пожалуйста, если вы так много вкладываете в свою музыку, то давайте сделаем то же самое и для заглавий!! Goddamit!!! *Николай Чувиков просит у вас прощения за сей гневный порыв и возвращается к своей рецензии* Итак, да, Time. Пожалуй, время это единственная сила во Вселенной, которая способна потягаться с таким явлением бытия, как смерть. Оно обволакивает нас и несёт сквозь минуты и года, попутно перемалывая наши мечты и стремления и даря нам минуты радости и счастья, чтобы потом навсегда ввергнуть нас в объятия космоса, из которого все мы родились. Поверьте мне, каким-то образом этой песне удаётся передать все эмоции и настроения, связанные у человека с неумолимостью времени. Стильный, размеренный ритм, аккуратные, но при этом задорные гитары, играют в прятки с нежным и отчаянным вокалом, разбивающим сердца и одновременно вселяющим в нас желание существовать. "Pink Floyd" всегда были группой противоречий, но нигде больше это так не заметно как на композиции Time.
Однако самым главным достижением альбома лично я считаю тот шедевр, который участники группы озаглавили "The Great Gig In The Sky". Здесь нет никакой лирики, никакого посыла – просто музыка. Музыка, ввергающая вас в настоящее путешествие к далёким звёздам и настолько же близким нейронам вашего мозга. Композиция начинается медленно и размеренно, будто бы успокаивая вас и давая время подумать над тем, что вы слышали до этого. Но в один миг она доходит до апофеоза всего альбома, когда музыка достигает самых волнующих высот, а неподражаемый и сверхмощный женский голос Клэр Торри возносит слушателя на самое небо, где обыденность становится лишь страшным сном, а действительно прекрасное окружает и успокаивает его. Это лишь слова, дорогие мои, - если вы никогда не слышали этого творения, то немедленно бросайте все свои дела и нажимайте кнопочку «Play» - вы не пожалеете.
О "The Dark Side Of The Moon" можно говорить бесконечно: я лишь кратко упомянул о четырёх песнях, которые на мой скромный взгляд (да какой скромный, - у меня же мания величия!) являются лучшими с пластинки, но там есть ещё много треков, несомненно заслуживающих вашего внимания: "On The Run", "Any Colour You Like", "Brain Damage", "Eclipse" – каждая из них уникальна по своему и определённо достойна своего маленького абзаца в любой рецензии. Однако мы ограничены количеством строк, а потому мне уже приходится сворачиваться. Как можно резюмировать всё вышесказанное? Да никак на самом деле – это один из тех редких случаев, когда и критики, и благородные меломаны, и напыщенные снобы, и даже обыденные слушатели уже всё сказали за меня. "The Dark Side Of The Moon" – это уникум среди всех музыкальных творений, который оказал непереоценимый вклад в развитие музыки и искусства в целом. Никогда не слышали этот альбом? Тогда зачем вы ещё читаете мою бредятину?! – скорее в магазин за диском или винилом!!!
P.S.: Уважаемые женщины, так как у нас на носу праздник женской эмансипации (Кхм, 8 Марта), то позвольте дать вам немного бестолковый, но всё равно полезный совет. В миру бытует легенда, что каждый мало-мальски адекватный мужчина в глубине души любит "Pink Floyd". При этом он может быть электронщиком, рэпером, панком, металлистом, рокером, попсовиком, шансонье или же просто всеядным меломаном, - но среди всего прочего он обязательно должен любить "Pink Floyd". Поэтому, если хотите убедиться, что ваш возлюбленный - адекватный мужчина, просто спросите его: «Дорогой, а ты любишь "Pink Floyd"?», и если в ответ вы получите что-то вроде «Да кому нужен этот хлам?» или, что ещё хуже, «А кто это?», то насторожитесь: он может оказаться не тем за кого себя выдаёт (если вы понимаете, о чём я…). Внимание: автор не несёт ответственности за эту легенду и на самом деле считает её красивой выдумкой. Однако чем чёрт не шутит… Особенно когда он уже пару раз убеждался в её правдивости…
Источник:
Night Beast 1987
Опубликовано:
4 октября 2019 г.
|