В начале 1969 г. к музыкантам Pink Floyd пришел режиссер Барбет Шрёдер и предложил написать саундтрэк к фильму о жизни хиппи. Поскольку у флойдовцев был уже подобный опыт (композиция для фильма Питера Сайкса «Комитет»), они согласились. Да и для группы, выпустившей всего два альбома, это была, естественно, честь. Шрёдер предоставил группе законченную версию фильма, список сцен, для которых он хотел бы использовать их музыку, и полную свободу в студии за 600 фунтов каждому.
Фильм, в котором наркотики делились на «хорошие» и «плохие», кстати, оказался довольно слабым и очень недолго продавался на видеокассетах (правда, во Франции его до сих пор можно приобрести). Тем не менее, его вспоминают в связи с тем, что он стал поводом для создания третьего альбома Pink Floyd. В основе фильма – нравоучительная история немецкого студента Штефана, встретившего в Париже американку-наркоманку Эстеллу (прямо стихи можно писать: «Она была американкой, к тому же наркоманкой»), отправившегося с ней на испанскую Ибису, «рай для хиппи», и погибшего от передозировки.
Тема наркотиков была знакома группе – ее вообще считали «наркоманской», хотя, помимо Баррета, никто отчаянным наркоманом никто не был. Да, они курили марихуану и пробовали ЛСД, но никогда особо этим не увлекались, помня о Сиде. Правда, по воспоминаниям Гилмора, перед записью они обычно как следует обкуривались. Обложка альбома работы Торгерсона является кадром из фильма – в сцене, где Штефан шутливо борется с ветряной мельницей, были изменены цвета, в результате чего она приобрела психоделический вид. На задней стороне обложки помещен другой кадр – двое героев фильма на утесе после принятия ЛСД. К сожалению, я фильма не видел и не могу сказать, насколько музыка к нему подходит, но надеюсь, что описание сцен из него, взятое из различных источников, поможет хоть как-то воображению тех, кто будет слушать этот альбом.
1) «Cirrus Minor». Начинается с птичьих трелей. Звуковые эффекты были взяты из расположенной неподалеку от студии библиотеки, в которую иногда наведывались и The Beatles. Акустическая гитара, орган «Хэммонд» и «Фарфиса», спокойный вокал Гилмора. Голос словно отдаляется, отзываясь эхом, затем совсем исчезает, предоставляя музыкальное пространство органным изыскам. Песня отражает состояние Штефана, принявшего марихуану и героин (о его действии Уотерсу когда-то рассказал Баррет).
2) «The Nile Song». Первая и, кажется, последняя попытка группы в хэви-металле. Вокал Гилмора резко контрастирует с предыдущей композицией. Эта сказка о русалках, завлекающих и топящих мужчин, исполняется в фильме во время первой встречи Штефана и Эстеллы и, таким образом, указывает на фатальность их дальнейших отношений.
3) «Crying Song». Альбом вновь возвращается к убаюкивающей музыке – спокойному джазу (клавишные и две акустические гитары, снотворный вокал). Здесь впервые использован образ камня, который еще появится на альбомах конца 70-х. В фильме звучит на магнитофоне в комнате Эстеллы и показывает, что чувствует Штефан, для спасения своей девушки согласившийся работать на наркодилера Вольфа и ставший таким образом рабом любви.
4) «Up the Khyber (Juke Box)». Свободный джаз. Быстрые гипнотические ударные вместе с резкими ударами Райта по фортепьянным клавишам, а затем еще пронзительной, режущей уши игрой на органе. Тема звучит в фильме вслед за предыдущей и сопровождает сцену, когда Штефан узнает, что Эстелла до сих пор сидит на героине. Перевал Хибер – горный участок на границе Афганистана и Пакистана, использовавшийся многими завоевателями, а также торговцами героином. Кроме того, «Khyber pass» означает на слэнге лондонских кокни не что иное, как «ass» («задница»). Так что название можно перевести «Засунь-ка себе в…».
5) «Green Is the Colour». Красивый фолк: акустическая гитара, дудочка, фортепьяно, почти шепчущий вокал Гилмора. Звучит в идиллической сцене, когда герои фильма бродят обнаженные на природе, курят гашиш и занимаются любовью, и повторяется, когда Штефан узнает, что из-за Эстеллы уже погибло двое мужчин. Уотерс впервые пользуется образами солнечного и лунного света для обозначения добра и зла в человеке. Штефан видит в девушке добро, но понимает, что у нее есть и темная сторона.
6) «Cymbaline». Тревожная вещь: бонго, фортепьяно, дудочка. Вокал Уотерса особенно сильно звучит в припеве. В конце Райт выдает соло на органе в восточном стиле. Песня написана после ночного кошмара Уотерса. Роджер фактически стал главным в группе, и это было для него тяжким грузом. В тексте говорится о давлении на творческих людей и о том, что может погубить людей. Упомянутый в песне доктор Стрейндж – персонаж комиксов, весьма популярный в психоделической тусовке, способный менять внешность и переноситься в другие измерения. Что касается названия, то оно, возможно, имеет отношение к пьесе Шекспира («Cymbeline») – правда, непонятно какое.
7) «Party Sequence». Самая короткая композиция. Простая мелодия на дудочке под энергичные бонго Мейсона. В фильме исполняется обкуренными хиппи-оборванцами на вечеринке в первый день пребывания героев на Ибисе. Штефан пьет, курит травку, ревнует Эстеллу к владельцу отеля Вольфу. Он бьет девушку, но потом они мирятся и ложатся в постель.
8) «Main Theme». В начале раздается звон тарелок, который перерастает в повторяющуюся музыкальную фразу на басу, атмосферу дополняют орган, ударные, гитара и синтезатор. Этот минорный джем, размеренный и жуткий, напоминает ранние работы группы. В фильме композиция идет во время начальных титров, а также ближе к концу, когда Штефан понимает, что зашел в тупик.
9) «Ibiza Bar». Довольно жесткая композиция, реприза «Нильской песни». Та же мелодия, но исполняемая в чуть более легком настроении благодаря органу и фортепьяно. В фильме звучит второй и играет в одном из парижских баров, где Штефан встречает своего приятеля Чарли.
10) «More Blues». Короткая электронно-блюзовая пьеса Гилмора, сознательно не развитая. Исполняется вслед за похищением Эстеллы людьми Вольфа, требующими от нее вернуть украденный героин. Штефан с девушкой возвращаются в город, где он вынужден работать в баре и торговать наркотиками, чтобы расплатиться с Вольфом.
11) «Quicksilver (Water-Pipe)». Тщательно обработанный звуковой коллаж. При первых (а часто и при последующих) прослушиваниях воспринимается как бред. Начинается со звука, который Райт производил, водя пальцами по струнам фортепьяно, запись затем ускоряется и замедляется вручную. Эта тревожная часть плавно переходит в эпическую импровизацию, характерную для музыки группы в то время. Гонг, виброфон и другие эффекты передают состояние двух наших героев, курящих марихуану через кальян. Эстелла убеждает Штефана также попробовать героин. Песня повторяется во время их трипа под ЛСД.
12) «A Spanish Piece». Сольное произведение Гилмора, где он показывает умение играть фламенко. Дейв даже попытался произнести несколько фраз на испанском (видимо, при этом он перепил текилы, потому что на испанский это мало похоже). В фильме композиция сопровождает сцену в вестибюле отеля Вольфа – прибывший на Ибису Штефан ищет Эстеллу и находит ее у Вольфа.
13) «Dramatic Theme». Вариация «Главной темы». Гитара Гилмора звучит с нарастающей интенсивностью до самого конца альбома. В фильме сопровождает сцену, когда Эстеллы долго нет дома, и Штефан, чтобы забыть о ревности, решает вновь попробовать героин, хотя они и отказались от него после ЛСД. Это начало конца для Штефана.
Сами музыканты никогда не считали этот альбом удачным, но некоторые темы из него все же исполняли на концертах в течение нескольких лет. Хотя группа проработала всего лишь восемь дней, им удалось достаточно много поэкспериментировать с различными идеями, а в лирике Уотерса появились темы, которые впоследствии стали у него доминирующими.
Автор: Featus
|