Поскольку в свое время название Pink Floyd осталось именно за ними, Дэвид Гилмор, Рик Райт и Ник Мейсон наконец записали свой первый альбом без Роджера Уотерса. Поскольку последний был основным текстовиком, то множество проблем было связано именно с написанием лирики, поэтому Гилмор прибегнул к помощи посторонних лиц – например, Энтони Мура из группы Slapp Happy. Подобное положение вещей также является одной из причин, почему на альбоме довольно много инструменталов. Гилмор долгое время не знал, будет ли новый альбом его очередным сольником или же первой работой обновленных «флойдов», однако в конце концов решил в пользу второго, хотя к тому времени, как он пригласил своих коллег, многое уже было записано благодаря сессионным музыкантам. Мейсону, который все равно уже давно не брал в руки палочки, досталась работа над звуковыми эффектами (хотя где-то он все-таки постучал и на ударных), а Райт, которого, кстати, в выходных данных написали в качестве гостевого музыканта (вспомним, что во время записи «Стены» Уотерс просто выгнал его из группы), дописал органные партии и вокал там, где было нужно, а так клавишные в основном взял на себя сам Гилмор. Бас-гитару доверили Тони Левину, в свое время игравшему с Питером Гэбриелом, а также участвовавшему во второй реинкарнации King Crimson. Роджер Уотерс был раздосадован не на шутку тем, что его бывшие коллеги таки воспользовались возможностью записать альбом под маркой Pink Floyd, однако ничего поделать не смог.
1). «Signs of Life». Инструментал, местами весьма напоминающий «Shine On…». Плещется вода, кто-то плывет в лодке на веслах, поют птицы. Затем появляются тревожные клавишные, слышатся какие-то разговоры. В конце концов клавишные и оркестр начинают играть тревожную, но местами торжественную мелодию. Появляется гитара, издающая время от времени какие-то несмелые аккорды в блюзовом духе. Кстати, первоначально альбом хотели назвать именно по этой композиции, однако потом поняли, что название «Признаки жизни» только даст лишний повод позубоскалить различным критикам.
2). «Learning to Fly». Энергичная размеренная поп-рок-композиция, самая известная с этого альбома и поэтому немного доставшая, хотя все равно хорошая. Гилмор рассказывает о переживаниях, возникающих, когда учишься летать. Трактовать, что здесь он подразумевает под полетами, можно по-разному. Если принять это за метафору, то, возможно, он говорит о нелегком бремени управления группой, однако написана эта вещь тогда, когда он действительно учился летать на самолете в качестве пилота, что стало для него хобби. В середине даже можно услышать голос Ника Мейсона, проверяющего самолет перед полетом, т.е. даже если это все и метафора, то и реальный пласт нельзя сбрасывать со счетов. На бэк-вокале Гилмору подпевает женский хор, что для пост-уотерсовского Pink Floyd стало нормой, причем подозреваю, что не всем это нравится.
3). «The Dogs of War». Мощная тема, название которой отсылает еще к Шекспиру (пьеса «Юлий Цезарь») и которая появилась в результате чтения одноименной книги английского писателя Фредерика Форсайта, известного также книгой «День шакала», уже дважды экранизированной (в 1973 г. и 1997 г. с Брюсом Уиллисом). Гилмор говорит о наемниках – людях, в которых темная сторона, вероятно, победила над светлой (почти «Звездные войны», правда?). Тревожные синтезаторы и маршевый ритм создают неповторимую атмосферу. Вновь Гилмору подпевают женщины, что делает вокал еще более выразительным. В определенный момент появляется жесткое гитарное соло, поддерживаемое фортепьяно и ритмообразующей басовой партией. Темп замедляется и появляется агрессивный саксофон. Потом мы возвращаемся к началу – теперь тревожная мелодия звучит под саксофонные или гитарные аккорды.
4). «One Slip». Не слишком запоминающаяся вещь, хотя труднопроизносимое название альбома и взято из нее. (Уотерс даже вынужден был признать, что название «Кратковременная потеря рассудка» весьма удачно «для так называемого пинкфлойдовского диска», который он считал «средней подделкой».) Основной темой песни становится неожиданное проявление страсти к кому-то, которое затем может оказать влияние на всю оставшуюся жизнь. Клавишные, какие-то странные звуки, потом возникают ударные и гитара. Композиция получилась довольно быстрой, ритм в ней задает Райт, но звучит она очень похоже на что-нибудь из репертуара Алана Парсонса, причем не в лучшие годы.
5). «On the Turning Away». Несомненная удача. Начинается как баллада – с пения под тихое синтезаторное звучание. Постепенно появляются акустическая гитара и множество других инструментов, в т.ч. и оркестровых. Гилмор как бы исполняет роль проповедника, обращающегося к людям со словами «Не отворачивайтесь от тех, кому плохо» и надеющегося, что его услышат. В середине звучит отличный, но, жаль, короткий инструментал – жесткая гитара, которая вскоре стихает. Музыка возвращается уже с женским бэк-вокалом. Потом нам представляют отличное соло, пока не смолкает музыка.
6). «Yet Another Movie». Отрывистые жутковатые звуки, будто кто-то пытается достучаться и проникнуть куда-нибудь. Возникают далекие клавишные, то отдаляющиеся, то приближающиеся. Появляется драм-ритм под гитарные проигрыши. Вокал отдается тихим, но тревожным эхом. Текст представляет собой попытку Гилмора написать что-нибудь эмоциональное, но в то же время без конкретики. Получилось нечто вроде коротких сюрреалистических зарисовок, которые кажутся несвязанными друг с другом, однако в то же время рисуют очень интересную картину. Кстати, именно здесь появляется строка «видение пустой постели», которая вдохновила на создание столь эффектной обложки с сотнями больничных коек на морском берегу. На заднем плане можно услышать диалоги из фильмов «Касабланка» и «В порту» (с Марлоном Брандо). Вновь следует отметить отличное гитарное соло, рвущееся далеко-далеко под небеса, но опять слишком короткое. Ближе к концу ритм меняется – идет гитарное соло, прерывающееся коротким инструменталом «Round and Around», в котором звучит затихающий клавишный ритм с редкими гитарными проигрышами.
7). «A New Machine (Part 1)». Нечто странное и наверняка раздражающее, но прекрасно иллюстрирующее чувство одиночества, поскольку перед нами предстает образ (довольно неконкретный) человека, а может быть, и какого-то механического существа, пребывающего где-то в бесконечном ожидании. Никакого отношения к известной композиции «Welcome to the Machine» эта тема не имеет. Прорывающийся к нам вокал Гилмора одновременно дублируется тем же голосом, пропущенным через вокодер, на фоне клавишных. Между фразами большие паузы, что еще более усиливает впечатление.
8). «Terminal Frost». 8-минутный инструментал, напоминающий о золотых деньках группы. Гилмор планировал эту вещь для своего сольника, а когда стали записывать этот альбом, хотел превратить ее в песню. Ничего не получилось, а название («Заключительный мороз»), вероятно, отражает взаимоотношения Дэвида с Роджером Уотерсом. В этой размеренной музыке можно по очереди или в разных сочетаниях услышать всех – Райт играет на синтезаторах или фортепьяно, Гилмор показывает свое владение гитарой, появляется саксофон. Музыка звучит то грустно, то торжественно. Слышится фраза: «Больше никогда». Постепенно музыка стихает.
9). «A New Machine (Part 2)». Повторение странного нечто – только покороче и с другими словами. Человек или существо смиряется с тем, что ему придется находиться в изоляции до скончания своих дней.
10). «Sorrow». Одна из лучших вещей на альбоме. В течение продолжительного времени звучат тревожные клавишные, а воздух взрезает жесткий гитарный звук, который, чтобы добиться желаемого эффекта, записывали в пустом зале лос-анджелесской спортивной арены через очень мощные динамики. Затем появляется ритм и Гилмор начинает петь. Первую строчку «Приятный запах печали окутал землю» он взял из какого-то стихотворения, автора которого он вспомнить не смог. Слова, кстати, он написал раньше музыки, что довольно редко бывает в его случае. Получилась эффектная композиция о печали, овладевающей человеком. Вновь запоминается гитарное соло и лирический вокальный момент, когда хор (здесь можно услышать Райта) поет: «Один мир, одна душа, иди, время, теки, река». Композиция заканчивается долгим инструменталом, пока все не смолкает.
Альбом, конечно, не дотягивает до уровня шедевров, выпущенных группой в полном составе, и действительно напоминает больше сольную работу Гилмора, чем полноценное коллективное творение, однако все равно следует заметить, что он гораздо лучше хотя бы последнего творения с Уотерсом («The Final Cut») или же вышедшего в том же году сольника последнего («Radio K.A.O.S.») – на обоих альбомах текстовая сторона была гораздо сильнее музыкальной. Здесь же мы имеем достаточно интересную музыку, напоминающую классический Pink Floyd, пусть и с поправкой на 80-е годы, и неглупые тексты, хотя следующий «The Division Bell» будет уже намного лучше.
Автор: Featus
|