Слушать такие альбомы довольно вредно. Потому что после этого неимоверно повышается планка требований ко всей остальной продукции, поступающей в нутро звуковоспроизводящей аппаратуры и потом – в уши. С другой стороны слушать такие альбомы полезно. Во-первых потому, что после их прослушивания невероятно повышается уровень эндорфинов в крови. А во-вторых потому, что повышается планка требований к продукции, которая...
И еще – Оззи парадоксальным образом слишком известен, что бы его по-настоящему слушали. Двадцать лет мир увлеченно следил за алкогольно-сексуально-наркотической оргией в которую лидер Black Sabbath и крестный отец хэви-металлического сообщества обратил свою жизнь, видимо делая ставки, помрет – не помрет. Не помер, таки. Потом Оззи долго и мучительно возрождал Black Sabbath, ужинал с Бушем, вел передачи на ТВ. Потом на смену безумным оргиям пришла не менее шальная семейка, которую он как-то в промежутках между турами расплодил, потом он перевернулся на гидроцикле так, что еле собрали.
Может быть, я и преувеличиваю, но для большей части людей куда большую ценность представляют эксперименты Оззи со своим здоровьем, чем в студии. А его татуировки и переломанные его руками носы музыкантов и руки фэнов кажутся интереснее его мелодий. Все это, конечно неправильно. И при прослушивании любого из его дисков перед внутренним взором в полный рост встает неежесекундно осознаваемое демоническое величие рыжего британца.
Стиль, в котором Оззи работает на самом деле трудно точно определить. Так было уже с его первым альбомом, который к входившему тогда в стадию самоудовлетворения хард-року имел еще меньше отношения, чем к набирающему мощь собственному зубастому крестнику Оззи-хэви металл. Все альбомы Оззи состоят из до неприличия запоминающихся, врезающихся в память даже не с одного, а с половины прослушивания и на всю жизнь, вокальных мелодий, жесточайшей инструментальной подкладки под эти мелодии, фантастических гитарных соло (у Оззи нюх на талантливых выскочек "из народа") и чего-то особенного, неуловимого. Магия, наверное. Подражать Оззи нельзя, что проверено на людях – сколько ни пытались, ни у кого не получалось. Можно только тупо "снимать" его вокальную манеру, но толку будет от этого мало.
Комментировать "The Ultimate Sin" – занятие трудное по той простой причине, что альбом просто идеален и рецензент рискует утонуть в собственных восторгах. Может быть это действительно "самый попсовый" диск Осборна, но если под "попсой" понимать броскую мелодику, считайте меня попсовиком. К тому же это просто не правда. Гитара Ли порой рычит как адская бензопила, и даже под самыми роскошными, воздушными клавишно-гитарными пируэтами всегда жестко пульсирует "металлическая" ритм-секция.
Оззи, Джек Ли, Фил Сюзанн и ныне, увы, покойный, Рэнди Кастилло, при незримой поддержке клавишника Майка Морана создали альбом, который может как служить визитной карточкой "штормовых восьмидесятых", так полностью выпадать из них. Хотя на фото в буклете музыканты позируют в самом, что ни на есть глэмовом прикиде, от глэма они далеки как Алма-Ата от Тихого Океана. На альбоме опять не нашлось места банальным рок-н-рольным боевичкам о том, как круто играть rock-n-roll, равно как и банальным балладам про вечную love. Начинаясь с размеренного номера "The Ultimate Sin", с угрюмо шагающим куда-то риффом, диск закончится лирической "Shot In The Dark", которая может считаться одной из самых красивых песен в истории музыкальной культуры человечества и в самом деле, словно уносит нас в бархатную тьму, где того и гляди, прозвучит выстрел...
Но между этими, заведомо раскрученными всевозможными "Metal Ballads" и "Ozzy Osbourne Greatest Hits" вещами лежат еще семь сокровищ, и за возможность сочинить каждое любой начинающий музыкант удавил бы родного папу. Динамичные, скоростные боевики "Thank God For The Bomb", "Secret Loser Lightning Strikes", красивейшая баллада "Killer Of Giants", да и все остальные песни альбома выдержаны в некоем "осборновском" ключе, очень мелодичном, но одновременно и бескомпромиссном. Он всегда гнул свою линию, и несмотря на тщательную имидж-кампанию и кристальное продюсирование его работ Оззи умудряется оставаться непричесанным "корневым" рокером, "плохим", но на самом деле добродушным парнем из низов, который может, конечно, и в ухо залепить, но лучше выпьет пивка.
За давностью лет не стоит, проводить аттестацию музыкантов его группы. Джеку Ли может быть и недостает безуминки Айомми, элегантности Роудса или грубой животной энергетики Уайлда, но его выверенная игра как никогда уместна на этом выверенном альбоме. Кастило и Сюзанн тоже не просто отбывают номер, Моран хотя и не указан в составе группы, а скромно помечен сточкой внизу "Keyboards by..." великолепен в создании красивых "пейзажей". Вокал Оззи – вне критики. То есть, в мире конечно есть люди, которые на дух не переносят его тембр, но таких не так уж и много, зато он еще ни разу за карьеру не слажал, ни в смысле пресловутого "попадания в ноты", ни в плане эмоциональности подачи материала.
К интересу любопытствующих можно добавить, что сложносочиненный термин "металл для думающих людей" был впервые применен не к неудобозабываемым прогметаллическим командам, а к Оззи? Речь о текстах. Оззи ведь на самом деле далек от мультяшного "сатанизма", равно как и комиксового "героизма" многих своих коллег, и в порой мистическом, порой ироничном, а порой горько-озлобленном ключе рассказывает нам "о том, что я вижу вокруг", о том, "что меня раздражает". Он сумел соединить мелодию и жесткость, бескомпромиссность и коммерческий успех, яркую обертку и серьезное содержание, скандальную славу и ореол уважения. Потому он и есть самый главный рокер планеты.
Рецензент: Железный Майк
|