БОЛЬШОЙ ОРКЕСТР ПОЛЯ МОРИА
Журнал "Советская эстрада и цирк", №7, 1978 г.

Большой оркестр Поля Мориа. Советская эстрада и цирк, №7, 1978 г.

Журнал "Советская эстрада и цирк", №7, 1978 г.
стр. 30-31

Большой оркестр Поля Мориа

В нашей стране гастролировал «Большой оркестр Поля Мориа», широко известный любителям эстрадно-симфонической музыки по разным пластинкам, выпущенным фирмами грамзаписи во многих странах мира. С Полем Мориа, авторитетным французским дирижером, композитором, аранжировщиком беседовала наш корреспондент Светлана Чекрыгина.

ПОЛЬ МОРИА. Вы, наверное, удивитесь тому, что мой оркестр - понятие кви бы и существующее и не существующее. В нем нет постоянного состава музыкантов. Оркестр набирается или лучше сказать, формируется каждый раз заново перед записью каждого нового диска и перед каждой гастрольной поездкой. В Париже много блестящих музыкантов. И когда речь идет о записи, я приглашаю тех, кто имеет наибольший опыт в такого рода работе. Кроме того, я всегда приглашаю исполнителей из разных стран мира.

Среди многочисленной скрипичной группы - выпускники Парижской, Филадельфийской, Нью-Йоркской консерваторий. Я вообще считаю, что в каждой стране есть «свой» инструмент, которым национальные музыканты владеют лучше всего, который для них органичен. Поэтому и а этот раз на гитарах у меня играют бразильцы, на трубах - мексиканцы. Известные виртуозы представлены и в других группах инструментов. Но если при записи пластинки я учитываю только высокий класс, безупречность профессиональной подготовки, - что во всех случаях является условием непременным, - то при формировании гастрольной «команды» приходится учитывать психологические, деловые и чисто человеческие качества.

- Гастроли - с оркестром или без него - это не превходящая, не побочная, а основная форма музыкальной деятельности Поля Мориа. Интересно, что за время гастролей он пролетел на самолете около 700 тысяч километров. А это немного меньше, чем путь до Луны и обратно.

В Москву в составе оркестра приехало только тридцать человек. Только - потому, что в отличие от выступлений на эстраде, при записи на пластинку Поль Мориа очень часто использует в два раза больший состав.

И тут мы должны отметить первый принцип из того своеобразного кодекса, которого придерживается в своей многогранной деятельности прославленный дирижер. Этот принцип - довольно резкое разделение «работы» на запись и, непосредственно, на публику. Интересно, что Поль Мориа никогда не включает в программу концертных выступлений вещи, которые уже записаны на пластинку.

ПОЛЬ МОРИА. Я считаю, что этим можно только испортить впечатление от записанного исполнения, которое происходит в идеальных акустических условиях, с использованием самой современной аппаратуры и новейших достижений в способе записи музыки на пленку.

- Как видим, при учете плюсов и минусов, Поль Мориа отдает большее предпочтение не эмоциональному подъему, рожденному непосредственно контактом с публикой, а таким бесстрастным, но вполне объективным вещам, как акустика, электроника.

Поль Мориа - отнюдь не отвлеченный музыкант, плохо разбирающийся в перипетиях реальной действительности. Напротив, это не только музыкант, но и педагог, администратор. И свидетельство тому - постоянное существование «Большого оркестра» с непостоянным составом, но с неуклонно растущей «кривой популярности», В 1965 году оркестр был собран впервые, чтобы записать композицию Поля Мориа, занявшую на ежегодном телеконкурсе в Париже всего лишь третье место. Прошло некторое время и пластинки с обработками и оригинальными произведениями Поля Мориа, композициями, одинаково интересующими людей разных возрастов и самых разных профессий разошлись в разных странах мира огромным тиражом, превысившим шесть миллионов экземпляров. Как же возникла идея создания именно такого оркестра?

ПОЛЬ МОРИА. Я приехал в Париж в 1960 году с точным ощущением, что на смену «йе-йе» снова должна вернуться мелодическая французская песня. И, наверное, именно поэтому меня в те годы увлекало не столько дирижирование, сколько сочинительство и аранжирование. Постепенно со мной начали сотрудничать Морис Шевалье, Шарль Азнавур, Далида, Катарина Валенте и, наконец, я стал аккомпаниатором и художественным руководителем программ Мирей Матъе. Именно с ней я впервые приехал в Советский Союз в 1967 году, возглавив на это время оркестр мюзик-холла «Олимпия». Кстати, театр этот не имеет постоянного оркестра. Есть лишь несколько концертмейстеров, а музыкантов приглашают только для выступлений с артистами мюзик-холла. Именно тогда, наверное, и возникла у меня идея о рентабельности такой работы с оркестром, а запись «Love in blue», - которую у вас в стране переводят как «Голубую любовь», а в Америке, как «Грустную любовь» потому что, как мне тогда объяснили, голубой цвет наводит на размышления о грустном, - явилась лишь первым шагом, претворившем идею в реальность.

- Оставаясь композитором, администратором, педагогом Поль Мориа все большее предпочтение отдает профессии дирижера, профессии, которой он увлекся уже в семнадцать лет, собрав в Марселе студенческий оркестр и став его руководителем. Сейчас Полю Мориа пятьдесят один год. За это время он получал золотые пластинки в США, Японии, Канаде, Аргентине, Мексике, Бразилии, был участником больших фестивалей в Рио-де-Жанейро, Мехико, Токио.

ПОЛЬ МОРИА. Еще а Марселе вышла небольшая пластинка с записями моего первого оркестра. Каким-то образом она попала в поле зрения Андрэ Томазо - заместителя директора парижского литературно-артистического агентства по культурным связям. Он показал этот маленький диск известному французскому дирижеру Юберу Росгэну, который, кстати сказать, тогда, в 1957 году, только что вернулся из Москвы с VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, куда он выезжал вместе с лучшими эстрадными дирижерами Джерри Мэнго и Мишелем Леграном. Юбер Ростам, прослушав пластинку. сказал: - Парень он действительно способный и от него можно ждать многого.

А началось все с того, что впервые Поль Мориа проиграл на фортепиано по слуху несколько популярных мелодий, когда ему было три с половиной года. Вошедшего я дом отца мать встретила восклицанием:

- Послушай, да ведь наш Поль умеет играть на пианино. Отец не поверил, но послушать захотел. И тогда мальчик уже специально для него одной рукой проиграл те же мелодии еще раз.

ПОЛЬ МОРИА. Мой отец не был профессиональным музыкантом. Но в данном случае важнее, что он любил и знал музыку. Обладал он и еще одним уникальным качеством - он был великолепным педагогом. Всесторонняя помощь и руководство со стороны тонкого и разносторонне развитого человека оказали на первых порах на меня самое благоприятное воздействие. Оно заложило основы моего музыкального и общехудожественного кругозора. Консерваторию я закончил по классу фортепиано, но после недолгих колебаний решил, что формирование своего оркестра мне будет интереснее, нежели карьера профессионального пианиста.

Я считаю, что в музыкальном мире только дирижер обладает настоящей самостоятельностью.

Если бы я не стал музыкантом, то непременнсг бы выбрал профессию архитектора. Это мое признание вряд ли удивит кого-нибудь, потому что если проводить аналогии, то аналогия между зтими двумя профессиями очевидна. Создавая собственное произведение, аранжируя чужое, обдумывая программу концерта или собирая произведения для очередной пластинки, музыкант - будь то композитор, аранжировщик или дирижер, сталкивается приблизительно с тем же кругом вопросов или проблем, с которыми сталкивается архитектор, строитель. Думаю, что всем очевиден знак тождества между создателями архитектурных ансамблей и нашим трудом. Еще в древности сравнивали ансамбль, созданный из дерева или камня с застывшей музыкой.

- Внутренняя и внешняя собранность, постоянный самоконтроль, обоснованность каждого творческого решения - все эти черты Мориа-человека отражаются и на манере исполнения «Большого оркестра Поля Мориа».

Разностороннее образование Поля Мориа, разнообразие его интересов, тонкое музыкальное чутье позволяют ему, создавая новую программу очередного диска, отбирать из множества популярных сегодня мелодий несколько наиболее интересных с его точки зрения и не ошибаться в этом выборе.

ПОЛЬ МОРИА. Для меня до сих пор непререкаемыми авторитетами являются Пол Маккартни, Жан Баккара и Мишель Легран. Я считаю, что в какой-то степени Пол Маккартни был пионером а области песни, создав совершенно особый, только ему присущий ритм. Жан Баккара - тоже личность. Услышав его мелодию и даже не зная, чьему перу она принадлежит, вы никогда не спутаете автора, ибо этот напев мог быть создан только им и никем другим. Что же касается Мишеля Леграна, то он - всесторонний композитор, одинаково интересно работающий в разных музыкальных жанрах - его искусство в написании музыки к кинофильмам, к песням и для концертных оркестров всегда интересно и самобытно. И в этом смысле я бы мог назвать его одним из самых современных композиторов.

- Еще задолго до того, как югославская фирма грамзаписи «Сузи» совместно с американской «Си-Би-Эс» выпустила диск-гигант «С любовью из России», Поль Мориа аранжирует двенадцать мелодий русской и советской песенной классики и выпускает в 1968 году пластинку, названную им «Вечная Россия».

ПОЛЬ МОРИА. Мне очень жаль, что на западе мало грамзаписей произведений русских и советских композиторов. Но во время этой поездки к вам я приобрел множество грампластинок и непременно отберу из них произведения, которые затем включу а программу моей новой пластинки. Очень хоч*тся_ записать еще один диск с популярными мелодиями вашей страны.

Посетители ваших концертных залов очень внимательны, восприимчивы к музыке, и к исполнителям относятся крайне уважительно. Ежевечерне мы выступали перед двумя с половиной тысячами зрителей. Я знал, чтр в вашей стране выпущено несколько лицензионных пластинок с записями моего оркестра, но, мне кажется, принимали нас совершенно объктивно.

Реакция советской публики значительно отличается от привычной мне реакции публики западной. Мне кажется, это объясняется тем, что у вас нет печатного бума, организованного прессой, бума, который возводит на пьедестал одних и ниспровергает других, по причинам, зачастую не имеющим и творчеству ни малейшего отношения.

Наша публика проходит обработку обильной дозой рекламы и уже заранее подготовлена к приятию или неприятию артиста или коллектива. И если появлению артиста или диска не предшествовал рекламный бум, то пластинка, певец или песня могут и вообще не пробиться и непредвзятостью восприятия.


Наш корр.

Опубликовано 23.12.2014 г.

Поль Мориа приветствует советских зрителей
Фото А. ШИБАНОВА

Большой оркестр Поля Мориа

Журнал Советская эстрада и цирк, №7, 1978 г.



НА "ЗОЛОТОМ ОРФЕЕ"

МНЕ КТО-ТО КОЛДУЕТ (ДУЭЙН ЭДДИ)

ЛИЗА МИНЕЛЛИ

КТО ВМЕСТЕ...


Как заработать на продаже уникального контента. Большой оркестр Поля Мориа


В РАЗДЕЛ

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

НА ГЛАВНУЮ САЙТА

В КАРТУ САЙТА