Подробная биография группы The Nice

Подробная биография британской прог-группы
THE NICE
Рок-энциклопедия


...Большой тур Айк и Тины Тернер по Великобритании в 1966 году открыл для мира удивительно талантливую девушку Пэт Арнольд, которая произвела большое впечатление на Эндрю Луга Олдхема и Майкла Филипа Джаггера, которые уговорили остаться ее в Англии и начать сольную карьеру. Насколько известно, у Олдхема были грандиозные планы насчет Пэт Арнольд, так как он не только обещал записать ее сольные пластинки, но также подумывал об организации дуэтов с популярным в то время певцом Крисом Фарлоу, Родом Стюартом и возможно даже со Стивом Марриоттом, который был тогда фронтменом группы "Small Faces". Для начала Пэт поставили на бэк-вокал в группу "Immediate", в сольная карьера пошла в гору только с выходом ее второго альбома "The First Cut Is The Deepest", который попал в английский Top-20 в июне 1967 года.

Подробная биография The Nice Тем временем Олдхем в ожидании успехов своей подопечной много работал над созданием популярности Пэт, он организовал ей роскошный тур по клубам, к концу которого он получил уже неплохо сыгранную аккомпанирующую группу, которую окрестили "The Nice".

Первым в группу, которую Луг Олдхем начал собирать еще в апреле 1967 года, попал Кит Ли Джексон (родился 8 января 1943 года в городе Ньюкасл-на-Тайне), который до этого играл в "Garry Farr & The"GARRY FARR & THE T-BONES - довольно известном коллективе второго эшелона R&B, возглавляемым сыном знаменитого боксера Томми Фара. Кит Джексон был очень опытным музыкантом, успевшим поиграть во многих коллективах, среди которых были такие как THE VALIANTS, THE INVADERS, THE VONDYKES и другие.

Джексон пригласил в "The Nice" своего товарища по T-BONES Кита Эмерсона (родился 2 ноября 2944 года в г. Тодморден) - широко известного в клубных кругах Лондона клавишника. До "The Nice" Эмерсон играл в группе VIP'S (которая позже переименовалась в SPOOKY TOOTH). Хотя Эмерсон имел намного меньше опыта - свой первый концерт в составе T-BONES он сыграл в возрасте 19 лет - тем не менее, Кит был необыкновенно одаренным музыкантом, посвятившим себя джазу.

Еще одним участником "The Nice" стал молодой гитарист Дэвид О'Лист (родился 13 декабря 1948 года в Лондоне) из еще одной достойной группы второго эшелона ATTACK, выпустивший в свое время множество хитовых синглов, среди которых были такие как Hi Ho Silver Lining и Created By Clive. Несмотря на свой юный возраст (в 1967 году ему было всего 18 лет) он имел хорошую репутацию в музыкальных кругах, и если бы его не пригласили в "The Nice", он скоре всего занял бы место Питера Грина в группе BLUESBREAKERS. А пока, он совмещал участие в группу и учебу в Королевском музыкальном колледже, также он играл в Лондонском школьном оркестре.

Первый состав "The Nice" дополнил ударник Ян Хаг, до этого игравший в "Chris Farlowe & The Thunderbirds", однако надолго он не задержался и уступил место Брайану Блинки Дэвидсону (родился 25 мая 1942 года в г. Лестер), который оказался коллегой О'Листа по "Attack".

Боевым крещением для "The Nice" стал небольшой тур вместе с Пэт Арнольд, где группа представляла 20-минутный сет. Хотя "The Nice" были R&B группой - Пэт Арнольд исполняла обычный для 60 годов 20 века R&B и соул - им удалось избежать типичных ритм-н-блюзовых клише, а вскоре группа и вовсе поменяла свою музыкальную ориентацию. Ведомая талантливым Эмерсоном, группа вначале играла классику и джазовые хиты в собственной обработке, а также интересные каверы на песню Боба Дилана She Belongs To Me, битловскую "A Day In The Life" и стилизованную под "Shadows" песню "A Fistful Of Dollars". В результате "The Nice" начали постепенно развивать собственный стиль. Вскоре они задвинули на задний план выступления своей вокалистки, их программа стала длинней и интересней.

Тем временем близился национальный Фестиваль Джаза и Блюза в Виндзоре, который должен был состояться в августе 1967 года. За исключением Дэвида О'Листа, остальные участники "The Nice" были ветеранами этого фестиваля. Дэвидсон впервые выступил там в 1965 году вместе с группой MARK LEEMAN FIVE, а Эмерсон и Джексон играли там в 1966 году в составе GARRY FARR & THE T-BONES. На этот раз "The Nice" должны были выступать на второстепенной сцене под тентом, примыкающей к главной сцене. Эмерсон решил переманить зрителей с главной сцены и выкрутил ручки усилителей на максимум, так что звук превратился в режущий слух визг. Также для привлечения публики были использованы дымовые шашки и фейерверки. Этот хаос привлек немало народу, и в результате у "The Nice" получился отличный концерт. Возможно именно это выступление стало важным этапом в истории группы: Пэт Арнольд совсем потерялась на фоне музыки "The Nice" и решила уйти из группы.

Прогресс "The Nice" был впечатляющим. К 1967 году рок-музыка подошла к первому поворотному пункту своего развития, появились новые группы, которые играли более сложную и даже экспериментальную музыку, а "The Nice" в то время были в авангарде этого движения, постоянно раздвигая рамки стиля.

Как-то в одном из интервью Эмерсон попытался описать звучание и стилистику: полагаю, что вы могли бы описать нашу музыку как психоделию, но лучше не стоит. Мы просто пытаемся играть то, что нам нравится и при этом быть не похожими ни на кого. У нас довольно мощное звучание. Дэвид - потрясающий гитарист, а когда Блинки выдает свое фирменное соло, как это было в Саутэмптоне недавно, мне хочется прекратить играть и поаплодировать ему! Хм… он не преувеличивал. По словам Криса Уэлша из журнала Melody Maker их музыка совершенно не похожа ни на что, подобных групп нет ни в Британии ни в Америке. Их звучание жесткое, но при этом в нем множество гармоний и мелодий. У них драйв блюзовой группы, но при этом они играют совсем не блюз. В их выступлениях столько же импровизации, сколько и в выступлениях джазовых команд… В своем творчестве "The Nice" полностью свободны, чем напоминают психоделическую группу, но при этом уровень владения инструментами на гораздо более высоком уровне.

Еще в те годы Эмерсон заявил о себе как о великолепном шоумене, вытворяя на концертах невообразимые вещи со своим органом Hammond, играя на нем и одновременно прыгая по сцене. Среди его трюков имели место быть также метание ножей в клавишные, обливание их топливом для зажигалок и поджог, махание проводами над головами зрителей в стиле Зорро, игра ногами и множество других. Фанаты были без ума от группы, репутация которой росла с каждым концертом. В немалой степени становлению авторитета группы послужило совместное турне "The Nice" и Джими Хендрикса, и с тех пор некоторые журналисты стали писать об Эмерсоне, как о Хендриксе среди клавишников.

Некоторое время ходили слухи о том, что ножи, которыми Кит Эмерсон истязал свой Hammond L100, были бутафорскими. На самом деле, это настоящие кинжалы Третьего рейха с вставленными в рукоятки свастиками. Но почему именно такой мрачный инвентарь? Эмерсон объясняет: "Это Лемми придумал. В то время он был тур-менеджером "The Nice". Однажды он подошел ко мне и сказал: Если уж ты собираешься использовать ножи, то, по крайней мере, используй настоящие. Он уже давно коллекционировал разные вещи связанные с Третьим Рейхом и фашистами, и даже имел кое-какие личные вещи Гитлера в своей коллекции. В общем, он мне выдал кинжалы гитлерюгендов, и с тех пор я использую их в своем шоу".

Но несмотря на успехи группы в музыке и яркие шоу, все шло не так уж гладко. Основной проблемой было отсутствие харизматичного вокалиста. Впечатляющий своими габаритами Джексон - настоящий гигант - не был профессиональным певцом, его голосовой диапазон был сильно ограничен (О'Лист умел петь, но из-за своей зажатости на сцене, он стал употреблять наркотики, которые, в конце концов, вывели его из строя). Вокальные партии приходилось писать таким образом, чтобы Джексону приходилось как можно меньше петь (из-за этого он часто сравнивал себя с поэтом, читающим свои стихи в слух), ставка делалась на инструментальные композиции. В одном из интервью журналу Melody Maker Эмерсон объяснил это так: Нам нравится использовать нестандартные ходы, полагаю, вы можете назвать это сюрреалистической поп-музыкой. Когда мы начинали играть вместе, то не планировали ничего такого, а просто хотели двигаться вперед, развивать нашу музыку. Я, например, всегда терпеть не мог подражателей и хотел иметь свой собственный стиль, не похожий ни на кого. С клавишными это очень сложно… довольно долго я играл вещи из репертуара Джимми Смита и Джека МакДаффа, но как-то раз Эндрю Олдхем, наш менеджер, предложил нам написать свой собственный материал… Музыканты последовали совету и вскоре в их сет-лист вошли кое-какие собственные вещи… но, нужно отметить, что они были обычно более доступные для восприятия, чем каверы или переделки кое-каких джазовых композиций. Первыми собственными песнями группы была композиция написанная по мотивам Blue Rondo A La Turk Дэйва Брабека, которую Эмерсон назвал просто Rondo, и заново аранжированная America Леонарда Бернштейна, из фильма История Вест Сайда.

Заработав себе репутацию великолепной концертной группы, "The Nice" попробовали записать одно из своих выступлений на пленку - это было серьезным шагом, ведь большую часть концерта составляла импровизация.

Дебютный альбом "The Thoughts Of Emerlist Davjack" (выходу альбома предшествовал откровенно коммерческий сингл с заглавным треком альбома, выпущенный парой месяцев раньше) появился в декабре 1967 года. Альбом получил признание как у музыкальных критиков, так и зарождающегося класса хиппи, которые уважали группу за то, что они попытались соединить рок и более традиционные для того времени направления джаза и классики. В музыке "The Nice" явно прослеживалось влияние Баха, джаза и психоделии. Среди прочих вещей на альбоме особенно выделялись композиции Rondo, эпик War And Peace, а также лучшие концертные номера группы в студийном исполнении: "The Cry Of Eugene, Bonnie K и Tantalizing Maggie".

Тем не менее, необходимо отметить, что надежды на собственный материал не оправдались. Их присутствие не сделало альбом сильнее. По иронии судьбы, их единственная на тот момент достойная песня Azrael (в некоторых сборниках она называется "Angel Of Death") на альбом не попала. Ее можно найти только на первом сингле группы, Azrael записан в качестве би-сайда.

Альбом был хорошо воспринят прессой, и "The Nice" осознали, что они теперь весьма авторитетная группа. Постепенно их творчество приближалось к року в стиле Хендрикса и "Cream". Мощное звучание гитары О'Листа идеально балансировало музыку, являясь противовесом неистовой игре Эмерсона. В то же время артистизм Эмерсона на сцене сделало его настоящим секс-символом. Около той части сцены, где обычно стояли клавишные, всегда было много поклонниц… Как всегда не обошлось без ложки дегтя. Эмерсон и О'Лист часто конфликтовали друг с другом. В некоторой степени это было неплохо, так как спорах рождается истина, а спорах музыкантов - гениальные песни.

Ранней весной 1968 года "The Nice" стали настолько знамениты, что следующей своей целью они сделали покорение США, а это по тем временам было почти невозможно для английских групп. На этом этапе развития группы поведение Эмерсона на сцене стало притчей во языцех. "The Nice" попали в заголовки газет, устроив из концерта в Альберт-Холле настоящий митинг против американского милитаризма и войны во Вьетнаме. Когда известия об этой выходке достигли Соединенных Штатов, Леонард Бернштейн надавил на выпускающие лэйблы, в результате чего альбом так и не вышел в США. Одноименный сингл с дебютного альбома "The Nice" еще раньше был раскритикован американскими журналистами за то, что на рекламных плакатах сингла (да и на обложке тоже) лица Джона и Боба Кеннеди, а также лицо Мартина Лютера Кинга были пририсованы к телам школьников.

В августе 1968 года у группы сменился менеджмент, когда лэйбл Олдхема был вынуждн продать контракт с "The Nice" звукозаписывающей фирме Charisma Records и, в частности ее боссу, Тони Стрэттон-Смиту. Первым шагом нового руководства стало заверение фэнов группы в том, что для "The Nice" не будет хуже, если гитарист О'Лист покинет коллектив. Дэвид О'Лист ушел а сентябре того же года (к сожалению, впоследствии он так и не смог реализовать свой творческий потенциал, несмотря на то, что успел поиграть в таких группах как "Opal Butterfly", "Jethro Tull", "Roxy Music" и "Jet"). Подыскивая замену О'Листу, Эмерсон и Джексон репетировали с Малкольмом Лангстаффом, который до этого играл вместе с Джексоном в ньюкасльской ритм-н-блюзовой группе "Kylastrons". Когда стало ясно, что Лангстафф не подходит группе, вакансия была предложена бывшему гитаристу группы TOMORROW Стиву Хоу, который буквально за сутки до этого уже успел влиться в коллектив группы BODAST. Музыкантам пришлось на время отказаться от поисков гитариста и продолжать играть как трио. Впрочем, Эмерсон не особо переживал по этому поводу, его самоуверенность не знала границ.

Уход О'Листа существенным образом повлиял на музыкальное развитие группы "The Nice", которая еще дальше углубилась в классику.

Их второй альбом "Ars Longa Vita Vrevis" (это означает примерно следующее: Искусство живет долго, но жизнь коротка) включал довольно интересную обработку композиции Сибелиуса Intermezzo, Карельскую Сюиту и Brandenburger - адаптированный Бранденбургский Концерт Баха, который был также выпущен в виде сингла парой недель позже.

Альбом был разделен на две части: в первой содержалось четыре трека (Daddy Where Did I Come From?, Little Arabella, Happy Freuds, и Intermezzo), а во второй части была композиция Brandenburger, состоявшая из прелюдии, четырех действий и коды. Выпущенный в ноябре 1968 года (практически одновременно с Electric Ladyland Джими Хендрикса), альбом получил восторженные рецензии. Вот, например, отрывок из журнала Melody Maker: …большой прорыв в популярной музыке. С привлечением духовых и струнных инструментов Лондонского филармонического оркестра "The Nice" создали весьма амбициозный проект. Да, этот альбом был очень сильным.

Весь март 1969 года группа провела в дороге, взращивая свою популярность, которая пока еще не переросла в значительные объемы продаж пластинок, хотя фактически "The Nice" могли выступить с аншлагом в любом зале Великобритании. Так, например, их второй альбом, который уже сразу после выхода стали называть классикой рока, продался меньшим тиражом, чем дебютный "The Thoughts Of Emerlist Davjack". "The Nice" продолжали регулярно давать концерты в Европе - там им удалось даже создать массовое движение, а в результате группу несколько раз приглашали на open-air фестивали в качестве хедлайнеров. Также группа проехалась с концертами по США, где ее популярность в колледжах и университетах росла на глазах. В одном из интервью, на вопрос о планах группы Эмерсон сказал: Мы бы хотели записать концертный альбом - в студии все проходит как-то механически, без драйва. Также было бы неплохо заново записать Rondo и She Belongs To Me, потому что сейчас они звучат совершенно по-другому. На вопрос, почему провалился их последний сингл Эмерсон ответил, что сейчас есть большая разница между группами, которые завоевывают популярность, выпуская синглы, и группами, которые больше ориентированы на живые выступления и способны собирать большие залы.

На создание материала для своего третьего альбома музыканты потратили уйму времени. Nice появился в сентябре 1969 года. Этот альбом был спродюсирован самими музыкантами и считается лучшей записью за всю историю группы. По тем временам альбом был идеален. Пластинка имела огромный успех, сразу поднявшись на третье место в чартах. Записанный материал в основной своей массе уже был знаком фэнам группы - там была и Hang On To A Dream Тима Хардина, и She Belongs To Me Боба Дилана. Эти песни всегда звучали на концертах "The Nice" и уже стали символами группы. Песни "Rondo'69" и "Azrael Revizited" были переработкой старого материала. Эмерсон сдержал обещание, поэтому вторая сторона пластинки заполнена двумя концертными треками, записанными в Нью-Йоркском Fillmore East. Фактически Rondo'69 и She Belongs To Me стали одними из лучших песен "The Nice".

В то время как новый альбом плавал в верхних слоях хит-парадов, группа начала работу над новым проектом. Тесно работая в последние годы с классической музыкой и даже записываясь с настоящими классическими музыкантами "The Nice" были замечены Джозефом Эджером, музыкальнм директором Нью-Йоркского симфонического оркестра, который предложил группе поработать вместе.

Эджер всегда считал себя диссидентом от мира классической музыки и поэтому не стеснялся работать с джаз- и рок-музыкантами, к тому же он сам был большим любителем творчества Боба Дилана и "The Beatles". Эмерсон и Эджер начали планировать серию концертов, в которых "The Nice" играли бы вместе с симфоническим оркестром. По тем временам эта затея была революционной - эксперимент, ставший еще одним поворотным пунктом в развитии рок-музыки, был записан с Лондонским симфоническим оркестром Лондона в октябре 1969 года.

Дело шло к новому альбому, первую сторону которого как раз и заняла эта концертная запись, а на второй стороне пластинки было записано четыре композиции, включая перезаписанные Intermezzo, Karelia Suite и Brandenburger. Альбом Five Bridges вышел также на лэйбле Charisma в июне 1970 года и достиг в английских чартах второго места. Но к тому времени группа "The Nice" уже перестала существовать, а Эмерсон в тайне от всех репетировал с "King Crimson".

Музыкальная Астрология от Led Zeppelin


Вернуться в "THE NICE"

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА