ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ "НАЗАРЕТ"
"Мелодия", №3, 1990 г.
Листая старые страницы
«Билетика лишнего нет? Нет лишнего билетика?» - раздавалось со всех сторон на подходах к спорткомплексу «Олимпийский». И действительно, билетов не было. Все шесть дней с 1 по 6 февраля повторялось то же самое. Причиной этого ажиотажа были выступления ветеранов рока - шотландского квартета «Назарет». Того самого забойного «Назарет», который так не жаловали «знатоки» буржуазной массовой культуры семидесятых.
Но все же многие из тех, кого так старательно оберегали от буржуазной заразы радетели «здоровой морали», с удовольствием слушали ребят из Шотландии, стараясь не пропустить каждый очередной их альбом. И вот теперь наконец-то смогли увидеть своих любимцев живьем. Как же выглядит «Назарет» сейчас, спустя практически пятнадцать лет после пика своей популярности - об этом чуть ниже, а пока позволю себе напомнить некоторые факты из его истории, которые помогут перейти к дню сегодняшнему, в том числе и к концертам в «Олимпийском».
1968 год. «Битлз» выпускают свой знаменитый белый альбом. Супер-трио «Крим» - на гребне славы, успеха и распада. Рок-мир содрогается от фантастической техники Джими Хендрикса. Неумолимо приближается время гигантов харда: «Лед Зеппелин» и «Дип Перпл». А в патриархальной Шотландии из малопримечательного трио «Шад-детс» образовался квартет «Назарет», рождение которого осталось незамеченным. Четыре его участника - Дэн МакКаферти (вокал), Мэни Чарльтон (гитара), Пит Эгню (бас-гитара) и Даррел Свит (ударные) - особо не расстроились по этому поводу и начали свой тернистый, на первых порах, путь к будущей славе и успеху.
Кстати, спустя двадцать два года, когда «Олимпийский» аплодировал «Назарет», на сцене стояли все те же Дэн, Мэни, Пит и Даррел, оставшиеся, несмотря на взлеты и падения, верными творческой идее группы.
Первые годы существования «Назарет» действительно были нелегкими для его участников. Где только не играл квартет, включая и ночные клубы, какие только финансовые невзгоды не вытерпел. Заставить себя заметить оказалось совсем не просто, тем более что репертуар группы был пестр, а техника игры еще оставляла желать лучшего. Музыканты мучительно искали коллективное творческое «Я», шарахаясь от баллад и классических рок-энд-роллов до собственных, зачастую сырых рок-композиций. Но когда «Назарет» переехал в Лондон, появилась первая надежда, которой стал не кто иной, как сам Роджер Гловер - бас-гитарист гремевшего вовсю «Дип Перпл». Он заинтересовался шотландским квартетом и согласился стать его продюсером. Для молодого и неизвестного коллектива это была превосходная реклама, результат которой не заставил себя долго ждать. Группой заинтересовались, и в 1971 году появился дебютный одноименный альбом. Музыканты сразу же отправились в свои первые зарубежные гастроли в ФРГ. Но первый блин оказался комом, как, впрочем, и второй. Пластинка 1972 года «Упражнения» и последовавшая за ее выходом поездка в США с серией концертов не принесли ансамблю желаемых результатов. И только в следующем, 1973 году, «Назарет» наконец-то улыбнулась удача. Сразу три композиции квартета попали в национальный британский хит-парад «Топ 30» (тридцать лучших песен недели). Это были: «Ангел со сломанными крыльями» (девятое место в течение семи недель), «Плохой парень» (десятое место в течение шести недель) и «Этот полет сегодня» (одиннадцатое место в течение восьми недель). К тому же группа выпустила сразу два новых альбома - «Разаманаз» и «Громкий и гордый». Последний также попал в хит-парад «Топ 10» (десять лучших пластинок недели), заняв в нем десятое место на одну неделю.
Нужно сказать, что квартет сумел стойко перенести первые радости и, окончательно взяв на вооружение добротный хард-рок, двинулся дальше. Результатом этого движения стала очередная, пятая по счету пластинка 1974 года «Рампант». И хотя она не попала в списки популярности (несмотря на продюсерство Гловера и участие в записи на клавишных Лорда), это была уже по-настоящему профессиональная работа.
Следующие два года, помимо удачных гастрольных поездок, подарили поклонникам «Назарет» три наиболее зрелых диска квартета, попавших сразу же после своего выхода в свет в хит-парад престижного журнала «Биллборд» «200 лучших пластинок». Альбом «Собачья шерсть» появился на прилавках магазинов в 1975 году и мгновенно занял семнадцатое место в упомянутом хит-параде, продержавшись на нем целых двадцать девять недель. Такие вещи с диска, как сама «Собачья шерсть» и «День нищих», просто поражали своей мощью и динамизмом, а баллада с яркой блюзовой окраской «Пожалуйста, не предавай меня» лишний раз подтвердила возросшее мастерство «Назарет» в этом жанре. К тому же помимо голоса МакКафферти на пластинке звучали голоса его коллег Эгню и Свита, а Чарльтон успешно совмещал игру на гитаре с клавишными. В следующем году квартет выпустил сразу два альбома. Первый из них назывался «Довольно близко к рок-энд-роллу». На редкость цельный и запоминающийся, он включил в себя ряд композиций, в которых Мэни Чарльтон убедительно доказал, что он не последнее лицо в коллективе. Это были знаменитый «Телеграмма» и «Подними взгляд». Альбом занял двадцать четвертое место в хит-параде «Биллборда» и оставался на нем четырнадцать недель. Второй пластинкой, о которой идет речь, стала «Играя в игру». Она тоже попала в списки популярности, правда на семьдесят пятое место и всего на четыре недели. На ее обложке можно прочитать, что продюсером шотландского квартета теперь является Мэни Чарльтон.
Несмотря на то, что группа сумела сохранить свой изначальный состав, ей, как и многим другим, достигшим большой популярности, рок-коллективам, не удалось избежать творческого спада. Его первые признаки обозначились еще в 1975 году, хотя то время фактически было пиком славы шотландского квартета. Именно тогда вышел альбом «Собачья шерсть», о котором уже говорилось, и знаменитая композиция «Мой белый велосипед», занявшая в хит-параде «Топ-30» четырнадцатое место на шесть недель. Именно тогда вышел и сольный диск вокалиста «Назарет». Пластинка 1977 года «Не ожидая милости» подтвердила наличие определенного творческого кризиса ансамбля - начались повторы в музыкальном материале, все больше и больше стала чувствоваться в композициях группы заштампованность. И хотя благодаря продюсерству опять того же доброго гения Роджера Гловера совместно с Чарльтоном песня «Раны любви» попала в хит-парад (пятнадцатое место в течение семи недель), группа уверенно входила в период застоя, которому суждено было продлиться ни много ни мало, как десять долгих лет.
Колесо фортуны повернулось для группы вторично в 1988 году, когда увидел свет очередной ее диск «Змеи и лестницы», прекрасно принятый публикой и ознаменовавший начало нового этапа в ее творческой жизни. «Назарет» обрел наконец второе дыхание и, не сбавляя скорости, покинул туманный Альбион, чтобы доказать это на живом концертном примере. А в январе текущего года пересек государственную границу СССР, сделал остановку в Каунасе и 1 февраля в полном составе появился на сцене «Олимпийского».
В отличие от выступлений «Блэк Сэббет», шотландский квартет не привез с собой «разогревающей» группы, а единолично в течение полутора часов радовал собравшихся своими старыми и новыми боевиками. Программа началась с «Телеграммы», первой вещи с их альбома «Довольно близко к рок-энд-роллу». Прекрасно воспроизведенная в концертном варианте, мощная и динамичная, она до такой степени разогрела и сразу же раскачала зал, что буквально каждая последующая композиция принималась на ура, будь то «Собачья шерсть», «День нищих», хрипловатая баллада или хорошо известная по клипу - «Мы - животные» - с последней пластинки «Назарет». В самом конце Дэн МакКаферти даже исполнил отрывок национального шотландского напева на волынке, а потом все вместе - инструментальное попурри из различных рок-мелодий, одна из которых - «Дым над водой» с пластинки «Дип Перпл» «Голова машины» - была как своеобразная дань уважения своему крестному отцу и продюсеру ранних альбомов квартета Роджеру Гловеру.
Сергей МУРАВЬЕВ
«МЕЛОДИЯ» З, 1990
|
|
|