Альманах «Darkside.ru»
№ 12, декабрь 2005 г.
Рецензия на альбом
МЕТАЛЛИСТЫ В ЭКСТАЗЕ:
ИСТОРИЯ ХАРД-РОКА В ОДНОМ АЛЬБОМЕ
После выпуска печально известной дилогии альбомов прошел всего год, и вот в конце ноября 1998 г. Metallica выдала очередной свой продукт и снова порадовала. Меня, во всяком случае, точно. Альбом является сборником всех каверов, которые когда-либо выпускали американцы. Идея выпуска такого альбома появилась тогда, когда ребята узнали, что минипластинку «The $5.98 E.P.: Garage Days Re-Revisited» практически невозможно достать, а если и обнаружишь ее где-нибудь, то уж точно не за шесть долларов, а за целую сотню. Остальные каверы периодически появлялись на разных пиратских сборниках, и поэтому данный альбом, первая часть которого представляет совершенно новые обработки, а вторая – все старые, выходившие в основном на синглах или EP, оказался как нельзя более кстати. Легенды металлической музыки представили нам группы и исполнителей, которые так или иначе повлияли на них, причем среди них есть и совершенно далекие от тяжелого металла личности. Обе части имеют продолжительность по 65-70 минут, что чрезвычайно хорошо. Правда, для Metallica это уже стало нормой – нечасто, но сразу много.
К сожалению, большинство композиций, которые здесь обработаны, мне в оригинальной версии неизвестны, так что небольшой сравнительный анализ будет редким. Постараюсь, таким образом, просто оценивать музыку без сравнения с чем-либо.
Первый диск был записан всего за три недели в сентябре-октябре 1998 г., т.е. практически с одного-двух дублей, в той же студии города Саусалито, что и предыдущие два альбома. Да, что говорить? Мастерство не пропьешь. Правда, Джеймс? Решено было не ограничиваться только металлистами или хард-рокерами, а взяться также и за менее традиционных в этом отношении исполнителей.
1. «Free Speech for the Dumb». Первый кавер знакомит нас с творчеством старой и малоизвестной у нас панк-команды Discharge, выпустившей эту тему в 1982 г. на альбоме «Hear Nothing See Nothing Say Nothing». По словам Джеймса, Discharge были одной из первых групп, соединивших агрессию и классные риффы. Вступает искаженная риффующая бас-гитара, к которой присоединяется плотный стук ударных и агрессивный саунд гитары. Музыка однообразна, звук грязноват, однако есть здесь какая-то первобытная привлекательность. Наконец появляется голос Хетфилда, произносящий несколько раз всего пару фраз: «Свобода слова для немых» (подразумевается еще, думаю, и «тупых») и «Гребаная свобода слова». Не доводилось мне раньше слышать песню с социальным протестом с таким малым количеством слов.
2. «It's Electric». Без любимой группы Ульриха Diamond Head не обошлось и в сборнике новых каверов. Что интересно, уже четвертая композиция взята со все того же «Lightning to the Nations» 1980 г. Эх, жаль, не слышал! Энергично и довольно задорно вступает ритм-секция, а вокал появляется под отличный риффинг. Песня являет собой монолог рок-музыканта, который хочет стать известным и заработать побольше денег. Опасный, чего говорить, текст, если учесть обвинения по поводу коммерции, летящие в адрес Metallica уже лет 15. Неплохо звучит припев: «It’s electric», что можно перевести как «Она электризует / возбуждает» (имеется в виду музыка).
3. «Sabbra Cadabra». Замахнуться на Black Sabbath – это, конечно, смело. Превзойти вещь со знаменитого «Sabbath Bloody Sabbath» 1973 г. не удалось, однако все равно постарались на славу. Правда, Хетфилд поет эту эротико-романтическую вещь с признанием в вечной любви почему-то несколько агрессивно – может быть, потому, что ему пришлось спеть на тон ниже, чем обычно. В середину композиции вставлен продолжительный кусок еще одной «саббатовской» песни из того же альбома – «A National Acrobat». Какое отношение имеет повествование на тему реинкарнации к эротическому опусу, окружающему этот фрагмент, я понять не могу, однако именно эта часть лучше подходит «металликовцам» и поэтому мне нравится больше, да и голос Джеймса здесь звучит что надо.
4. «Turn the Page». Первая обработка композиции, не имеющей никакого отношения к металлу. В качестве подопытной взяли вещь Боба Сегера 1973 г., в которой прекрасно описываются не самые приятные моменты из дорожной жизни музыкантов. Metallica сделала ее не только тяжелее, но и печальнее оригинала. Лирично вступают бас и гитара, тихо цокают ударные. Музыка прекрасно иллюстрирует образ музыканта, едущего по шоссе в каком-то захолустье и думающего о девушке, с которой он провел ночь. Неожиданно ритм-секция делает мощное вступление, от которого мороз продирает по коже. К образу музыканту добавляются все новые черты – везде на него обращают внимание, поскольку у него длинные волосы, его могут оскорбить, однако он не смеет вступить в драку, и только на сцене он чувствует себя на своем месте. Каким бы ни был оригинал, которого я, к сожалению, не слышал, тут получилось просто супер, а вокал Хетфилда прекрасно варьируется от более лирического (особенно это впечатляет в середине) до прямо-таки агрессивного.
5. «Die, Die My Darling». Отличная обработка песни The Misfits с их прощального сингла 1984 г. (до реюниона без Данцига). Мощная и агрессивная женоненавистническая вещь о парне, решившем убить свою девушку (видимо, изменяла), с отлично запоминающимся скандированием припева: «Умри, умри, дорогая моя!» Звучит, впрочем, даже как-то весело.
6. «Loverman». От ненависти к женщинам переходим к совершенно противоположному – эротическому гимну Ника Кейва и его группы The Bad Seeds, впервые появившемуся на диске «Let Love In» 1994 г. Этот австралиец тоже вроде далеко не металлист, но зато какой металлический хит получился! Начинается композиция под спокойный голос Хетфилда, бэк-вокал Ньюстеда («Сколько же еще ждать?»), блюзовые гитарные аккорды и цокающие ударные. В песне поется о дьяволе, который стережет дверь возлюбленной лирического героя, собираясь заполучить ее себе. Неожиданное вступление жесткой воющей гитары и мощных ударных реально срывает крышу, прекрасно показывая, что подобное желание горит и в груди (ну и соответственно ниже :-)) самого героя, и он ни за что в жизни не собирается отказаться от него. Он клянется, что будет любить вечно, а слово «Loverman» разбирается по буквам, где каждая из них приобретает какое-либо значение. Переход от спокойных фрагментов к энергичному металлу происходит несколько раз в течение этой почти 8-минутной композиции, однако наиболее впечатляюще получилось ближе к концу – когда наступает довольно продолжительная пауза (на целых три секунды); и вот когда мы думаем, что песня закончилась, тут-то в динамики врывается пронзительный голос Джеймса с мощнейшей ритм-секцией. Однако, видимо, девушка все никак не соглашается ответить на желание героя, поскольку заканчивается композиция грустно играющей гитарой и фразой, звучавшей в самом начале: «Сколько же еще ждать?»
7. «Mercyful Fate». Metallica решила сделать своеобразное попурри из композиций датской команды, причем взяли их в основном из первого альбома «Melissa» 1983 г., который действительно является классикой металла. Мощно вступает риффинг темы «Satan’s Fall», однако после упоминания о семи священниках, решивших принести в жертву Сатане ребенка (а это самое начало вещи, которая в оригинале звучит более 11 минут), начинается «Curse of the Pharaohs», которую закаверовали полностью. После рассказа о проклятии египетских фараонов ребята берутся за «A Corpse Without Soul», тему, выпущенную на первом EP датчан в 1982 г. Песенка про труп без души, который попал в плен к Сатане, удостоилась полторы минут, т.е. лишь половины оригинального времени. Чуть больше, т.е. тоже прозвучав не полностью, заняла тема «Into the Coven», в которой особенно мощно звучит припев: «Приди на мой шабаш и будешь ты дитя Люцифера». А вот «Evil», открывавшая дебютный альбом Mercyful Fate, звучит в полной версии, за что американцам отдельное спасибо, поскольку тема действительно мощная. В целом можно сказать, что поскольку Хетфилд не пытается вопить на высоких нотах, как Кинг Даймонд, то эти версии мне нравятся даже больше оригинала. Правда, сатанистская тема как-то не очень близка группе, но это не страшно.
8. «Astronomy». Кавер на загадочную песню Blue Oyster Cult из альбома «Secret Treaties» 1974 г. также превзошел, по моему мнению, оригинал. Идея исходила от Джейсона, поскольку когда в юности он ходил на концерты, одной из самых популярных групп были именно эти американцы. Мягкое вступление ударных под блюзовые аккорды гитары и вроде бы под тревожный звук клавишных превосходно. Вокал Хетфилда просто бесподобен – он наполнен неизъяснимой грустью в куплетах и мощно взрывает воздух в более энергичных фрагментах, особенно в конце, когда он посылает в воздух крик «Астрономия – звезда» под пронзительную гитару.
9. «Whiskey in the Jar». Ирландская застольная песня, исполненная Thin Lizzy в 1972 г., – несколько странный выбор для кавера, однако почему бы не сделать ее американской застольной песней? Сразу же вступает мощная ритм-секция, а вскоре Хетфилд начинает рассказывать нам историю своего лирического героя – бандита, который ограбил какого-то капитана, однако, как оказалось, этот тип был любовником его Молли, и, убив его, наш герой оказался в тюрьме. Прикольно слушать, как Джеймс выдает скэт в духе Джонатана Дэвиса из KoЯn: «Маша-рэйн-дама-ду-дама-да». Кстати, именно за эту вещь Metallica получила очередную награду «Грэмми».
10. «Tuesday's Gone». А это еще более странный выбор. Обратив внимание на песню американских буги-рокеров Lynyrd Skynyrd из альбома «Pronounced Leh-nerd Skin-nerd» 1973 г., участники Metallica записали самую неметаллическую композицию за всю историю своего существования, причем сделали ее в unplugged-версии – с какого-то радиошоу. Акустические гитары, гармоника, абсолютно блюзовая атмосфера, текст про парня, который вынужден оставить свою девушку, уезжая во вторник на поезде. Я не против разнообразия, но зачем было растягивать это аж на 9 минут? С такой размеренной и совершенно нетяжелой музыкой становится скучновато еще на полпути. В общем, что сказать? Ребята просто оттягивались по полной и вообще, наверно, не собирались это выпускать. В записи приняло участие прорва народу (говорят, человек двадцать примерно), в т.ч. Джерри Кэнтрелл (Alice In Chains), Лес Клэйпул (Primus), Пеппер Кинэн (Corrosion of Conformity), Джим Мартин (Faith No More) и т.д. Вот уж воистину «у семи нянек дитя без глазу». В конце Хетфилд даже выражает благодарность каждому, а кто-то говорит: «Эй, давайте еще раз сделаем». Хорошо, что хоть не сделали, а то было бы еще минут 10 – как раз чтобы компакт-диск доукомплектовать.
11. «The More I See». Пользуясь принципом цикличности, ребята последним кавером помещают еще одну вещь Discharge, выходившую на сингле в 1984 г. Вновь мощный металлический саунд с отличным риффингом и драммингом, вновь минимум слов. «Чем больше я вижу, тем меньше я верю», – поет Хетфилд от лица человека, который, видя вокруг страдания и боль, разуверяется в существовании Бога. В конце композиции кто-то говорит: «Спасибо вам», а после продолжительной паузы следует минутный инструментал, риффы которого напоминают «The Outlaw Torn». Он быстро нарастает, однако вскоре начинает затихать.
Второй диск делится на 4 неравные части. Первая называется «Garage Days Re-Revisited '87» и является переизданием миниальбома 1987 г., который уже давно не выходил. О песнях с него – «Helpless» (1), «The Small Hours» (2), «The Wait» (3), «Crash Course in Brain Surgery» (4) и «Last Caress / Green Hell» (5) – вы можете узнать в соответствующей рецензии.
Две следующие композиции, «Am I Evil?» (6) и «Blitzkrieg» (7), объединены под названием «Garage Days Revisited '84». В свое время они были помещены на вторую сторону сингла «Creeping Death» – правда, первая была жутко сокращена. Также они появлялись в качестве бонусов к дебютнику группы.
Третья часть носит название «B-Sides & One-Offs '88-'91». Сюда входят вещи со вторых сторон синглов или так называемые «одноразовые» композиции (one-offs), т.е. те, что были записаны потому, что так вдруг захотелось. Первые две из них, «Breadfan» (8) и «The Prince» (9), выходили на сингле «Harvester of Sorrow».
Обработка песен Queen – дело, конечно, хорошее и нужное, но со «Stone Cold Crazy» (10) с альбома «Sheer Heart Attack» 1974 г. получилось, по-моему, не очень. Если бы я не слышал оригинал, то, может быть, воспринял бы лучше. Мало того, что делать из Queen металл, это как-то странно (пусть выбранная вещь и является прото-металлической и не похожей на все то, что делали британцы), так Хетфилд еще и пару «факов» зачем-то вставил, а я такое не очень люблю. Бас, правда, получился сочным, чему Джейсон был очень рад. Первоначально кавер вышел на посвященном 40-летию Elektra Records сборнике «Rubaiyat» 1990 г., на котором разместились разные металлические группы, а затем на второй стороне сингла «Enter Sandman» в 1991 г. Кстати, именно за эту вещь ребята получили «Грэмми» во второй раз.
Совершенно нетипичным для Metallica стал кавер на песню «So What» (11), записанную панками "Anti-Nowhere League" на сингле в 1981 г. Получилось мощно и энергично. Ругательств здесь хоть отбавляй. (Кстати, была выпущена и так называемая «чистая версия» этого альбома, и в этой композиции там сплошное пиканье.) Герой песни говорит о том, что никому не должно быть дела до него, даже если он, хм, имел половые отношения с овцой или козлом, делал минет старику, занимался сексом с гомосексуалистом и школьницей, пил мочу или принимал наркотики. Я бы, конечно, поспорил, что это таки имеет значение, если он при этом доставлял кому-то неприятности, если не сказать большего, но разве стоит серьезно относиться к этой вещи? Это же просто прикол такой. Впервые эта композиция появилась на выпущенном только в США минидиске «The Unforgiven» в 1991 г. Странное, надо сказать, соседство. С чего же это американцам взбрела в голову идея ЭТО записать? Оказывается, басист Guns n’ Roses Дафф Маккаган как-то позвонил Ларсу и сообщил, что его группа собирается выпустить несколько панк-каверов The Misfits. Ульрих тут же ему сказал, что есть вещи и покруче, и предложил «So What». Позднее выяснилось, что «ганзы» даже не смогли найти оригинал, и тогда Ларс загорелся идеей сделать этот кавер со своей собственной группой. Действительно, разве они хуже каких-то «ганзов»? Записали его всего лишь за день после пары репетиций.
Следующей идет песня «Killing Time» (12) 1982 г. ирландской группы Sweet Savage, в которой в молодости играл Вивиан Кэмпбелл, гитарист Def Leppard. Новая версия получилась быстрой и мощной и здорово напоминает Motorhead. Темой этой антивоенной песни становятся боевые действия. Где? Да где угодно! Хетфилд выкрикивает слова так, будто он сержант, муштрующий солдат. Еще в том же году, когда эта вещь вышла, ребята записали ее на примитивном магнитофоне и сделали свое первое демо – тогда в группе были только Ларс, Джеймс и чернокожий гитарист Ллойд Грант. Что касается данной версии, то она присутствовала на B-side сингла «The Unforgiven» (1991 г.). Кстати, когда Кэмпбелл узнал о предстоящем кавере, он попросил в тексте вместо «nigger kid» пропеть «killer kid» (ох уж эта современная политкорректность!).
Последняя часть каверов называется «Motorheadache '95». Да-да, поклонники Motorhead могут верещать от восторга. Целых четыре обработки композиций их любимой группы – «Overkill» (13), «Damage Case» (14), «Stone Dead Forever» (15), «Too Late Too Late» (16), – которые ранее выходили на двух частях сингла «Hero of the Day» в 1996 г. Записаны они были на репетиции в декабре 1995 г. и поэтому звук грязноват, а поводом послужило 50-летие Лемми Килмистера, в честь которого устроили концерт со множеством приглашенных исполнителей. «Металликовцы» назвались The Lemmys и даже внешне выглядели как знаменитый рокер с бородавкой. Я к поклонникам Motorhead не отношусь, поэтому и студийных оригиналов не слышал, и каверы эти у меня особого восторга не вызывают (разве что третий немного нравится), хотя сделано все в нормальной степени быстро и мощно, да и соло Хэммета вполне хороши. Кстати, голос Хетфилда весьма похож на Лемми, особенно на первых двух вещах. Если бы его еще и слышно было всегда одинаково хорошо, а то в некоторых местах голос вообще пропадает.
Итак, подведем итоги. Первый диск мне в основном нравится больше, а во втором я отдаю предпочтение нескольким вещам из первой половины, однако если оценить все каверы в целом, то получаем очень хорошую подборку, показывающую, на ком воспитывались музыканты, сами ставшие живыми легендами металла. Во многих странах альбом вполне заслуженно занимал первые места. Надеюсь, когда-нибудь мы услышим от "Metallica" новые каверы. Да и старые далеко не все были выпущены в студийном варианте – например, на "AC/DC", "Deep Purple", "Kiss", "Led Zeppelin" и даже Ленни Кравица. В особенности хотелось бы, чтобы они вновь обратили внимание на неметаллических товарищей. Может быть, раннего Элтона Джона стоит вспомнить, а?
Автор:
Featus
Источник:
DARKSIDE
Опубликовано:
6.2.2019 г.
|