Метал-группа «Megadeth» (в жаргоне – Мега Смерть) - одна из немногих «старых» рок-групп, которые до настоящего времени сохранили, как говорится, «молодость и задор», хотя с момента дебюта прошла добрая треть века. Почти всех их «сокурсники» сошли с дистанции в том или ином смысле, и только «Мегадет» до сих пор показывают высший класс. За время своего очень долгого существования группа выпустила 15 полноформатных студийных альбомов, включая и один так называемый мини-альбом, хотя он вполне «потянет» на альбом нормального формата. Состав группы постоянно менялся, часто – кардинально, бессменно оставался на своём посту только основатель «Мегадет» Дейв Мастейн, вокалист и гитарист, яркая звезда во всём роке.
Биография группы «Мегадет» началась в 1983 году, когда Дейва «выперли» из «Металлики». Причины назывались разные, основная версия была такая – пьянство Мастейна на работе и срыв репетиций. Однако, скорее всего между Дейвом и руководством «Металлики» были творческие разногласия, а пьянство было всего лишь предлогом. Как бы там ни было, а в том же, 1983-м, году Дейв Мастейн собирает уже свой собственный коллектив. Целых два года группа выступала на мало оплачиваемых концертах, пока Дейву не удалось получить контракт от фирмы грамзаписи «Combat Records». Весной 1985 года наконец вышло первое творение группы – «Killing Is My Business… And Business Is Good!». Нельзя, конечно, сказать, что альбом вызвал фурор у фанатов группы, но первый успех всё же имелся. В любом случае альбом не был провальным и достаточно хорошо раскупался. «Megadeth» были замечены музыкальными критиками, которые, хотя и не совсем правильно его оценили, но всё же поспособствовали развитию успеха группы. Один из критиков договорился даже до того, что (сугубо по его мнению) «Killing Is My Business… And Business Is Good!» - стандартный рок-н-ролльный альбом в сфере трэш-метала! Впрочем, кое-какой смысл в его словах есть, хотя то, что критик принял за рок-н-ролл, являлось обычным панк-роком. Дейв, как известно, ярый фанат «Sex Pistols», именно отсюда и растут корни первого альбома «Мегадет».
Итак, первый, хоть и относительный, успех у группы имелся, и им организовали очень успешные гастроли по США и Канаде, после окончания которого фирма потребовала приступить к записи следующего альбома. Однако, провозившись всю осень 1985-го и зиму 1986 года, Мастейн обнаружил, что качество записи очень плохое, что проистекало из мизерного бюджета фирмы, которая владела группой. Пришлось обращаться к более крупному лейблу – «Capitol Records», и тот с радостью принял восходящих звёзд, выкупив контракт группы с «Combat Records». Записанный альбом был перемикширован продюсером фирмы, и в сентябре 1986 года «Peace Sells… but Who's Buying?» появился на прилавках. И фанаты, и критики сразу же увидели, насколько изменилась музыка «Мегадет» в сторону ужесточения концепции – это был уже самый настоящий хэви-метал без каких-либо примесей панка. Правда, считалось, что «Мегадет» играли в те годы чистый «трэш», однако на тот «трэш», который тогда играли другие группы, стиль «Megadeth» походил совсем мало.
Весь следующий, 1997-й год заняла подготовка и запись третьего альбома – «So Far, So Good… So What!». На этот раз группе было выделено очень много денег, в отличие от предыдущих двух альбомов, однако именно этот факт и сыграл злую шутку со всеми музыкантами группы. Немалая часть бюджета ушла на выпивку и наркотики, в результате чего двоих музыкантов – гитариста и барабанщика – пришлось выставить из группы, а полноценную замену им найти долго не удавалось. К тому же и сам Дейв Мастей так увлёкся пьянкой и наркотиками, что ему очень трудно было оставаться во время записи в нужной кондиции. Он перессорился со всеми музыкантами и даже продюсером. Альбом записывался с трудом, несколько раз полностью перемикшировался, но в итоге получилось достаточно хорошее музыкальное произведение. И хотя сам Мастейн и некоторые критики были недовольны альбомом (и остаются недовольны им и по сей день), «So Far, So Good… So What!» был революционным для всего творчества «Мегадет» - практически все идеи (как музыкальные, так и технические) послужили основой для практически всех последующих альбомов группы. Мало того – альбом стал платиновым быстрее, чем его предшественник, и пополнил бюджет группы на несколько миллионов долларов.
Весной 1990 года группа в обновлённом составе (предыдущих барабанщика и гитариста пришлось уволить) записала четвёртый по счёту альбом «Rust In Peace». Это был первый альбом, созданный «Megadeth» не под воздействием алкоголя и наркотиков – Дейв Мастейн временно вылечился от пьянства и наркотической зависимости и запретил остальным музыкантам принимать алкоголь и наркоту во время работы. С одной стороны это подействовало на музыкальные качества альбома положительно, но с другой – чем-то и навредило, как это ни странно говорить. Альбом в коммерческом плане получился совершенно убойным, однако практически ничего нового собой не представлял – все музыкальные идеи были полностью позаимствованы из предыдущих трёх альбомов. В техническом плане «Rust In Peace» получился более лёгким, чем предшественник, но это исключительно «заслуга» нового продюсера, который «отодвинул» барабаны на задний план, тем самым лишив звучание мощности. Тем не менее, альбом мгновенно стал популярным как у фанатов группы, так и у критиков, и побил все прошлые рекорды по продажам. Он быстро стал «дважды платиновым», сделав Мастейна, как обладателя всеми правами на всё, что связано с группой, самым настоящим богачом, а бюджет «Мегадет» пополнив настолько, что это позволило приступить к созданию следующего альбома с невиданным доселе размахом.
Почти два года после выхода альбома группа вовсю пожинала плоды, зарабатывала деньги на гастролях и на выпуске видеоматериалов своих выступлений, записали и несколько интересных синглов, которые позже вошли в специальный сборник. Однако в начале 1992 года пришлось всё же приняться за запись следующего альбома, который увидел свет в середине лета и назывался «Countdown to Extinction». Это был самый настоящий шедевр, правда, к былому творчеству «Мегадет» он не имел совсем никакого отношения – это был самый настоящий «припопсованный» хеви-метал без всякого намёка на трэш или панк. Когда Мастейна впоследствии спросили, почему так резко изменилась стилистика группы, он сказал о том, что, мол, мода меняется, и пора становиться в общий тренд. А так как тренд этот практически во всех направлениях рок-музыки пошёл в направлении «попсы», то становиться белой вороной вовсе не обязательно. Попсу играть можно без ущерба для репутации, надо только постараться сделать самый лучший продукт, опередить конкурентов, и тогда поклонники не заметят изменения курса. Спустя время выяснилось, что Дейв Мастейн оказался полностью прав – альбом «Countdown to Extinction» стал одним из самых лучших альбомов в истории хеви-метала, а многие не менее именитые конкуренты, не сумев перестроиться, надолго выбыли из строя. К примеру, хваленая «Металлика», не сумев «попасть в тренд», на несколько лет приостановила свою деятельность, а «Джудас Прист» и «Айрон Мэйден» попытались решить проблему сменой вокалистов, за что поплатились затяжным творческим кризисом.
«Countdown to Extinction» стал самым успешным в коммерческом плане альбомом группы, однако творческий пик ещё не был достигнут. Не был он достигнут и с выходом следующего альбома – «Youthanasia», который вышел в ноябре 1994 года и был записан в собственной студии «Мегадет» в Фениксе. Этот альбом потребовал применения гораздо больших усилий от группы, но его успех был предопределён не только этим, но и тому факту, что музыка группы, базировавшаяся на основах хеви-метала, значительно сдвинулась, тем не менее, в сторону «попсы». Дейв Мастейн так и говорил, что ему надоело играть музыку, которую перестал понимать даже он сам (имелся в виду трэш, с которого «Мегадет» и начинали когда-то). Под влиянием менеджмента фирмы Capitol и продюсера Мастейн изменил стилистику звучания в сторону максимального облегчения, и теперь, как выразился один из критиков, под эту музыку можно было танцевать в любом диско-баре. Тем не менее, альбом добрался до неплохих позиций в американских и британских чартах, и хотя не смог по этому показателю переплюнуть «Countdown to Extinction», во всём остальном мире он продавался гораздо интенсивнее, чем предшественник.
Следующий альбом группы вышел только через два с половиной года после предыдущего. В 1996-м году Дейв Мастейн записал свой первый (и единственный на данный момент) сольный альбом «The Craving» с вокалистом Ли Вингом. Правда, считается, что это как бы не «сольник», а творение группы MD.45, но, тем не менее, когда в 2004-м году решено было ремастировать альбом, Дейв выкинул Ли Винга из титров и перезаписал свой собственный вокал.
Итак, новый альбом «Мегадет» вышел летом 1997 года и назывался «Cryptic Writings». Коммерческий успех его был не хуже, чем двух предыдущих альбомов, и его можно считать творческой вершиной группы, хотя по большинству параметров он отличался от предшественников очень сильно. Хотя стиль музыки так и остался хеви-металлическим, но звучание значительно облегчилось, и это, конечно же заслуга нового продюсера – Гилеса Мартина. Мелодика звучания получилась поистине потрясающая, все инструменты заняли подобающие им места, и даже в откровенно тяжёлых песнях чувствовалась недюжинная лирика – это уже, конечно же, заслуга музыкантов, и Дейва Мастейна в первую очередь. Альбом быстро стал «золотым» и начал продвигаться в сторону «платинового» статуса. Группа отправилась на гастроли и стала пожинать очередные лавры. Во время гастролей из группы ушёл барабанщик, который играл с «Мегадет» целых 7 лет (серьёзная травма ноги), и его пришлось заменить барабанщиком, который участвовал в сольном проекте Мастейна.
Очередной альбом вышел через два года после предыдущего – в самом конце лета 1999 года. Это был первый провальный в коммерческом плане альбом группы, кстати, музыканты понимали это ещё задолго до его выхода, и потому дали ему соответствующее название – «Rick». Риск, конечно, благородное дело, но очень неблагодарное. Критики, как коршуны, набросились на альбом и разнесли его в пух и прах, что, впрочем, не помешало успеху песни «Crush Em», которая и вытянула, в конечном итоге, бюджет группы. Альбом получился весьма разнобойным по стилям – от классического хард-рока, рок-н-ролла до банального диско (тяжёлого, впрочем). По мнению многих фанатов, альбом испортила самодеятельность нового продюсера, который плохо обработал звучание барабанов, вследствие чего их звук был слишком сырым, что внесло в музыкальный рисунок сильную «сумятицу». Однако по истечении многих лет становится ясно, что в творческом плане «Rick» не менее прекрасен, чем многие предыдущие творения группы. Если его перемикшировать определённым образом, то он будет слушаться не хуже, чем тот же «Cryptic Writings». Впрочем, так не считал гитарист Марти Фридман, он покинул группу и продолжил свою сольную карьеру, благо, за время сотрудничества с «Megadeth» он скопил достаточно денег, чтобы построить свою собственную студию.
Однако сам Дейв и не думал унывать. Заменив Фридмана другим, не менее известным гитаристом – теперь им стал Эл Питрелли, «засветившийся» в такой весьма известной в своё время группе, как «Asia». Кроме того, группа расторгла контракт с «Capitol» и перешла под эгиду «Sanctuary Records». И ещё Дейв решил отказаться от услуг продюсеров и заняться записью нового альбома самостоятельно. В результате в мае 2001 года вышло очередное творение группы – «The World Needs a Hero», ознаменовавшее возврат «Мегадет» к своим трэшевым корням, в частности, к музыке, свойственной альбому «So Far, So Good… So What!». На этот раз звучание барабанов не нарушало гармонии звука, хотя барабанщик остался прежним, он полностью вписался в ту концепцию, которую проповедовал до этого Ник Менза, однако музыкальные идеи, в отличие от того же «Риска», стали несколько более скучными. Впрочем, это не помешало появиться на альбоме нескольким интересным хитам, которые в итоге и вытянули «The World Needs a Hero» на хорошие позиции во всех мировых чартах. В общем, вышел если не шедевр, подобный «Countdown to Extinction», то достаточно добротный хеви-металлический альбом, который легко составил конкуренцию альбомам многих известных групп, вышедших в то же время.
В следующем, 2002-м году вышел первый в истории группы официальный концертный альбом – «Rude Awakening». Записан был альбом на концертах, проведённых в США в конце 2001 года, и в него вошли концертные варианты композиций со всех предыдущих альбомов, за исключением альбома «Risk». И хотя Эл Питрелли по уровню мастерства уступал Марти Фридману, гитарные соло-партии которого он по большей части исполнил, альбом получился прекрасен, и даже барабанщик постарался, полностью повторив музыкальный рисунок Ника Мензы, которого он в своё время сменил.
На этом заканчивается первый, главный период группы «Мегадет», так как в связи с обострившейся болезнью и полученной травмой руки Дейв Мастейн не мог заниматься музыкальной деятельностью. А так как он был единственным обладателем бренда «Megadeth», то он попросту уволил всех музыкантов и объявил, что проект прекращает существование. Впрочем, как оказалось впоследствии, он сильно поторопился, потому как через время все болячки отступили, к тому же Дейв по контракту должен был компании EMI альбом, причём не сборник, не «сольник», а «полнометражный» альбом группы «Megadeth».
Как бы там ни было, а новый альбом «The System Has Failed» с совершенно новыми музыкантами (за исключением гитариста Криса Поланда, который участвовал при записи самых первых альбомов группы) появился в продаже в сентябре 2004 года. Ничего нового он в творческом плане собой не представлял, но, тем не менее, был очень интересен. По крайней мере, несколько всемирно признанных хитов из него вышло, к тому же сам он без всякого труда попал в Топ-20 американских чартов, хотя многие уверяют, что произошло это не потому, что альбом был так хорош, а потому, что фанаты группы уже успели её похоронить, а тут вдруг такая сенсация! Впрочем, «The System Has Failed» и сегодня не утратил своих позиций, а кое-кто считает его чуть ли не лучшим творением Мастейна. Справедливости надо сказать, что это не лучшее творение, но и далеко не худшее. На нём имеется как и «проходняк» (чего были лишены по-настоящему хорошие альбомы «Мегадет»), так и по-настоящему выдающиеся песни. В любом случае, дальше дела пошли немного хуже, то есть второго Ренессанса группы не произошло.
Новый альбом, «United Abominations», вышел в 2007-м году, и опять-таки не стал творческим прорывом коллектива, хотя и имел очень большую коммерческую популярность. Он представил мощный драйв, к трэшу никак не относящийся, по сути это был стандартный хеви-метал, выполненный в типично «мегадетовском» стиле. Правда, в стилистическом плане он не был похож ни на один из предыдущих альбомов «Мегадет», но, тем не менее, это был «Мегадет» в чистом виде, модернизированный с учётом времени и вкусов фанатов современного хеви-метала. К достоинствам альбома можно отнести то, что он не стал хуже, чем предыдущие альбомы, в качестве недостатка, если уж придраться хоть к чему-то, следует акцентировать внимание на некоторой монотонности мелодий, не принёсших никаких новых творческих находок.
Спустя два с небольшим года, осенью 2009-го, появилось на свет новое творение «Мегадет» под названием «Endgame». Этот альбом также имел весьма заметный коммерческий успех, но был явным шагом назад. По сути, это возврат к трешевым корням Дейва Мастейна, но за увеличением мощности и громкости звучания скрываются весьма бедные стилистические приёмы, если, конечно, таковыми их можно назвать. Создавалось впечатление, что в погоне за яркими текстами музыканты совершенно забыли о музыкальных качествах – музыка получилась скомканной, композиции – незавершёнными. Тем не менее, фанаты «Мегадет» приняли «Endgame» на ура, критики тоже к нему не особо цеплялись, а раз так, то биография группы продолжалась без заметного по отношению к ней ущерба.
Ещё через два года Дейв Мастейн представил на суд публики новый альбом группы – «Thirteen» (в оригинале название было оформлено так: «TH1RT3EN»). В группу возвратился старый бас-гитарист, который был участником «Megadeth» с самого начала её существования, и покинувшем группу в 2002-м году АО время её распада. Преждевременно, конечно, говорить, что именно появление этого ветерана в корне изменило стилистику группы и возвратило её к временам появления лучших альбомов «Мегадет» периода 1992-1999-х годов. Однако музыка и на самом деле сильно изменилась. Вернее она стала гораздо разнообразней, что приблизило её к стилистике и творческому рисунку альбомов «Countdown to Extinction» и «Youthanasia», одновременно сохранив жёсткость «The World Needs a Hero». В общем, и критикам, и фанатам это сильно понравилось, и альбом, хоть и не попал в ТОП-10 американских чартов, но приблизился к нему вплотную.
Успех «Thirteen» решили повторить на следующем альбоме «Super Collider», который появился в продаже летом 2013 года. И хоть в коммерческом плане он был гораздо успешнее предыдущего творения (попал-таки в ТОП-10 и утвердился на 6-й позиции), однако критика сразу обратила внимание на некоторую «усталость» музыки и очень широком использовании старых клише. И на самом деле, сам по себе альбом очень хорош, можно даже сказать, что он монументален. Однако в его музыке нет былой живости, искрометной фантазии, которая отличала музыку «Мегадет» практически все годы существования группы. В этом плане даже «Endgame» выглядит «шкатулкой с находками», однако если не сильно придираться, то альбом нельзя считать унылым – он интересен. И прежде всего он интересен тем, что не повторил ошибок последних творений таким монстров хеви-метала, как «Judas Priest» или «Manowar», которые явно устали гораздо больше, чем Дейв Мастейн, протащивший свой проект «Megadeth» через треть века сплошных экспериментов, умудривших при этом сохранить свой собственный стиль.
Итак, «Super Collider» на данный момент завершает трудовую биографию коллектива. Но Дейв Мастей полон сил, ходят слухи, что он собирается возродить «Мегадет» в своём «золотом» составе, а для этого ему придётся убедить вернуться виртуозного гитариста Марти Фридмана и не менее выдающегося барабанщика Ника Мензу. Что будет дальше – посмотрим. А пока что ждём новое творение прославленных рокеров, и практически неважно, в каком составе будет записан диск. Главное, чтобы Дейв Мастейн не объявил о своей преждевременной капитуляции!
P. S. Пока писалась эта статья, в свет вышло новое творение группы - «Dystopia». Это случилось 22 января 2016 года, а сам альбом записывался с апреля по июль 2015-го в Теннесси, США. Разбор этого альбома появится в соответствующем разделе.
Опубликовано:
17 июня 2016 г.
Источник: Форум о Музыке
(На данный момент форум не работает)
|