ОКОНЧАНИЕ
"Во время записи предыдущего альбома мы скрупулезно относились к каждой ноте, - вспоминает Фридман. - Я помню, как-то мы провозились целый день над одним только хорусом. А затем еще два дня потратили на то, чтобы его повторить. Мы хотели, чтобы он звучал безупречно, и были очень счастливы, когда это получилось. По поводу альбома "Countdown..." я могу сказать, что он получился слишком правильным, слишком предсказуемым. Работая же над "Youthanasia", мы решили записываться живьем, одновременно все вчетвером. Если кто-то ошибался, мы останавливались и начинали все сначала. Если после трех дублей результата не было, то есть песня не получалась убийственной, мы приступали к следующей". "Мы могли бы записать альбом "Countdown..". еще раз, - добавляет Мастейн. - И получилось ты точно такая же запись. Про нас могут сказать, что мы просто упёртые. Однако на самом деле мы получаем от этого удовольствие. Кроме того, все слышат музыку по-разному, каждый по-своему, даже одну и ту же вещь. Поэтому не имеет смысла делать это помпезно, с показухой, ведь никто не услышит композицию так, как слышите вы, ее автор".
Оба гитариста оценивают новый альбом, как результат возросшего взаимопонимания, осбенно во время сочинения и аранжировки гитарных партий. Что касается Фридмана, то он полностью сжился со своей ролью соло-гитариста группы "Megadeth": "Мы много времени потратили на общую аранжировку, а не концетрировались каждый на своей партии. Такой подход освобождает от множества комплексов, - замечает он. - Мы лучше узнали друг друга, научились более эффективно работать вместе и помогать друг другу. Не было такого, когда каждый думает только о своей пратии и ему наплевать, что играют другие, а в композиции "Elysian Fields" мы даже использовали губную гармошку. Если бы кто-то предложил это в прежние времена, его бы просто спустили с лестницы".
Одной из причин такого музыкального взаимопонимания и комфорта является новый подход ко взаимодействию гитаристов. Мастейн всегда считался ведущим гитаристом группы, хотя он никогда не был соло-гитаристом. "Когда музыка - классная, то и гитарист должен быть таким же классным, - заявляет он. - Я не настолько хорош в игре соло, насколько этого требует музыкальный материал. Я могу изобразить какое-то соло или короткую вставку, но Марти справится с этим гораздо лучше".
"Я учился у всех гитаристов, с которыми мне довелось работать - однако от этого моя игра не стала лучше, - смеется Мастейн. - Например, Джефф Янг (который играл на альбоме "So Far, So Good... So What!") был уникальной индивидуальностью в том плане, насколько он был увлечен своим инструментом, да и вообще он - очень неплохой гитарист. Мы очень правильно сделали, что пригласили его тогда в группу. Он помог переосмыслить наши представления о роли соло-гитариста. Если вернуть время назад, я бы снова пригласил Джеффа, чтобы он подготовил нас к правильному восприятию Марти. Я благодарен Джеффу за то, что он помог нам осознать необходимость присутствия в группе яркого соло-гитариста, который смог бы оживить нашу музыку".
"В "Металлике" с Джеймсом (Хетфилдом) все было иначе, - продолжает Мастейн. - Наши подходы к игре ритма и сочинению песен во многом совпадали. Я не знаю никого кроме Джеймса, чьи принципы построения риффов были бы настолько мне близки. Да и не только принципы, а и большинство приемов звукоизвлечения при ритм-игре: использование 6-й струны, глушение кистью правой руки у подставки, двухпальцевые аппликатуры аккордов, педальные ноты на одной струне, хамеры, пулы и многое другое. Многие сейчас могут делать то, что мы когда-то придумали в "Металлике", но сейчас мне интереснее играть с Марти, потому что я могу сочинить рифф, а Марти его гармонизует. Иногда правда случается так, что я играю аккомпанемент, а Марти инстинктивно начинает его обыгрывать. Тогда я очень недобро смотрю на него, чтобы он вернулся к своей партии". "Однако все это оправдано, - заключает Мастейн, - потому что теперь у меня есть гитарист, который не просто повторяет мою партию, а может усовершенствовать то, что я сочинил".
Кстати Фридман довольно сдержанно относится к своей славе гитариста-виртуоза: "Это недоразумение, причем очень большое, то что меня считают большим знатоком всяких гамм и ладов. На самом деле это не так. Когда я попал в "Megadeth", все ребята говорили одно и то же: "А, это технарь со "шрапнелевской" выучкой. Здорово! Почему бы тебе не снять альбом "Rust In Peace" для какого-нибудь издательства?" Правда довольно быстро они убедились в том, что я не умею ни читать, ни записывать ноты. Однако по сей день люди вроде Макса Нормана говорят: "У тебя на любой случай есть готовая гамма". Да не знаю я никаких гамм! Я всю жизнь играл по слуху. Единственное, что я знаю совершенно точно, так это какие ноты вписываются в аккорды или интервалы вроде терции, кварты и квинты. Это я действительно знаю очень хорошо, и это настолько естественно для меня, что у людей создается впечатление, что я имею серьезную теоретическую подготовку".
Марти развивает тему отсутсвия у него формального музыкального образования: "К моменту, когда я освоил гитару, я не почувствовал необходимости вернуться назад и заняться теорией. Я думаю, что гораздо важнее то, что играешь, а не то, что обыгрываешь. Я не хотел забивать себе голову всякой теорией, потому что она была достаточно далека от моих насущных технических потребностей. Кроме того, я не хотел стоять в одном ряду с теми гитаристами, которые все время поливают как из пулемета. Я на самом деле играю не так уж и быстро, это - иллюзия. Гораздо важнее то, как ноты синкопированы относительно ритма. Правда иногда меня прорывает. Чем я действительно горжусь, так это выбором нот и осмысленной игрой. Говорят, что я играю быстро, но это только впечатление. И такая иллюзия меня устраивает, потому что я не люблю слушать 64-е ноты. Если кульминацию вы сыграли удачно, то простая триоль в конце такта может прозвучать гораздо эффектней ослепительного пассажа".
"А когда мне что-то необходимо было освоить, я садился и осваивал это, - продолжает Фридман, - будь то гитара, банджо, флейта, скрипка, ситар или какой-то китайский инструмент. И это была учеба не по школьному учебнику. Я пытался понять то, что меня заинтересовало, выяснить, как взаимодействуют аккорды и мелодия. Например, когда вы задерживаетесь на ноте, а затем вновь возвращаетесь к ней через некоторое время, это создает определенный акцент; то же можно сказать о паузах в "нужных" местах, или наоборот о взрывных пассажах".
"В молодости я старался играть всю скоростную музыку, и по-прежнему в состоянии это делать, хотя вижу в этом все меньше и меньше смысла. Я всегда восхищался не технарями, а теми гитаристами, которые здорово играют от альбома к альбому, в отличие от тех, кто выпустит пару приличных дисков, а потом постепенно деградирует. Я всегда восхищался музыкантами вроде Брайана Мэя или Ули Рота, в чьих соло каждый раз появлялось что-то, чего не было раньше. В их игре постоянно ощущалось желание продемонстрировать эмоциональность, совершенство и индивидуальность. На своих дебютных альбомах многие гитаристы играют великолепно, правда впоследствие они часто повторяются. Я бы не хотел быть одним из них".
Присущее Фридману умение мгновенно определять верные гитарные оттенки в общем звучании группы практически идеально дополняет композиторские способности Мастейна. Дейв безапелляционно оценивает свои исполнительские возможности: "Я умею делать на гитаре то, что другим не под силу. Я могу просто взять ее и мгновенно сочинить опус. А другие подолгу сидят с гитарой перед листком чистой бумаги и ничего не могут родить. Бывает, я порой просто еду где-нибудь, как вдруг - бум!!! - на меня находит озарение. Именно это и произошло в тот момент, когда мы начали работу над этим альбомом. Я ехал в студию, и пока я добирался до нее, у меня в голове полностью сформировалась композиция "Train Of Consequences". К моему полному восторгу, это было озарение свыше. Мне кажется, что музыканты, которые не могут удержаться на волне успеха, просто забывают, что способность к этому - бесценный дар".
Что касается Фридмана, то он будет продолжать трудиться над своими сольными проектами, которые знакомы нам по записям на фирме "Shrapnel", а также по работе с Джеймсом Бейкером. Скоро выйдет его новый альбом (вслед за прошлогодним "Scenes"), в котором большое внимание уделено оркестровке. "Это не просто еще один акустический альбом. В нем больше места отдано живым скрипкам и флейтам, - поясняет Фридман. - Я не пытался играть на этих инструментах или имитировать их на своей гитаре, как прежде. На этот раз на них играют настоящие живые музыканты. Вместо того, чтобы сочинять скрипичную партию для гитары, я написал скрипичную партию для скрипки. Кая я дошел до такой жизни? Вообщем-то, я не такой уж упертый гитарный фанат. Я играю на этом интсрументе просто потому, что умею на нем играть. Мне бы хотелось научиться играть на скрипке или на каком-либо экзотическом инструменте, вроде кото. Но поскольку я гитарист, я пытаюсь воспроизвести на гитаре то, что можно сыграть на этих инструментах".
Последний вопрос к Мастейну касался его голоса - почему гитары по-прежнему разрываются в неистовом реве, в то время как вокал Дейва стал менее резким? "Я устал слушать свои песни и думать о том, что мог бы спеть их лучше. Я немного сдал, хотя со мной занимались прекрасные преподаватели по вокалу. А потом, не очень-то будешь мелодичным, когда поешь о политике, смерти, войне и так далее..". В заключении он, подражая Тони Беннетту, промурлыкал слова: "Killing is my business".
Продюсер Макс Норман о записи альбома "Youthanasia".
Макс Норман - не просто продюсер альбома "Youthanasia". Он не только быз звукоинженером, не только продюсировал и микшировал запись, но и внес свой вклад в аранжировку всего музыкального материала. По словам Марти Фридмана, Макс стал пятым участником группы. Лидер "Megadeth" Дейв Мастейн в одном из последних интервью сказал: "Макс Норман, вне всяких сомнений, оказался самой лучшей находкой для группы за все время ее существования. Он не только великолепный продюсер, обладающий тонким слухом, но и самый интеллигентный человек из тех, с кем мне доводилось встречаться".
Для уроженца "туманного Альбиона" Макса Нормана продюсирование гитар с убийственным звучанием не в диковинку. На его счету, кроме всего прочего, работа с Оззи Осборном и Рэнди Роадсом (альбомы "Blizzard Of Ozz", "Diary Of A Madman", и "Tribute"). С юношеских лет, когда Макс начал пробовать писать хард-роковую гитару на пленку, и до наших дней, на его глазах жанр претерпел значительные изменения. "Сейчас в гитарном звуке гораздо меньше динамики, - рассказывает Норман. - Гитаристы больше полагаются на овердрайв - датчики стали круче, а в усилителях используется значительно большая перегрузка (gain). Например, Рэнди Роадс играл на существенно более чистом звуке, по сравнению с Дейвом или Марти".
"Запись гитарного звука с высоким уровнем перегрузки связана сегодня с большими проблемами, - продолжает Макс Норман. - Всегда трудно работать с дисторшн, потому что такое звучание очень быстро утомляет. Кроме того, сильный дисторшн съедает объемность записи. Кроме того, он совершенно забивает партии с чистым звуком! Поэтому, хотя гитара с дисторшн сама по себе и звучит достаточно мощно, она может испортить общую картину записи. К тому же, современные гитаристы стремятся играть толстыми медиаторами и используют очень мощную атаку, что, как мне кажется, не дает качественного звучания, потому что таким образом они перенапрягают струну. Мне кажется, что при менее сильной атаке гитара дает более певучий звук. Что я имею в виду? Послушайте Джеффа Бека, когда он играет пальцами".
Однако в интересах записывающегося музыканта, Норман подавляет в себе пристрастие к чистому звуку: "Трудно не значит невозможно! Просто вам прийдется здорово потрудиться, чтобы добиться требуемого баланса. Я имею в виду то, что "Megadeth" и чистый звук просто не совместимы. Такое сочетание не даст требуемого результата. Они созданы совсем для другой музыки. Итак, если это чертовски трудно, то я должен с этим справиться".
Все гитары на альбоме "Youthanasia" были записаны при помощи четырех близко расположенных к колонкам микрофонов. Два "Shure 57" и два "Seinhesier 421" были установлены перед колонками "Grate" (с динамиками Celestion) и "Marshall" (4x12). На расстоянии шести или семи футов от усилителя также располагался и удаленный микрофон, который улавливал объемную акустику помещения.
"Как только мы получали дубль, мы просто копировали ритм-трэки Марти и Дейва и не пытались ничего сделать с их звучанием. Мы использовали наложение, что уплотняло общую фактуру. При этом мы пытались сохранить изначальное звучание. Я не вижу смысла существенно изменять звук при наложении, за исключением того крайнего случая, когда вы накладываете чистый звук на искаженный, что впоследствии при микшировании позволяет вам варьировать уровень дисторшн. Конечно, наличие двух разных гитарных звучаний иногда может оказаться полезным, однако это очень трудоемкий процесс. Наложение делает звучание более плотным и более острым. С другой стороны при этом несколько теряется индививдуальность, потому что исчезают некоторые присущие исполнителю нюансы".
Первая запись "Megadeth", над которой Макс проработал от первого до последнего дня - это альбом 1992 года "Countdown To Extinction". Эта работа настолько технически совершенна, насколько это только можно себе представить. "Countdown" - очень аккуратная запись, и когда мы закончили ее, у меня создалось такое впечатление, что двигаться с "Megadeth" в этом направлении больше некуда, потому что мы достигли крайнего предела, - рассказывает Макс. - Несколько поразмыслив, я почувствовал, что хотя альбом "Countdown" и нельзя заподозрить в отсутствии эмоций, тем не мнее он является достаточно строгим. Мы так бескомпромиссно боролись за совершенство, что записывали каждую партию отдельно и затем тщательно изучали ее. В тот период я был сторонником "записи с первого дубля", поскольку в этом есть определенная музыкальная логика. Кроме того, если вы возьмете любую запись-долгожительницу, то все это были своего рода ансамблевые шедевры, а не сумма идеально записанных партий. Когда мы работали над последним альбомом, мы договорились не слушать отдельные треки. Мы оценивали песню в целом, и если она звучалал здорово, мы ее оставляли!
При записи подкладочных партий для альбома "Youthanasia" мы решили, что все от начала до конца будут играть вместе. Так что если кто-то ошибался, то запись песни приходилось начинать с самого начала. Я настоял на этом, потому что считаю, что каждая подкладочная партия должна быть частью "живого" представления. С моей стороны это потребовало дополнительных усилий, но конечный результат показал, что все это было не напрасно.
После записи подкладочных партий мы сразу отматывали пленку на начало песни и немедленно накалдывали ритм-гитары Дейва и Марти, причем опять играла вся группа, как если бы это было на концерте. Мы ничего не изменяли, если это не было уж слишком плохо. Если внимательно послушаете "Youthanasia", то найдете там достаточно небольших ляпов, вроде неумышленного шума от струн, но мы не считали, что это критично. Если вы послуашете старую роковую классику, например "Led Zeppelin", то многие любимые вами места появились на свет в результате ошибок!"
Чтобы не зацикливаться на одной песне и сохранить ощущение "живой" записи, группа решила, если вещь не "идет" с третьего дубля - нужно переходить к следующей. "Кстати многие композиции были записаны именно с первого дубля. Подкладочные партии вместе с ритм-гитарами Дейва и Марти были готовы довольно быстро", - рассказывает Макс. - Самое главное, что альбом "Youthanasia" по сравнению с "Countdwon" был записан быстрее и с лучшим настроением. При работе над "Countdown" мы несколько недель потратили только на чистку ритм-гитраных треков. А это, вы можете мне поверить, превращает запись альбома в длительное и очень нудное занятие! В этот раз мы не успели оглянуться, как перешли к самому интересному - записи вокала, гитарных соло, наложений акустических инструментов и т.д".
Среди многих команд мало кто привязан к своему фирменному звуку так, как группа "Megadeth". Дейв Мастейн и Марти Фридман по-прежнему радуют публику бескомпромиссным ревом и грохотом своих гитар "Jackson".
Чтобы получить звучание, которое группа "Megadeth" использует в композиции "Train Of Consequences", вы должны найти метальный дисторшн. Примочки этого типа весьма различаются по звуку и параметрам, так что подобрать характерное звучание вам прийдется самостоятельно. Показанный на рис. эквалайзер используется во время соло. Положение движков показано с достаточной степенью достоверности; тем не менее внимательно послушайте соло и подкорректируйте частоты, если это потребуется. И, наконец, хорус работает в стерео режиме. Используйте его, даже если вы играете через моноканал, потому что ритм-гитары должны звучать достаточно объемно.
Представленное на рисунке оборудование используется на всем альбоме "Youthanasia". Правда, если быть точным до конца, то вам прийдется после дисторшн включить эффект "wah-wah" (композиция "I Thought I Knew It All"), а также использовать дилэй с большим временем задержки и парой повторов для соло в композиции "Youthanasia".
ИСТОЧНИК:
|