"Венера и Марс" - четвертый альбом Пола Маккартни и его группы Wings, вышедший в мае 1975 года, был долгожданным после пользовавшегося огромной популярностью предыдущего альбома Band on the Run (1973). Ставший не менее популярным, Venus and Mars подтвердил статус Wings, окончательно ответил на вопрос, есть ли жизнь после Битлз, и положил начало долгому, растянувшемуся на год, мировому турне Пола Маккартни.
В 1974 году Пол Маккартни не выпустил никакого альбома, потому что работал над альбомом своего брата Майка McGear (1974) (под псевдонимом Майк Макгиэр младший брат Пола сделал музыкальную и художественную карьеру), а также участвовал в альбоме Рода Стюарта Smiler (1974). Однако к концу 1974-го Пол размечтался о большом мировом турне со своими "Крыльями" и тогда решил записать новый альбом, материал которого годился бы для концертного репертуара.
После записи Band on the Run втроём - с Линдой и гитаристом Дэнни Лэйном - Маккартни добавил в 1974 году в состав Wings лидер-гитариста Джимми Маккаллока и барабанщика Джеффа Бриттона. Написав несколько новых песен для следующего альбома, Маккартни выбрал местом его записи Нью Орлеан, штат Луизиана, и в январе 1975 года Wings направились туда. Часть вещей была записана в Новом Орлеане, остальное Wings дописали в Лос-Анджелесе. Venus and Mars записывался с середины января до конца апреля.
Однако, едва начались сессии записи, обострился личный конфликт между Маккаллоком и Бриттоном. Барабанщика сильно раздражало увлечение гитариста наркотиками, и он покинул группу, записавшись только в трех вещах альбома. Замену нашли очень быстро в лице американца с английской фамилией - Джо Инглиша, и дальнейшая запись прошла очень продуктивно. Помимо законченного альбома записали несколько песен, заполнивших впоследствии вторые стороны синглов Маккартни - "Lunch Box/Odd Sox" и "My Carnival". Маккартни связал несколько песен вместе, без паузы, как Битлз сделали на Abbey Road, чтобы придать альбому ощущение непрерывности.
За две недели до выпуска Venus and Mars, вышел сингл с песней "Listen to What the Man Said", который поднялся до 1-го места в США. Альбом вслед за ним вышел на 1-е место в США, Великобритании и многих других странах. Позже вышли еще два сингла - "Letting Go" и "Venus and Mars/Rock Show". "Letting Go" - одна из лучших песен Маккартни, увы, не имела популярности. "Venus and Mars/Rock Show" попала в американский Top 10, но в британских чартах даже не засветилась.
Большинство людей ассоциировали название альбома "Венера и Марс" с Линдой и Полом соответственно. Но Маккартни отрицал эту ассоциацию или какую-либо другую аллегорическую связь, утверждая, что речь идёт о древне-римских богах. Заглавная вещь "Венера и Марс" служит всего лишь прелюдией для следующего номера "Рок-шоу". Главный герой песни сидит на большой спортивной арене в ожидании рок-концерта. Ближе к концу песни друг главного героя, увлекающийся астрологией, сообщает, что "Венера и Марс сегодня в порядке". Маккартни написал "Рок-шоу" для грядущего грандиозного мирового турне 1975-76 гг. Лучше песни для открытия концерта не придумаешь. Маккартни до сих пор часто начинает свои концерты с "Рок-шоу".
Хороший перевод этой песни сделал Е. Соловьёв. В песне, между прочим упоминаются Джимми Пейдж; некая группа Silly Willy with Philly band (возможно намёк на Creedence Clearwater Revival в обличии "Willy and the Poor Boys" ); Консертгебау - известный концертный зал в Амстердаме; Мэдисон-сквер-гарден - нью-йоркский стадион, на котором проводятся грандиозные концерты и Холливуд Боул - открытый театр в Лос-Анжелесе, ещё одна площадка для больших рок-шоу.
Следующая вещь в альбоме - "Любовь в песне" - одна из трёх песен альбома, записанных не в Новом Орлеане, а в Лондоне на студии Abbey Road. В этой песне Маккартни играет на недавно приобретённом им легендарном контрабасе, на котором играл Билл Блэк во время записи песни Элвиса Пресли "Heartbreak Hotel" в 1956 году. Песней "You Gave Me the Answer" (Ты дала мне ответ) Маккартни отдаёт дань памяти музыке на которой он вырос в Ливерпуле. Из радиопередач Би-Би-Си, а также игры своего отца на пианино, Пол знал всю популярную музыку 1930-х и 1940-х годов, особенно голливудские мюзиклы с участием Фреда Астера. Детские впечатления побуждали Маккартни сочинять, время от времени, наряду с энергичными рок-номерами мелодичные, немного сентиментальные песни, которые Леннон раздражённо называл "старушачьими песнями". Это "Когда мне будет 64" из "Сержанта Пеппера", "Твоя мать должна знать" из "Таинственного Волшебного путешествия", "Медовый пирог" из "Белого альбома" и т.д.
Песня "Магнето и Титановый Человек" навеяна комиксами издательства Марвел, которых Маккартни был большим любителем. Магнето и Титановый Человек - два злодея и даже суперзлодея из этих комиксов. Маккартни сочинил песню, когда был в отпуске на Ямайке. По субботам Маккартни всей семьёй шли в ближайший супермаркет, куда раз в неделю завозили свежие комиксы. Маккартни получал от них удовольствие не меньше, чем его дети. По сюжету песни, три негодяя - Магнето, Титановый Человек и Кримсон Динамо - сообщают герою песни, что его любовь собирается грабить банк на Мэйн-стрит. Все четверо садятся в машину и едут в тот банк. Там наш герой выясняет, что его любовь - на самом деле, закон, а три злодея обманули его, вероятно затем, чтобы самим совершить ограбление.
Перед турне Wings 1975-76 гг. Маккартни связался с издательством Марвел и нанял у них своего любимого художника - создателя многих известных комиксов Джека Кёрби, чтобы тот нарисовал комиксы специально для этой песни. Созданные Кёрби рисунки проецировались во время турне на большой экран позади группы. На время концертов Wings в Лос-Анджелесе Маккартни выделил Кёрби места в переднем ряду (дочка Кёрби была большой поклонницей The Beatles и Wings), а также пропуск за кулисы. Кёрби в свою очередь отблагодарил Маккартни, изобразив Пола с Линдой в рисунке с участием Титанового Человека.
Как все любовные песни Маккартни того периода, "Letting Go" посвящена Линде Маккартни. Прекрасный перевод этой песни можно найти на том же сайте. Пол всегда считал эту вещь одной из лучших в альбоме, поэтому выпустил её второй сорокопяткой с альбома "Letting Go"/"You Gave Me The Answer". Сингловый вариант песни имеет несколько отличий от альбомного, включая органное глиссандо в начале песни.
Линда Истман, в своё время пожертвовала своей карьерой фотографа (достаточно интересного и успешного!) ради музыкальной карьеры мужа, и по его настоянию начала играть в Wings на клавишах и петь на подпевках. Ей приходилось сносить немало критики и насмешек в свой адрес. Однако сейчас, заглядывая в ретроспективу, можно по достоинству оценить не ахти какой голос Линды, игравший тем не менее огромную духовную роль в общем звучании "Крыльев".
Как в Ram, Wild Life и Band on the Run , Маккартни остаётся верным традиции писать репризу заглавной песни дабы придать альбому композиционную целостность. В репризе "Venus and Mars" он вставил два новых куплета, где речь опять идёт о знаках зодиака, и в конце концов все приходят к согласию, что "Венера и Марс сегодня вечером - в полном ажуре". Песню Маккартни "Духи Древнего Египта" в альбоме спел гитарист Wings Дэнни Лейн. А "Медицинский флакон" про невыносимую наркозависимость сочинили гитаристы Джимми Маккалок и Колин Аллен из группы Stone the Crows, и Маккалок сам спел её. Это отражало идею Маккартни, что "Крылья" - сплочённый коллектив, все участники которого - не просто подыгрывающие на заднем фоне музыканты, но полноправные творческие личности. Маккартни всегда поощрял остальных вносить в каждый альбом свои песни. Малая доля таковых на самом деле объяснялась, вероятно, не авторитарными наклонностями Макки, а скорее всего неподходящим качеством предлагаемого материала.
Ещё один шедевр альбома Venus and Mars - песня "Call Me Back Again" (Позвони мне) - это типичная нью-орлеанская баллада в стиле соул, которую Маккартни начал сочинять ещё в 1974 году в отеле Беверли-хиллз, а закончил год спустя в Новом Орлеане. Песня поражает пронзительным, просто на пределе, вокалом Пола и подстать его накалу потрясающей духовой аранжировкой некоего Тони Дорси (не путать со знаменитым тромбонистом и банд-лидером Томми Дорси, который скончался ещё в 1956 году). В тексте речь идёт о неразделённой любви, но многие расценивали эту вещь как ответ на вопрос о воссоединении The Beatles, которым пресса мучала Битлов на протяжении всех семидесятых годов.
...Когда я был
маленьким мальчиком
для меня было огромной радостью
всякий раз набирать твой номер
Я всё время звонил тебе,
но я никогда
нет нет никогда
не слышал, чтобы ты звонила мне
так давай же, позвони мне снова...
В этих словах есть своя сермяжная правда, поскольку все годы после распада The Beatles обычно Маккартни звонил Леннону, а не наоборот. Во время записи Маккартни Venus and Mars, Джон Леннон находился в размолвке с Йоко Оно, жил в Лос-Анджелесе с китаянкой Мэй Пэнг и часто ностальгировал по временам Битлз. Кстати, слухи о якобы сплошной пьяной депрессии, в которой он находился тогда, изрядно преувеличены и даже понятно, из какого источника исходили. Это был очень продуктивный творческий период у Леннона, он записал тогда три собственных альбома плюс участвовал в записях других известных исполнителей, таких как Мик Джаггер и Дэвид Боуи . Прослышав, что Маккартни пишет альбом в Нью Орлеане, Леннон собрался было поехать навестить старого приятеля. И вдруг, откуда ни возьмись (хотя понятно ОТКУДА), опять явилась ведьма Йоко Оно, и историческая встреча не состоялась. Чудесный шанс был упущен...
"Послушай, что говорит этот человек" - самая популярная песня альбома, очередной образчик удачного сочетания музыки и слов в поп-песнях Маккартни. Она выходила на сорокопятке в мае 1975 и имела успех в чартах. Когда к Wings присоединились гитарист Дэйв Мэйсон и сопрано-саксофонист Том Скотт, первый добавил в песню несколько гитарных партий, а Скотт - рисунки на саксе, а также съимпровизировал великолепнейшее соло. Бормотание в начале песни ошибочно приписывают знаменитому американскому диджею Вулфмену (Оборотню) Джеку. На самом деле это бормочет сам Пол, находясь под впечатлением от встречи с Лио Ночентелли, гитаристом нью-орлеанской фанк-группы The Meters.
Маккартни часто связывает вместе разнородные музыкальные куски, это пошло у него ещё с Abbey Road , но песни "Treat Her Gently" (Обращайся с ней нежно) и "Lonely Old People" (Одинокие старые люди) тесно связаны друг с другом как в музыкальном, так и в смысловом отношении. Обе песни несут в себе дух госпелз, а тема перекликается со старой доброй "Элеонорой Ригби", только речь идёт о пожилых людях. Последний номер альбома - "Перекрёстки" - это обработка Маккартни главной темы композитора Тони Хэтча из одноимённой "мыльной оперы" Crossroads, весьма популярной в Великобритании и не сходившей с экрана в период с 1964 по 1987 гг. Макка логично вставил эту тему после песни о пожилых людях, которые, посидев на скамейке в парке, идут смотреть свои излюбленные сериалы.
|