Подробная биография рок-группы Машина Времени

МАШИНА ВРЕМЕНИ
ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ
Рок-энциклопедия


Источник текста - Wikipedia
Андрей Макаревич Начало биографии группы "Машина Времени". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал


Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Машина Времени в начале 70-х годов Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Андрей Макаревич на 80-х годах Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

Пётр Подгородецкий, очередной клавишник Машины Времени В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени», резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.


Сайт для взрослых. Интимные рассказы для девушек

В 1980-м году начинается массовое подпольное издание магнитоальбомов «Машины времени». Эти самодеятельные сборники, целостные и хронологически последовательные концертные записи, продавались массовыми тиражами, но в итоге в официальную дискографию группы не попали. В конце мая 1980 года на студии «Мелодия» в Ленинграде было записано 6 песен; позднее эти записи попали в магнитоальбом «Москва-Ленинград», пиратский винил «Охотники за удачей» и в «Поворот», изданный в 1997-м году в Болгарии.

В 1981 году группа впервые выступает на телевидении в Белоруссии. В середине 2000-х эту ставшую уже раритетом запись покажут по белорусскому телеканалу «ЛАД» (ныне Беларусь-2). В этом же году «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа». Фильм добавляет группе популярности и впервые показывает лица участников на всю страну. После выхода фильма музыкантов группы начинают узнавать на улицах и этот фильм по зрительским сборам в Союзе в 1982 году попал в число рекордсменов, а после этого журнал «Кругозор» выпускает гибкую пластинку, которая называется «Ансамбль Машина Времени» с песнями «Путь» и «За тех, кто в море». Из-за разрешения «Мелодии» пластинку, как говорит Андрей Макаревич напечатали в 40 миллионов.

Зимой 1982 года в США на студии «KISMET Records» выходит пиратский виниловый диск «Охотники за удачей» с компиляцией студийных записей «Машины времени» с 1975 по 1980 годы. Часть песен на пластинке была переименована (в частности, песня «День рождения» была названа «Моим друзьям», «Кафе "Лира"» превратилась в «Швейцара»). Из-за появления этого диска Макаревич оказывается вынужден объясняться с работниками КГБ. Был подан протест в международную редакцию. В 1988-м году стало известно, что тогдашний ВААП отсудил у «KISMET Records» какие-то деньги за этот релиз, но до музыкантов они не дошли.

В 1982-1984 гг. в СССР началась кампания против самодеятельных музыкальных коллективов, которая затронула и «официальные» коллективы, в том числе «Машину времени». В газете «Комсомольская правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» (название отсылает к песне «Машины времени» «Синяя птица»), где группа и её музыка были подвергнуты критике. По сложившейся практике, за статьёй в центральной газете должны были последовать оргвыводы и увольнение группы из «Росконцерта». Однако статья встретила резкое неприятие читателей, поклонники «Машины времени» заваливали редакцию возмущёнными письмами; возможно, по этой причине она не привела к серьёзным последствиям для группы.

Зимой-весной 1982 года группа гастролирует в Ярославле, Красноярске, Вильнюсе, Волгограде, Ростове-на-Дону и в Орджоникидзе. После этого Пашаев вместе с Подгородецким, звукорежиссёром Игорем Клёновым и Дмитрием Рыбаковым (гитарист и автор, который числился в группе рабочим) покидают группу, чтобы создать собственный коллектив. Велись также переговоры и с Ефремовым, но он отказался покидать «Машину». Место клавишника в «Машине времени» занимает Александр Зайцев, также в группу приходит Сергей Рыженко, игравший ранее в группе «Последний шанс». Первые концерты в новом составе проходят в июле в Ленинграде, ДС «Юбилейный».

А. Макаревич В ноябре 1983 года Рыженко уходит из группы, которая в результате снова сокращается до четырёх человек. Объясняя уход Рыженко, Макаревич в интервью говорит, что у Сергея не сложились отношения с группой. Позднее, в книге «Всё очень просто» он также замечает, что Рыженко, бывший до этого одним из лидеров «Последнего шанса», в «Машине» вынужденно оказался на вторых ролях, что его, конечно, не устраивало.

В конце 1983 года в группу возвращается её второй барабанщик Макс Капитановский, теперь уже в качестве концертного звукорежиссёра. Приглашённый на одни гастроли на место штатного работника, слёгшего с аппендицитом, он остаётся в группе и работает до лета 1994 года.

Положение группы в период 1981-1986 годов можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, группа существует, выступает, записывается, чрезвычайно популярна. В «Росконцерте», которому выступления «Машины времени» приносят значительный доход, группу поддерживают, не отказывая ни в аппаратуре, ни в содержании большого штата (в одном из интервью 1985 года Макаревич упоминает, что в группе, считая музыкантов, работает 14 человек, а возимая с собой аппаратура, закупленная в США, имеет общий вес 3,5 тонны). Непосредственное руководство сквозь пальцы смотрит на то, что группа, вопреки всем правилам, не исполняет со сцены «песни советских композиторов» (которых должно было быть не менее 80%). «Машина времени» - непременный участник новогоднего «Голубого огонька». В этот же период группа несколько раз появляется в кино: помимо «Души», она участвует в создании саундтрека к мультсериалу «Обезьянки», песни Макаревича звучат в фильмах «Скорость» (режиссер Д. Светозаров) и «Тайна "Чёрных дроздов"». В 1984-м году группа записывает «Чужие среди чужих» на студии у Владимира Ширикина и впервые участвует в «Музыкальном Ринге». В 1985-м году группа принимает участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Однако, одновременно с этим, с 1980 по 1986 год у группы нет ни одного официального концерта в Москве, её участников не выпускают за границу. Нет ни одного официально изданного альбома, хотя десятки песен разных лет ходят в магнитных записях. Песня «Поворот» присутствует на неофициальных магнитоальбомах, является фактически «визитной карточкой» группы, при этом официально «Машина времени» не имеет права исполнять её на концертах, так как песня не утверждена в программе выступлений. На телевидении «Машина» появляется редко, несколько специально записанных телепрограмм с группой не попадают в эфир из-за прямого запрета председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.

"...Снимали целые программы с «Машиной» и потом они никуда не шли. Ролан Быков, например, пригласил нас в молодежную телепередачу, мы там сыграли песен шесть. Он сказал: «Да что я, Лапина не пробью?». Пошёл к председателю Гостелерадио Лапину, выходит от него красный, разгоряченный, и говорит: «Не вышло. Как стена. Нет, отвечает, не будет этой группы в эфире, и всё»." - М. Марголис. «Затяжной поворот». Интервью А. Макаревича.

Ситуация резко меняется с началом перестройки. Андрей Макаревич снимается в главной роли в фильме «Начни сначала» - главный герой списан с него самого, в сюжете фильма легко узнаётся история со статьёй «Рагу из синей птицы», хоть и существенно переделанная (в частности, в фильме весь вал писем, поступивших в газету после разгромной статьи о группе, был написан одной-единственной поклонницей). В фильме звучат несколько песен «Машины времени».

Группа принимает участие в московском фестивале популярной музыки «Рок-панорама-86». «Машину» начинают чаще показывать по телевизору: Макаревич появляется в телепередаче «Веселые ребята» с забавным клипом «Посвящение корове» (группой не исполнялась), группа участвует в фестивале «Песня-86» с песней «Музыка под снегом» и в музыкальной паузе программы «Что, где, когда?» с «Песней, которой нет».

Осенью 1986 года выходит первый официальный альбом (сборник песен) «Машины времени» - «В добрый час». Винил был выпущен на фирме «Мелодия» без участия группы. В этом же году группа записывает магнитоальбом «Реки и мосты» в первом варианте (во втором варианте, выпущенном на виниле в 1987-м году, почти все песни были переаранжированы и перезаписаны, а песня «Мой мир» - исключена).

В 1987-м году продолжились гастроли, уже не только по стране, но и, впервые за время существования, за рубежом. Год группа начинает с того, что принимает участие в Новогоднем «Голубом огоньке-87» с песней «Флюгер». 28 мая 1987 года «Машину времени» допускают на телевидение, они участвуют в программе «Музыкальный ринг», с песнями из ещё не вышедшего альбома «Реки и мосты». В этом же году проходят концерты в УСЗ «Дружба» вместе с группой «Секрет». Осенью выходят альбомы «Реки и мосты» (винил, двойной альбом) и «Десять лет спустя» (винил, ретроспектива, песни конца 1970-х - начала 1980-х, полностью перезаписанные текущим составом группы).

3 января 1988 года «Звуковая дорожка» публикует музыкальные итоги минувшего 1987 года, где «Машина» и Андрей Макаревич фигурируют в шести номинациях и где «машинисты» - снова победители «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. В 1988-м году группа принимает участие в телепрограмме «Утренняя почта» с песней «Там, где будет новый день». В августе 1988 года на фирме «Мелодия» выходит альбом «В круге света», а 22 августа 1988 года в ГЦКЗ «Россия» проходит презентация альбома. На радиостанции «Юность» в программе «Мир увлечений», выходят две радиопередачи о творчестве «Машины».

Машина Времени в 90-х годах 27 мая 1989 года «Машина времени» отмечает своё 20-летие. Для участия в юбилейном концерте, прошедшем в «Лужниках», приглашаются музыканты, игравшие в группе, а также близкие друзья участников. Открывается концерт выступлением группы Евгения Маргулиса «Шанхай», выступает Алексей Романов с группой «СВ», Пётр Подгородецкий со своей группой, бит-квартет «Секрет», Александр Градский для этого концерта собирает группу «Скоморохи». В исполнении «Машины Времени», в числе прочих, впервые после долгого перерыва снова звучат песни из репертуара первой половины 1970-х годов. Об этом событии снят документальный фильм «Рок и фортуна». В этом году группа принимает участие в новогодней программе «Ночь-90» с песней «Новогодняя» из магнитоальбома «Чужие среди чужих».

В 1990-м году у «Машины времени» начинаются проблемы с Зайцевым, который «периодически впадал в состояние невменяемости и исчезал» (проблемы с алкоголем и наркотиками), иногда на одну-две недели, не давая о себе знать и срывая репетиции. Несколько месяцев спустя после юбилейного концерта, во время подготовки к концертам в Москве и Подмосковье Зайцев пропадает на месяц. Сначала его безуспешно ищут, затем, когда становится ясно, что концерты могут быть сорваны, Макаревич обращается к Маргулису и Подгородецкому. Спешно репетируются песни, написанные после их ухода из группы. Незадолго перед первым концертом Зайцев, как ни в чём ни бывало, появляется, но его тут же увольняют. После концертов Маргулис и Подгородецкий получают предложение остаться насовсем и соглашаются. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно.

В апреле 1991 года Андрей Макаревич выпускает книгу «Все очень просто» (рассказы о жизни группы «Машина времени» 1968-83 гг.), а в банкетном зале Дворца молодежи состоялась презентация книги. Вместе с книгой также была презентована также сольная пластинка Макаревича «У ломбарда».

В августе 1991 года группа принимает участие в Международном фестивале «Музыканты мира детям Чернобыля» в Минске, а также в Благотворительной акции солидарности с программой «Взгляд». Вопреки своим убеждениям не принимать участия в политических акциях, Макаревич помогает творить историю России, выступая на баррикадах 20 августа 1991 года перед защитниками Белого дома, тем самым поддержав Бориса Ельцина. В этом же году Александр Кутиков становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия».

Осенью 1992 года выходит двойной альбом «Это было так давно…» с материалом 1978 года, записанного в студии ГИТИСа, который оказался неполным с отсутствием вступлений, из-за того, что полная версия была утеряна на пожаре в той студии. Этот материал был найден у Александра Градского.

В 1993-м году группа как обычно принимает участие в Новогоднем Голубом огоньке-93 с «Рождественской песней». В этом же году выходят альбом «Внештатный командир Земли» и сборник «Лучшие песни 1979-1985».

В 1994-м году группа снова принимает участие в Новогоднем Голубом огоньке-94 с песней «Этот вечный блюз». Весной выходит акустический концерт «Unplugged», записанный 19 октября 1993 года в Агентстве Печати Новостей. В преддверии чемпионата мира по футболу Макаревич пишет песню «Там будет победа». Максим Капитановский выпускает книгу «Всё очень непросто», в которой собирает различные интересные и забавные эпизоды из жизни группы в период работы в Росконцерте, а также из собственного опыта гастрольной жизни до «Машины времени» с 1983 по 1994 год.

25 июня 1994 года состоялся юбилейный концерт «Машины», приуроченный к 25-летию группы на Красной площади при участии нескольких приглашённых групп, среди которых были «Воскресение», «Наутилус Помпилиус», «Чёрный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление длилось около восьми часов. На концерте присутствовали около 400 000 человек. Обрезанную версию концерта показал общероссийский канал РТР. В 1998-м году более полную версию записи концерта показал канал ТВЦ.

Александр Кутиков: "Желание отпраздновать день рождения «Машины» на Красной площади было, в определенном смысле, стебом. И осуществили мы его во многом благодаря моему дяде Сергею Николаевичу Красавченко. Одно время он был первым заместителем председателя Верховного Совета, а также помощником президента Бориса Ельцина. Сергей Николаевич помог нам правильно провести все бумаги, получить вовремя все подписи. Я консультировался у него, как оперативнее преодолевать любые инстанции, к кому из чиновников и с какими формулировками идти, что просить и что реально могут разрешить." - Затяжной поворот: история группы «Машина времени».

Вскоре после юбилея звукорежиссёра Максима Капитановского увольняют из группы, поскольку на его месте потребовался более универсальный специалист, умеющий, помимо операторской работы, оперативно ремонтировать аппаратуру.


Портал для заядлых игроманов. Качай и играй!

В 1995-м году выходит сборник старых песен «Кого ты хотел удивить?». В 1995-м году независимой компанией «En Face Tutti» выпущен CD с получасовой концертной записью «Концерт в Анапе». На диске уместилось короткое выступление с песнями «Creedence Clearwater Revival» и тремя песнями «МВ», записанными в 1973-м году, в низком качестве.

В 1996-м году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина на очередных выборах президента России. В этом же году на компакт-дисках «Sintez Records» переиздаёт альбомы «В добрый час», «Реки и мосты» и «В круге света». В апреле выходит новый альбом «Картонные крылья любви», записанный на студии концертного зала «Олимпийской деревни». 18-19 апреля 1996 года в БКЗ «Олимпийской деревни» проходит презентация альбома. После этого выступления «машинисты» отправились «обкатывать» новую программу на гастролях. В начале сентября 1996 года группа приглашает в качестве директора Владимира Сапунова, известного своими деловыми качествами и порядочностью. Параллельно Сапунов продолжает работать также директором группы «Воскресенье».

В ноябре 1997 года выходит диск «Отрываясь». Закончив запись альбома, «машинисты» признались, что они очень довольны новой работой, и не имеют претензий к энергетике и звуку, которые на альбоме отображены так же, как на живом концерте. Для записи была выстроена специальная сцена, музыканты играли по нескольку дублей каждой песни. А на песни «Он был старше её», «Он играет на похоронах и танцах» и на «Однажды мир прогнётся под нас» были сняты клипы. 30 ноября 1997 года в ДК им. Горбунова состоялась презентация альбома.

27 января 1999 года группа начинает тур «XXX лет Машине времени» концертом в Тель-Авиве.

25 ноября 1999 года выходит альбом «Часы и знаки». В московском ЦУМ-е проходит презентация диска и пресс-конференция участников группы.

18 декабря 1999 года группа закрывает свой тур «ХХХ лет» концертом в СКК «Олимпийский». Концерт проходит за два дня до очередных выборов в Государственную Думу России, с букетами и поздравлениями на концерте появляются многие известные политики, в том числе Немцов, Кириенко, Чубайс. Присутствует на концерте и Владимир Путин (в то время - премьер-министр).

После концерта директор группы Владимир Сапунов по просьбе Макаревича объявляет Подгородецкому, что тот больше не является участником группы. Это увольнение надолго становится темой обсуждения среди поклонников группы, вопрос постоянно поднимается в интервью и статьях о «Машине» в СМИ. Интерес подогревается тем, что сами музыканты не называют какой-то одной конкретной причины. Близкие к группе люди среди возможных причин указывают на проблемы Петра с наркотиками (увлечение кокаином), прогул репетиций, вызывающее поведение во время выступлений, неадекватность в общении с коллегами по группе и многое другое. Участники группы говорят, что с Подгородецким «стало невозможно работать». В книге Михаила Марголиса «Затяжной поворот» говорится, что решение об увольнении Подгородецкого было принято задолго до 17 декабря; Владимир Сапунов упоминает, что во время гастролей 1999 года в США группа уже активно обсуждала предложенную Маргулисом кандидатуру Державина. Александр Кутиков говорит, что «"машинисты" никогда не назовут действительную причину увольнения, но эта причина перечеркнула собой всё, что Пётр сделал для "Машины времени"». Сам Пётр в «Машине с евреями» утверждает, что решение о его увольнении было принято под давлением правых политиков, в круг которых был вхож Макаревич и которым Подгородецкий почему-то не нравился. Место Подгородецкого занимает Андрей Державин, отказавшийся ради этого от собственной сольной карьеры певца. Державину же кажется что одной из причин расставания с Подгородецким стало то что в новом веке «машинистам» захотелось добавить новое электронное звучание.

16 января 2000 года в КЗ «Олимпийской деревни» состоялся первый концерт группы с новым клавишником - Андреем Державиным, бывшим поп-музыкантом, ранее помогавшим Кутикову и Маргулису. С февраля 2000 года по 22 мая 2003 года «Машина времени» начала совместный, вдвойне юбилейный тур с гр. Воскресение «50 на двоих» и порой с этим туром гастролирует. До 22 мая 2003 года параллельно с «Воскресеньем» работал Маргулис, в рамках этого тура.

В конце мая 2000 года «Sintez Records» выпускает сразу два двойных концертных альбома, первый - «Маленький принц» с записью сдачи программы «Худсовету» в июле 1980 года с литературной частью, и второй - «ХХХ лет "Машине времени"».

12 января 2001 года «Машина времени» приступила к записи нового альбома под рабочим названием «Спиной к концу света», позднее он получил название «Место, где свет». 27 февраля 2001 года состоялась презентация нового Web проекта группы «Машина времени "Странная Механика"». Было заявлено, что этот новый официальный сайт будет единственным местом, где можно получить достоверную и свежую информацию о группе и её музыкантах, а также единственным официальным посредником между группой и прессой. Первые полгода в форуме изредка появлялись Макаревич и Державин, но затем проект, попав в руки «друзей группы» из числа нынешнего фан-клуба потерял актуальность. А бо?льшая часть первоначально очень амбициозных планов и идей осталась нереализованной, но сайт всё-таки официальный сайт группы функционирует.

21 марта 2001 года на концерте в Торонто к «Машине» присоединился её бывший барабанщик Сергей Кавагоэ. Совместно с ним была исполнена песня «Марионетки». Это стало первым и единственным случаем воссоединения.

1 августа 2001 года выходит кассетный сингл «Звезды не ездят в метро» с четырьмя песнями из будущего альбома «Место, где свет». 31 октября 2001 года группой «Машина времени» выпущен альбом «Место, где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. В тот же день в ГЦКЗ «Россия» проходит презентация пластинки.


Современная Машина Времени

Осенью 2001 года регистрируется акционерное общество «„Машина времени“ - 21 век», под председательством Кутикова. Название «Машина времени» регистрируется в качестве торговой марки. Полный состав членов акционерного общества и совладельцев торговой марки не называется, известно лишь, что в их число вошли все музыканты группы, игравшие в ней на момент создания общества, то есть Макаревич, Кутиков, Ефремов, Маргулис и Державин.

Весь 2002 год группа активно выступает с концертами в московских клубах, в Большом концертном зале «Олимпийской деревни», не забывая и о выездных гастролях.

10 октября 2002 года на концерте «Машины» в концертном зале «Олимпийской деревни» присутствовали экс-звукорежиссёр группы Максим Капитановский и экс-клавшиник Александр Зайцев. В конце Зайцев с «машинистами» спел «Поворот» и объявил финальную песню «Три окна».

С декабря 2002 по декабрь 2003 года «Машина» выступает с программой «Просто Машина», состоящей, как заявлено, лучших песен за 33 года существования группы, последние гастроли тура проходили в Брянске и в Казани.

30 мая 2004 года «машинисты» отметили свой день рождения концертом на Красной площади. "Но, на самом деле у «машинистов» день рождения 27 мая" - заявил Андрей Макаревич на юбилейном концерте «Машины» 27 мая 2004 года в Ярославле.

23 ноября 2004 года выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор».

В 2005-м году выходит известный среди коллекционеров пиратский диск «Запись на ТВ», выпущенный известным московским коллекционером Владимиром Ивановым. Сама запись состоит из 7 песен, которые, Иванов дополнил сохранившимися у него фрагментами записей, записями 1973-1981 годов. Фонограмма была записана в количестве нескольких десятков дисков. А сама запись не полноценна, потому что, в записи присутствует урезанная версия песни «Ты или я» (удалено вступление и проигрыш, это не вина Иванова, действительно была такая урезанная версия), а в качестве дополнения использована знаменитая среди коллекционеров группы запись - Концерт в МАРХИ 1975 года, из которой вырезаны все диалоги Андрея Макаревича, чтобы создать видимость единой программы.

В марте 2007 года выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в «Чартову дюжину». При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября - на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.

По опросам «Ромира» и газеты «Комсомольская правда», «Машина» входит в десятку самых популярных рок-групп России, причём среди респондентов средних лет она лидирует.

В октябре 2009 года в рамках выставки InterCHARM 2009, группа «Машина времени» анонсирует одноимённую туалетную воду для мужчин.

В 2009-м году группа отметила своё 40-летие (тур из 40 концертов в 40 городах). Заключительный концерт тура состоялся в СК «Олимпийский» (Москва) 11 декабря 2009 года, в день рождения лидера группы. Запись концерта вышла 1 августа 2010 года на двух CD под названием «День 14810-й» по количеству дней, прошедших с юбилейного концерта группы в Олимпийском. К юбилею же был приурочен выпуск альбома «Машины не парковать», в который, помимо пяти новых песен собственно «Машины времени» вошли спетые участниками группы десять песен других авторов и исполнителей - Б.Гребенщикова, С.Чигракова, И.Сукачева, М.Леонидова, П.Мамонова и др.

В 2010-м году Макаревич выпускает три книги: «Вначале был звук», «Сам овца (переиздание)» и «То, что люди поют по дороге домой», а группа посещает два крупнейших рок-фестиваля России: «Рок над Волгой» и «Нашествие».

В 2012 году Максим Капитановский снял фильм «Таймашин» - именно в таком написании фигурировали в чёрном 1983 году его герои согласно одному из тогдашних «чёрных списков».

25 июня 2012 года группу покинул Евгений Маргулис. Комментируя своё решение, Евгений сказал, что оно вызвано желанием уделять больше внимания собственному сольному проекту. По заверениям, как Маргулиса, так и Макаревича, уход никак не повлиял на дружеские отношения музыкантов. 17 августа было объявлено имя музыканта, который займёт место гитариста - это Игорь Хомич, сессионный гитарист и аранжировщик, ранее игравший со многими эстрадными исполнителями, а также работавший в группе «Калинов Мост» во время записи альбома «SWA». Хомич приглашён в группу на правах сессионного музыканта; первые выступления с его участием состоялись 1-2 сентября 2012 года в Зелёном театре на фестивале «Легенды рока».

3 сентября 2012 года состоялась премьера новых песен группы «Мама» и «Крысы», а несколько позже - песни «Край». 15 сентября 2012 года состоялся бесплатный концерт группы в Киеве от «Авторадио».


Машина Времени, Маргулис и Макаревич


"РАГУ ИЗ СИНЕЙ ПТИЦЫ". КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, 1982 Г.

НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ МАШИНА ВРЕМЕНИ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ГРУППЫ МАШИНА ВРЕМЕНИ

СБОРНИКИ ГРУППЫ МАШИНА ВРЕМЕНИ

ДИСКОГРАФИЯ АНДРЕЯ МАКАРЕВИЧА


Волшебная реклама от Машина Времени


Вернуться в МАШИНУ ВРЕМЕНИ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА