"Песня остается прежней" - звуковая дорожка к концептуальному фильму с одноименным названием - двойной альбом английской рок-группы Led Zeppelin, вышедший 28 сентября 1976 года на Swan Song.
Запись альбома и съемка фильма состоялись в течение трех вечеров на концертах в Нью-Йоркском зале Мэдисон Сквер Гарден (Madison Square Garden) во время гастролей Led Zeppelin по США в 1973 году. Все песни были записаны Эдди Крамером (Eddie Kramer) с помощью передвижной студии Уолли Хайдера (Wally Heider Mobile Studio), и позже сведены на Electric Lady Studios в Нью-Йорке и Trident Studios в Лондоне.
Led Zeppelin планировали снять документальный фильм с концерта еще с конца 1969 года. Менеджер группы Питер Грант считал, что это должен быть кинофильм для показа на большом экране в кинотеатрах, поскольку качество звука по телевидению его не устраивало. Первую попытку съемки предприняли на концерте в лондонском Альберт-холле 9 января 1970, но там оказалось весьма посредственное освещение, и фильм отложили на полку. (Позже сделали ремастеринг и в 2003 году выпустили DVD Led Zeppelin.
В 1973 году очередные гастроли Led Zeppelin в США проходили с большим успехом, и Джимми Пейдж и Питер Грант предложили снять фильм Джо Массоту (Joe Massot), который в свое время прославился своим фильмом Wonderwall (1968), звуковую дорожку к которому написал Джордж Харрисон. Массот согласился и в спешном порядке собрал съемочную группу на последние концерты турне. Он снял три концерта Led Zeppelin, проходившие в нью-йоркском зале Madison Square Garden 27, 28 и 29 июля 1973 года. Фильм полностью финансировался Led Zeppelin и снимался на 35-миллиметровую пленку с 24-дорожечной квадрофонической записью звука. Только на съемку ушло 85 000 долларов.
На всех трех концертах музыканты должны были одеваться в одну и ту же одежду для удобства последующего монтажа. Только Джон Пол Джонс как-то оплошал в этом плане и облачался каждый вечер в разные одеяния, чем создал много проблем монтажерам фильма.
По мере роста популярности Led Zeppelin в 1970-х годах, росла и известность их менеджера Питера Гранта, как ярого защитника интересов группы. Фильм The Song Remains The Same запечатлел одну из характерных сцен. Грант (см. на фото - большой бородатый справа) разносит местных организаторов концертов в Балтиморе за то, что они берут "откаты", и слова 'fuck' и 'cunt' звучат в этом эпизоде 18 раз. Warner Bros. утверждали готовый фильм с условием, что все эти слова будут "забипены" заглушающим сигналом. Режиссер Питер Клифтон взял оптическую копию и заглушил на ней слова, фильм получил соответствующий возрастной рейтинг. Однако на всех остальных копиях слова остались четко слышны.
В Нью-Йорке с Led Zeppelin приключилась неприятность - из сейфа в отеле The Drake, где они остановились были украдены наличные деньги группы общей суммой $203,000. Вора или воров никто так и не нашел, деньги исчезли безвозвратно. В связи с этой кражей Питера Гранта повезли давать показания в полицейский участок. Процедура предписывала в таком случае заключить его в наручники. Однако в фильме видно, когда Грант едет в машине, одна рука у него высовывается из окна. Позже Грант объяснил, что сопровождавший его полицейский играл в свое время в полупрофессиональной рок-группе на барабанах, и они выступали "на разогреве" у The Yardbirds, когда те приезжали в Штаты, гастролируя по колледжам. А Грант в то время был менеджером The Yardbirds.
В начале 1974 года процесс создания фильма застопорился. Грант был недоволен работой Массота и решил отстранить его от проекта. Он нанял австралийского режиссера Питера Клифтона, а Массоту предложил несколько тысяч фунтов стерлингов в качестве компансации. Однако Массота это не устраивало. Когда Грант прислал людей забрать у Массота все отснятые пленки, в доме их не оказалось. Тогда забрали в залог дорогой киномонтажный станок. Тогда Массот подал в суд, и возникла патовая ситуация, которую удалось разрешить только после того, как Грант и адвокат Led Zeppelin Стив Уайсс согласились выплатить Массоту все, что должны были за его работу. После таких коллизий, Массот конечно не был приглашен на премьеру фильма в Нью-Йорке, но он попал на премьеру, купив билет у спекулянтов около кинотеатра.
Просмотрев материал, Клифтон обнаружил критичные пробелы в съемке, недоставало крупных планов для нормального монтажа. Тогда он предложил доснять все необходимое в английской киностудии Шеппертон (Shepperton Studios), построив в натуральную величину макет сцены Мэдисон Сквер Гарден и воссоздав всю концертную обстановку. Джонс как раз накануне сделал себе короткую прическу, так что ему пришлось одевать парик, а Планту снимать зубные брекеты.
Пейдж вспоминал позже эту дополнительную съемку в кинопавильоне Шеппертона: "Мне пришлось в Шеппертоне жестикулировать под то, что я играл в Мэдисон Сквер Гарден. Хотя я играю приблизительно одно и то же каждый вечер, но не совсем точно. Поэтому фильм, вышедший в 1970-х, показал нас без приукрас, как есть."
В 1975 собирались было доснять сцены к фильму на очередном американском турне, но все планы разрушила автокатастрофа, в которую Плант попал в Греции. Песни как для фильма, так и для альбома сильно подредактировали, так что Пейдж не считает альбом концертным, он говорит, что это просто звуковая дорожка (саундтрек). Многие песни, вошедшие в альбом, не вошли в фильм.
В конце концов, фильм закончили в начале 1976 года, превысив его начальный бюджет и опоздав в сроках сдачи на 18 месяцев. Как позже иронизировал Грант: "Это было самое дорогое домашнее видео, какие только производились."
По окончании работ над фильмом, группа сильно поссорилась с Питером Клифтоном. Питер Грант почему-то заподозрил его в утайке негативов фильма и веле обыскать его дом. Они нашли там кое-какие пленки, которые оказались коллекцией "домашней съемки" членов группы, которую сам Клифтон собирался вручить Led Zeppelin в качестве подарка. К тому же Клифтон был недоволен решением убрать из фильма титры всех людей, работавших над монтажом, макияжем и эффектами. Несмотря на ссору, Клифтона все же пригласили на нью-йоркскую и лондонскую премьеры.
Фильм собрал в первую неделю проката $200 000, а к 1977 году - $10.000.000. Альбом был прохладно встречен критикой, однако имел успех у публики, достигнув 1-го места в Соединенном Королевстве и 2-го - в США. Обложка изображает полуразрушенный кинотеатр, находящийся на киностудии Old Street в Лондоне, где Led Zeppelin репетировали перед американским турне 1973 года.
|