История одной из легенд хард-рока началась с группы The Yardbirds, в которой в свое время играл Эрик Клэптон, точнее с того момента, как эта самая группа развалилась, а все права на название остались за гитаристом Джимми Пейджем, молодым дарованием, успевшим за несколько лет поучаствовать в доброй сотне разных проектов и изучить различные тонкости записи в студии. Пейдж должен был выполнять контрактные обязательства в плане концертов, поэтому он и стал набирать новый состав, в котором можно было претворить в жизнь все идеи о том, какой следует быть современной музыке. Первое вакантное место занял Джон Пол Джонс, басист и органист, с которым Джимми познакомился на записи синглов Донована. Роберта Планта посоветовал продюсер Тони Секунда, и хотя Пейджу не очень понравился подбор психоделических песен, исполненных вокалистом, однако голос этого парня, после распада группы Band of Joy вынужденного работать асфальтоукладчиком (!), сразил его наповал. Джона Бонэма пригласил уже Плант. Бонзо был фигурой легендарной – еще с детства он стучал по чему угодно и поломал немало барабанов и палочек, оттачивая свою технику. Согласился он занять место ударника далеко не сразу, поскольку имел пару других выгодных приглашений (например, от Джо Кокера), но все-таки согласился.
Название Led Zeppelin, по сути дела, появилось задолго до даже намеков на рождение этой команды. Придумал его не кто иной, как шутник Кит Мун, который за пару лет до описываемых событий, во время совместного тура The Yardbirds и The Who, стал размышлять вслух о возможности проекта с Пейджем и Джеффом Беком, еще одним тогдашним участником The Yardbirds. Он и предложил название «Lead Zeppelin» («Свинцовый дирижабль»), что означало, видимо, что-то типа «тяжелый, но летает», а также наверняка было связано с английской фразой «lead balloon», означающей «неуместную шутку». Пейджу название тогда запомнилось, и вот теперь он решил выбрать именно его, а не The New Yardbirds, как предполагалось сначала. Из названия была изъята одна буква, чтобы избежать двоякости произношения («lead» может читаться и как «лид»), пусть даже это и неграмотно.
Погастролировав немного в Скандинавии, ребята сели за запись. Через 30 (!) часов все было готово, причем семь из девяти записанных композиций были окончательно аранжированы непосредственно в студии. Вот так! Учитесь, молодежь!
1) «Good Times, Bad Times». Уже с первых секунд появляется отличный риффинг и энергичные ударные, звучащие весьма мажорно и быстренько поднимающие настроение. Все инструменты звучат четко и, можно сказать, идеально. Плант поет о том, что его покинула девушка, но он все равно будет продолжать ее любить. Нужно также отметить классное, хотя и очень короткое соло Пейджа – гитара словно так и хочет вырваться у него из рук и полететь куда-то под самые небеса. Композиция заканчивается невероятно быстро, словно ребята боятся нам надоесть, и даже Плант в конце будто пытается побыстрее сказать весь оставшийся текст, в то время как музыка уже начинает затихать – причем диминуэндо длится всего несколько секунд, а не по полминуты, как это обычно бывает.
2) «Babe, I’m Gonna Leave You». Супер!!! Шедевр!!! Лучшая вещь на альбоме и одна из лучших в творчестве LZ. Прекрасная обработка баллады Энн Бредон (хотя в выходных данных было написано «traditional», т.е. «народная»), которую когда-то исполняла также Джоан Баэз и над которой Джимми работал еще со времен The Yardbirds. Отличная игра на акустической гитаре, проникновенный вокал, эффектно передающий все эмоции парня, который вынужден покинуть свою девушку. Впечатляет вступление хардовой ритм-секции, которой совершенно не ожидаешь при столь балладном начале, а в середине начинается вообще такой жесткий хард-рок, что сердце просто разрывается в клочья. Этот переход эффектно повторяется несколько раз.
3) «You Shook Me». Медленный блюз из репертуара Уилли Диксона (которого называют «отцом блюза») с довольно известным риффом, который можно услышать еще в нескольких песнях – я слышал его, например, у The Animals в «I’m Mad Again» и еще вроде бы где-то у Джими Хендрикса, – так что даже не знаю, где он впервые появился. Блюз довольно простой, но ребята умудряются не нагнать на нас скуку. Тут вам и фортепьянные аккорды, и губная гармоника, и прикольные вокализы ближе к концу, которые эффектно повторяются гитарой. А уж оргазмоподобные «оу-оу» Планта в конце – это надо слышать.
4) «Dazed and Confused». Тема, взятая из репертуара The Yardbirds и являющаяся в свою очередь неотмеченным кавером на вещь Джейка Холмса. Медленное гитарное вступление мало предвещает то, что будет представлено нашему вниманию в этой суперкомпозиции. Уже после первых двух строк вступающая тревожная ритм-секция показывает, что тему нам предлагают неординарную, что, впрочем, уже не вызывает удивления. Основная тема песни: «Какая ты ни плохая, я все равно тебя хочу». В середине звучит отличный инструментал – Плант постанывает, а гитара эффектно повторяет за ним; далее идет небольшая психоделия в виде набора весьма странных звуков. После этого музыка здорово ускоряется, а затем мы возвращаемся к началу. В инструментальной части Плант вновь эффектно стонет, а потом ребята громко завершают композицию. Кстати, есть сведения, что именно тема является у Пейджа любимой в их творчестве.
5) «Your Time Is Gonna Come». Органное вступление, затем тихие клавишные и размеренные ударные вместе с акустической гитарой. Запоминается припев с мажорным хором, в котором Плант заверяет какую-то девушку: «Твое время наступит» (в том смысле, что ты свое еще получишь).
6) «Black Mountain Side». Гитарные аккорды, появившиеся еще в конце предыдущей темы, являются началом для этого акустического инструментала – приятного и мажорного. На ударных (таблах) играет индиец Вирам Джасани. Так и чувствуешь себя где-то на природе, вдали от цивилизации. В основу композиции лег номер фолк-гитариста Берта Янша, который в свою очередь обработал какую-то народную мелодию, хотя в выходных данных об этом не было сказано ни слова.
7) «Communication Breakdown». Сразу же вступает энергичная ритм-секция, и нам представляют еще одну историю о парне, которого сводит с ума очередная девушка. На песню явно повлияла вещь из репертуара Эдди Кокрена под названием «Nervous Breakdown».
8) «I Can’t Quit You, Baby». Еще один медленный блюз, тоже от Уилли Диксона, однако с более хардовой основой. Заметьте, кстати, что название композиции является полной противоположностью заглавию второй песни, что свидетельствует о том, что ребята не слишком задумывались о текстовой стороне того, о чем они поют.
9) «How Many More Times». Самая длинная вещь на альбоме (более 8 минут), также взятая из репертуара The Yardbirds. В плане лирики изменений практически никаких – опять какая-то девушка, опять она не очень хорошо относится к нашему герою, – так что лучше послушаем музыку. Запоминающийся риффинг, энергетика, причем этакого танцевального характера. В середине имеется продолжительная экспериментальная часть – с подвывающей гитарой, с периодически появляющимися ударными и с выкрикиваниями Планта. Музыка ускоряется, затем следует еще одна энергичная часть с запоминающейся инструментовкой. Постепенно мы возвращаемся к началу, а завершается это все, естественно, грандиозным «бамц». Кстати, на эту композицию явно повлияла песня Хаулин Вулфа «How Many More Tears» (как видите, даже названия очень похожи), однако в выходных данных этот блюзмен также почему-то не значится.
Эх, умели-таки когда-то делать альбомы! (Если бы еще и всех вдохновителей на творчество упоминали, было бы совсем замечательно, а то смахивает на плагиат!) И пусть этот диск, на обложке которого изображена гибель дирижабля «Гинденбург», не поднялся в чартах выше 10-го места, однако продержался он там целых 73 недели. Музыка действительно супер – особенно это касается не блюзов, а тех вещей, где поднимает свою уродливую голову :-) хард-рок, – а вот тексты в духе стандартных блюзняков пока не очень разнообразны. Однако за это мы снижать оценку не будем, поскольку тот же «Deep Purple in Rock», например, местами не особо радует в текстовом плане.
P.S. Выражаю благодарность московскому издательству «Вестник», выпустившему книгу «Led Zeppelin: Взлет и падение» и всем тем, кто над ней работал.
Рецензент: Featus
|