Некоторые итоги крейсерских операций германского флота
Глава 2.
Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее"
2. РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИЛ
Стр. 31
С момента потопления судна «Клемент» - 30 сентября 1939 г. – британскому Адмиралтейству стало точно известно, что в южной части Атлантики действует какой-то германский рейдер. Далее стало известно, что рейдер оперирует также и в восточной части юга Атлантического океана. В середине ноября на юге Мозамбикского пролива было потоплено торговое судно «Африка Шелл». Это свидетельствовало, что германский рейдер оперировал и в южной части Индийского океана. В распоряжении Адмиралтейства к этому времени еще не было достоверных данных о том, что это был один и тот же рейдер.
Наблюдения за движением вспомогательных судов и за их радиопереговорами с рейдером дали возможность британскому Адмиралтейству уже в ноябре 1939 г. установить район действий германского рейдера более точно.
К этому времени в западной части Южной Атлантики, кроме морских сил, задачей которых являлось систематическое патрулирование в отведенных для них районах, находились четыре крейсера южно-атлантической эскадры под командованием коммодора Харвуда. Это были «Аякс», «Ахиллес», «Эксетер» и «Кумберленд».
Крейсер «Кумберленд», наиболее мощный из всей эскадры, в начале декабря ушел для производства небольшого ремонта и заправки на Фолклендские острова.
Тактико-технические элементы английских крейсеров южно-атлантической эскадры характеризовались следующими данными:
«Эксетер» (год спуска на воду – 1929 г.) – водоизмещение стандартное и полное: 8390/10290 т, скорость – 32, 25 узла, артиллерия, калибр 203 мм – 6, 102 – 8, 47 – 4, 40 – 8; торпеды 3 аппарата калибр – 533 мм, бронирование 51-76 мм, полный запас топлива – 1900 т (нефть), максимальная дальность плавания до 10000 миль на 11-14 узлах, длина/ширина/осадка – 175/17,7/5,2 метров, экипаж – 560 человек.
«Кумберленд» (1926 г.) – водоизмещение 9800/13400 т, скорость – 32,25 узл., артиллерия – 203 - 8, 102 – 8, 47 – 4, 40 – 8, торпед нет, бронирование – 51-76 мм, запас топлива – 3400 т, дальность плавания до 2300 миль (при 31 узл.) и 10400 миль (при 11-14 узл.), длина/ширина/осадка – 192/17/4,9 метров, экипаж – 679 чел.
«Ахиллес» и «Аякс» (1934 г.) – водоизмещение – 7100/9000 т, скорость – 32,25 узл., артиллерия – 152 – 8, 102 – 8, 47 – 4, торпеды 8 аппаратов калибра 533 мм, бронирование – 25-102 мм, запас топлива – 1800 т, дальность плавания до 12000 миль при 14 узл., длина/ширина/осадка – 169/17/4,6 метров, экипаж – 550 чел («Ахиллес») и 522 чел. («Аякс»).
Вскоре стало известно, что рейдером противника является один из так называемых «карманных» линейных кораблей водоизмещением свыше 10000 т с главным вооружением из шести 280-мм орудий и вспомогательным вооружением из восьми 149,1-мм орудий. «Карманный» линейный корабль был хотя и в недостаточной степени, но защищен броней и поэтому имел неоспоримое преимущество перед крейсерами, имеющими 203-мм и 152-мм артиллерию.
Это преимущество значительно сказывалось при бое на больших дистанциях. Рейдер имел значительное, может даже решающее превосходство в вооружении. Его вспомогательное вооружение равнялось всему вооружению только одного из легких английских крейсеров, а общий вес полного бортового залпа равнялся 2132 кг, в то время как общий вес бортовых залпов всех трех английских крейсеров составлял всего лишь 1420 кг (*1). Более слабое вооружение английских крейсеров могло компенсироваться до некоторой степени их численностью и превосходством в скорости (*2), а также их лучшей маневренностью, но каждый из них в отдельности был слабее рейдера «Адмирал граф Шпее» и самостоятельно вести бой с ним не мог. По-видимому, в силу этих обстоятельств командующим английской эскадрой было принято следующее решение: 1) сосредоточить свои силы до начала операции в одном месте и 2) придерживаться тактики, которая позволила бы использовать преимущества, в числе, скорости и маневренности английских сил.
2 декабря 1939 г. английские крейсера находились на расстоянии свыше двух тысяч миль один от другого. В это время с английского судна «Дорик Стар» было получено сообщение о том, что оно атаковано германским «карманным» линейным кораблем в восточной части Южной Атлантики, примерно на полпути между Сиерра-Леоне и мысом Доброй Надежды.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Веса снарядов отличались еще более разительно: снаряд немецкого линейного корабля весил 304 кг, «Эксетера» - 116 кг, а «Аякса» и «Ахиллеса» - 45,4 кг.
2.
Согласно справочникам скорость немецких «карманных» линейных кораблей равна 26 узлам, т. е. на 6,5 узла меньше скорости английских крейсеров.
3. СБЛИЖЕНИЕ И НАЧАЛО БОЯ
|
|
|