Л. М. Еремеев
РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИЛ
Глава 2.Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее"

Л. М. Еремеев. Некоторые итоги крейсерских операций германского флота

Некоторые итоги крейсерских операций германского флота

Глава 2.
Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее"
2. РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИЛ
Стр. 31

С момента потопления судна «Клемент» - 30 сентября 1939 г. – британскому Адмиралтейству стало точно известно, что в южной части Атлантики действует какой-то германский рейдер. Далее стало известно, что рейдер оперирует также и в восточной части юга Атлантического океана. В середине ноября на юге Мозамбикского пролива было потоплено торговое судно «Африка Шелл». Это свидетельствовало, что германский рейдер оперировал и в южной части Индийского океана. В распоряжении Адмиралтейства к этому времени еще не было достоверных данных о том, что это был один и тот же рейдер.

Наблюдения за движением вспомогательных судов и за их радиопереговорами с рейдером дали возможность британскому Адмиралтейству уже в ноябре 1939 г. установить район действий германского рейдера более точно.

К этому времени в западной части Южной Атлантики, кроме морских сил, задачей которых являлось систематическое патрулирование в отведенных для них районах, находились четыре крейсера южно-атлантической эскадры под командованием коммодора Харвуда. Это были «Аякс», «Ахиллес», «Эксетер» и «Кумберленд».

Крейсер «Кумберленд», наиболее мощный из всей эскадры, в начале декабря ушел для производства небольшого ремонта и заправки на Фолклендские острова.

Тактико-технические элементы английских крейсеров южно-атлантической эскадры характеризовались следующими данными:

«Эксетер» (год спуска на воду – 1929 г.) – водоизмещение стандартное и полное: 8390/10290 т, скорость – 32, 25 узла, артиллерия, калибр 203 мм – 6, 102 – 8, 47 – 4, 40 – 8; торпеды 3 аппарата калибр – 533 мм, бронирование 51-76 мм, полный запас топлива – 1900 т (нефть), максимальная дальность плавания до 10000 миль на 11-14 узлах, длина/ширина/осадка – 175/17,7/5,2 метров, экипаж – 560 человек.

«Кумберленд» (1926 г.) – водоизмещение 9800/13400 т, скорость – 32,25 узл., артиллерия – 203 - 8, 102 – 8, 47 – 4, 40 – 8, торпед нет, бронирование – 51-76 мм, запас топлива – 3400 т, дальность плавания до 2300 миль (при 31 узл.) и 10400 миль (при 11-14 узл.), длина/ширина/осадка – 192/17/4,9 метров, экипаж – 679 чел.

«Ахиллес» и «Аякс» (1934 г.) – водоизмещение – 7100/9000 т, скорость – 32,25 узл., артиллерия – 152 – 8, 102 – 8, 47 – 4, торпеды 8 аппаратов калибра 533 мм, бронирование – 25-102 мм, запас топлива – 1800 т, дальность плавания до 12000 миль при 14 узл., длина/ширина/осадка – 169/17/4,6 метров, экипаж – 550 чел («Ахиллес») и 522 чел. («Аякс»).

Вскоре стало известно, что рейдером противника является один из так называемых «карманных» линейных кораблей водоизмещением свыше 10000 т с главным вооружением из шести 280-мм орудий и вспомогательным вооружением из восьми 149,1-мм орудий. «Карманный» линейный корабль был хотя и в недостаточной степени, но защищен броней и поэтому имел неоспоримое преимущество перед крейсерами, имеющими 203-мм и 152-мм артиллерию.

Это преимущество значительно сказывалось при бое на больших дистанциях. Рейдер имел значительное, может даже решающее превосходство в вооружении. Его вспомогательное вооружение равнялось всему вооружению только одного из легких английских крейсеров, а общий вес полного бортового залпа равнялся 2132 кг, в то время как общий вес бортовых залпов всех трех английских крейсеров составлял всего лишь 1420 кг (*1). Более слабое вооружение английских крейсеров могло компенсироваться до некоторой степени их численностью и превосходством в скорости (*2), а также их лучшей маневренностью, но каждый из них в отдельности был слабее рейдера «Адмирал граф Шпее» и самостоятельно вести бой с ним не мог. По-видимому, в силу этих обстоятельств командующим английской эскадрой было принято следующее решение: 1) сосредоточить свои силы до начала операции в одном месте и 2) придерживаться тактики, которая позволила бы использовать преимущества, в числе, скорости и маневренности английских сил.

2 декабря 1939 г. английские крейсера находились на расстоянии свыше двух тысяч миль один от другого. В это время с английского судна «Дорик Стар» было получено сообщение о том, что оно атаковано германским «карманным» линейным кораблем в восточной части Южной Атлантики, примерно на полпути между Сиерра-Леоне и мысом Доброй Надежды.







ПРИМЕЧАНИЯ
1. Веса снарядов отличались еще более разительно: снаряд немецкого линейного корабля весил 304 кг, «Эксетера» - 116 кг, а «Аякса» и «Ахиллеса» - 45,4 кг.

2. Согласно справочникам скорость немецких «карманных» линейных кораблей равна 26 узлам, т. е. на 6,5 узла меньше скорости английских крейсеров.

3. СБЛИЖЕНИЕ И НАЧАЛО БОЯ


В НАЧАЛО

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА