Леонид Матвеевич Еремеев
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ КРЕЙСЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА
Глава 1. Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее". 2. Общая обстановка

Л. М. Еремеев. Некоторые итоги крейсерских операций германского флота


Глава 2.
Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее"
1. ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА
Стр. 26

Несмотря на многократно декларируемые намерения вести широкую крейсерскую войну на коммуникациях, германское командование с началом войны выслало в оперции всего лишь один из крупных надводных кораблей – «карманный» линейный корабль «Адмирал граф Шпее».

Крейсерство "карманного" линейного корабля "Адмирал граф Шпее" Начало войны на море было таким же «странным», каким была война на суше в течение 1939 г. и начала 1940 г.

Линейный корабль «Адмирал граф Шпее» скрытно вышел из германских вод (Вильгельмсхафен) 21 августа 1939 г. и направился прямиком в южную часть Атлантики (*1).

Этот район крейсерства, трудно досягаемый для немецких подводных лодок, по-видимому был избран германским командованием с учетом следующих соображений:

1). Район находился на достаточном удалении от основных баз английского флота, и вероятность быстрого обнаружения здесь быстроходного, хорошо вооруженного рейдера, каким является «Адмирал граф Шпее», была относительно небольшой;

2). Торговое судоходство в этой части Атлантики обещало быть достаточно оживленным, особенно при осложнении судоходства в Средиземном море, и возможности внезапного нападения на одиночные неохраняемые суда были вполне реальными;

3). Размер в целом по своим размерам позволял успешно маневрировать, уходить из района потопления очередной жертвы в другой район, где о присутствии рейдера менее всего могли предполагать;

4). Географическое положение района позволяло рейдеру в случае острой необходимости временно перейти в Тихий или Индийский океан;

5). Район располагался в непосредственной близости к южно-американским странам, с которыми у Германии были известные связи, создавшие благоприятную обстановку для обеспечения операций;

6). Действуя в этом районе, крупный надводный рейдер мог уничтожить суда Англии и ее союзников и оттягивать на себя значительные поисковые силы врага – в этом, очевидно, заключалось главное соображение.

Этот район имел, однако, и отрицательные особенности.

Во-первых, он был слишком удален от отечественных баз германского флота (*2). Это обстоятельство не позволяло оказать рейдеру какую бы то ни было поддержку силами других надводных кораблей или авиации из отечественных баз. Кроме того, осложнялась проблема материального обеспечения операций линейного корабля, которая могла быть решена либо посылкой судов снабжения в район действия рейдера, либо использованием топлива и снабжения с уничтоженных судов, либо организацией секретных баз на театре.







ПРИМЕЧАНИЯ
1. Версию о том, что линкоры «Адмирал граф Шпее» и «Дейчланд», который впоследствии был переименован в «Лютцов», прорвались в Атлантику в октябре-ноябре 1939 г., следует считать несостоятельной.

2. Расстояние Берген – Монтевидео через Датский пролив составляет около 6500 миль.

2. РАЗВЕРТЫВАНИЕ СИЛ


В НАЧАЛО

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА