Профессор Барсентьев
ПРОРОЧЕСТВА СИВИЛЛ

Профессор Барсентьев. Пророчества сивилл

Наши публикации

Антикварная книга. Пророчества сивилл

Профессор Барсентьев
Пророчества сивилл
Исседование

Текст печатается по изданию:
Журнал "Порог"
Кировоград
№ 2, 2001 г., стр. 39




Впервые этот очерк появился в альманахе "Новый Свет", в № 3 за 1913 г.

Греки называли сивиллами женщин, обладавших даром ясновидения и предсказания. Древнейший культ сивилл, однако, восходит к персидско-иранской культуре и уже оттуда распространяется на Грецию и Рим.

Само слово «сивилла» древнегреческого происхождения: sios = theos (Бог) и boule (разгадка, мудрость). В состоянии экстаза провидицы проникались Божьей мудростью и предсказывали события будущих столетий. Позднее для лучшего различия отдельные сивиллы получили свои имена. В основном сохранились имена и предсказания двенадцати сивилл.

Первая сивилла, сведения о которой дошли до нас, - это персидская. Ее пророчества связывались со всемирным потопом или всемирной зимой Зороастра, а также с ожидаемым всемирным пожаром, иначе, всемирным летом.


Время первого периода деятельности этих необыкновенных женщин приходится на VIII-VI вв. до н. э., начало второго – на III век, особенно значителен 200-й год до н. э. Пик наивысшего расцвета они пережили в эпоху Александра Великого. Государственные деятели и философы, например, Платон, воспринимали сивилл и их пророчества очень серьезно.

Итак, значение сивилл – в предвидении будущего. Их изречения носят, в некотором роде, сказочный характер. Впервые мы встречаемся с ними в легенде о Кассандре, которая предсказала гибель своего родного города Трои. К ней восходит крылатое выражение «глас Кассандры», означающее напрасное предостережение.

Кассандра, она же Александра, была дочерью Приама и Гекубы. Даром пророчества наделил ее бог Аполлон. Но поскольку провидица противостояла гласу Божьему, то волшебный дар стал для нее проклятием: ей никто не верил.

Легенда, которая, возможно, имеет исторические корни, одарила Кассандру ее двойником, сестрой по имени Елена. Обе девочки были оставлены на ночь в храме Аполлона близ Илиона (Трои). Утром возле детей увидели двух змей, лизавших им уши. Это так «очистило» слух обеих девочек, что они смогли в течение всей жизни слышать голоса богов.

Кумская сивилла Верджил Десфоуб Прорицательница Кассандра, один из прототипов сивилл, хотя и не являлась собственно таковой, но среди прочего предсказала беду, которая придет от Париса и Елены. Самым значительным из ее дошедших до нас пророчеств была предстоящая гибель Трои. Кассандра предостерегала жителей города от появления Троянского коня, однако никто не внял ее предостережениям.

Вскоре все сбылось и Троя действительно пала. Аякс похитил ясновидящую из Афинского алтаря, где она пряталась после того, как была обесчещена им у священного места.

Кассандра считалась весьма дорогим «предметом эксплуатации» и поэтому ее уготовили в жены царю-победителю, который и взял ее с собой в Микены. Там царя Агамемнона и его возлюбленную, родившую ему сыновей-близнецов Теледами и Пелопа, убила Клитемнестра.

От имени Сивиллы, жившей в Эритрее, или Марпессе, позднее и пошло это название сказочного и демонического существа, пришедшего к эллинам с Востока и вещавшего, как писал древнегреческий философ Гераклит, «неистово, без смеха, без прикрас и мирра».

В 1891 году в эритрейском гроте сивилл была обнаружена древняя надпись. В ней эта первая настоящая сивилла пишет о себе: «В жизни, продолжавшейся три раза по триста лет, я была юной девой, бродившей по всей земле». Долгое время только о ней и знали люди, но затем число известных сивилл выросло до двенадцати.

В Италии в основном почитают Кумскую и Тибурскую сивилл. Кумская сивилла, носившая имя Верджил Десфоуб, согласно легенде о римском цезаре Тарквинии Гордом, предложила ему девять свитков своих священных книг. Однако цена показалась цезарю слишком высокой. Тогда провидица выбросила в огонь сначала три, а потом еще три свитка. После того, как пламя поглотило их, император выразил готовность купить три оставшихся свитка по цене, предложенной за все рукописи.

Эти письменные предсказания, «Изречения сивилл», были помещены в Капитолийский храм. Они находились под специально созданной охраной коллегии священников. Вначале за вещие книги отвечали два человека, а с 367 г. до н. э. – десять. Во времена правления римского полководца и государственного мужа Луция Корнелия Суллы (138-78 гг. до но. э.) число охранников увеличили до пятнадцати. Эти «управляющие пророчеств» выполняли теперь роль коллегии жрецов, хранителей и толкователей Сивиллиных книг (Quindecemviri sacris faciundis).

В 83 году до н. э. храм вместе со старейшим собранием пророчеств был уничтожен пожаром.

Чтобы восстановить тексты предсказаний, сенат направил посланников в греческие города Малой Азии, чтобы там, в основном, в храме Аполлона, поискать сохранившиеся пророчества. Позже в распоряжении Рима были представлены книги, обнаруженные в Греции. Август приказал внимательно просмотреть тексты, и только 8 из них, признанные подлинными, были помещены в храм Аполлона Палатинского. Священные изречения почитались верующими до начала V века н. э. Потом Стилихон, западно-римский полководец времени великого переселения народов (обезглавленный в 408 г. н. э.), приказал их сжечь.

Из хранившихся когда-то в Капитолии стихов сивилл, которые в те времена назывались «Libri fatales», сохранились лишь немногие.

«Изречения сивилл» - это сборник предсказаний, который составлен отчасти из иудейских, отчасти из христианских высказываний различных времен, написанных греческим стихом. На него ссылались писатели еще во II веке.



Женщины, обладавшие даром пророчества, еще во времена язычества, как правило, пользовались весьма большим почетом. Многие места, в которых ясновидящие делали свои предсказания, становились их постоянным пристанищем (чаще всего это гроты в Малой Азии, Греции, Риме).

В Дельфах для сивиллы, или пифии, был построен великолепный храм. Когда одна жрица-прорицательница в Дельфах умирала, на ее место вставала другая. Этот город располагался на юго-востоке древнегреческой области Фокиды. Он лежал на семисотметровой высоте прямо над круто поднимающейся скалой Федриадена, на ступенчатых склонах узкого и глубокого каньона, по которому река извивается река Плейстос (Ксеропотами). Ущелье разделяет массив Парнас и южный отрог Кирфиса.

Великолепная природа этого уголка земли способствовала появлению здесь многих оракулов. Этому покровительствовали Гайя, Посейдон и Фемида. Название города, вероятно, происходит не от имени Аполлона Дельфийского, а от слова delphys, что значит «материнское лоно», а здесь – «земное лоно оракула».

Еще в стихах Гомера упоминается «Пифо» - храм с множеством пожертвований, строительство которого приписывается Агамеду и Трифронию. Во время греческой колонизации, между VII и VI вв. до н. э., город Дельфы находился в центре внимания. Лидийский и римские императоры также оказывали почести Дельфийскому оракулу. После разрушения этого храма в 478 году до н. э. начали строительство нового, еще более великолепного. Снаружи на нем можно было прочесть: «Познай самого себя» и «Ничего лишнего».

Конусообразный мраморный блок внутри храма считали «пупом Земли» (Omphalos). Святая святых было место оракула, имевшее расселину, из которой поднимался горячий ядовитый пар. Над ней стоял треножник пифии. Делая свои предсказания, она садилась на него, испарения приводили ее у экстатическое состояние, взгляд обращался в будущее. Эта дельфийская сивилла, причисленная к двенадцати признанным, среди прочего предвидела Троянскую войну.

Описание Дельфийского храма позволяет представить, как выглядели и другие оракулы.

Большое значение и сильное влияние Дельфийского оракула на государства Древней Эллады отчасти объясняются поведением духовенства, которое имело обширные связи со всеми областями страны и по этой причине владело информацией. Поэтому пифия также была в курсе многих событий, и это обстоятельство способствовало правильности ее предсказаний. О том, насколько велико было международное значение Дельфийского оракула, можно судить по тому, что занимавшиеся внешними сношениями князья и послы других государств принимались пифией в любое время, хотя обычно прорицания делались только один раз в год – на седьмой день весеннего месяца бисиоса (марта). Однако позднее пифии стали вещать каждый месяц. До службы в Дельфийском храме допускались только женщины из знатных семей, с незапятнанной репутацией и достигшие возраста пятидесяти лет.

Не каждый оракул приобрел значение Дельфийского, который считался главной святыней в Греции. Много ясновидящих обитало в заброшенных гротах. Кумская сивилла (Италия) жила и делала свои предсказания в страшном гроте на Авернском озере. Там пребывали так называемые «оракулы-мертвецы». Павшие военных сражениях, они призывали духов из преисподней, и те устами сивилл возвещали будущее.



Поскольку иудейские пророки предсказали пришествие мессии, то, естественно, и авторы христианских сочинений пытались установить, нет ли в языческих предсказаниях оракулов указаний на появление Иисуса Христа. Этим особенно много занимался Лактанций, умерший в 330 году н. э. апологет христианства. Исследования были затруднены тем, что многие из важнейших оригинальных рукописей сивилл были уничтожены, а поддельные тексты не представлялось возможным отличить от истинных.

Поэтому христианские исследования предсказаний сивилл были заброшены до конца XII века, когда инициативу в отношении изучения первоисточников проявили монашеские ордена – францисканцы и доминиканцы. Если первые ограничились исследованием деятельности только одной сивиллы, то вторые попытались собрать и систематизировать все истинные пророчества.











Наши публикации. Пророчества Сивилл


Обновлено:
30.06.2020 г.


РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АНТИЧНАЯ ИСТОРИЯ

ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу