Прентис Мюльфорд
К ЖИЗНИ. НА ЗАРЕ БЕССМЕРТИЯ

Прентис Мюльфорд. К жизни. На заре бессмертия

Прентис Мюльфорд
К жизни. На заре бессмертия
Главы из книги

Текст печатается по изданию:
Журнал "Порог"
г. Кировоград
№ 6, 2000 г., стр. 43



Прентис Малфорд (Мюльфорд, Prentice Mulford, 1834–1891 гг.) был одним из основателей движения, известного сегодня под названием «Новая мысль». Большую часть своей жизни он провел в уединении. Его работа, раскрывающая основные законы разума и духа, оказала огромноейшее влияние на множество самых разных писателей и наставников. В числе книг Мюльфорда - «Мысли материальны» (Thoughts Are Things), научное исследование, и сборник его многочисленных эссе «Библиотека Уайт-Кросс» (The White Cross Library).

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ ОБ УМСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Прентис Малфорд (Prentice Mulford, 1834–1891 гг.) Уметь учиться – это целое искусство. В школах нам внушают, что мы должны учиться, но нам почти никогда не объясняют, как мы должны учиться, чтобы самостоятельно развить и расширить умственный кругозор. Кто заучивает наизусть слова, мысли и правила, тот не расширяет свой кругозор, а просто зубрит. Он этим упражняет и развивает лишь ту часть мозга, функции которой сводятся к запоминанию слов и звуков: он обременяет ее непосильным балластом, меж тем как прочие части мозга остаются в бездействии. Это вредная и бессмысленная работа. Если бы мы дали каждой нитке в ковре отдельное название и считали своей обязанностью вызубрить и постоянно помнить все эти названия, то у нас вряд ли осталось бы время и возможность думать еще о чем-нибудь другом.

Слова – это еще не мысли. Они только условные знаки, посредством которых наш ум воспринимает – благодаря звуковым и зрительным впечатлениям – произнесенную или написанную мысль. Слово, изреченное, полное смысла для одного человека, может остаться без всякого смысла для другого.

Чем усерднее мы учим наизусть, тем сильнее перегружаем свою память. Сколько вещей мы в состоянии удержать в памяти, отправляясь на ежедневное занятие? Дюжина хозяйственных распоряжений, деловых комбинаций и разных поручений становятся слишком уж обременительной для нас ношей, беспокоящей нас, мучающей, сбивающей с толку. А как раз этот метод и применяют в современных училищах – так называемый «современный метод преподавания» - по отношению к детям. Другими словами: нас учат стрелять, привязав нам к спине кучу винтовок. Мы всю свою жизнь можем носить эти винтовки на спине и все-таки не сделаться меткими стрелками. Память – вспомогательный фактор и ее задача – лишь удерживать то, что освоил наш ум.

Разве моряк по книгам учится, как управлять теплоходом? Это было бы более, чем наивно. Сначала ему надо на деле учиться и упражняться, и когда он после многих упражнений и промахов усвоил на практике все приемы, тогда его память удерживает то, что дала ему практика.

Уметь стрелять, плавать, танцевать, рисовать, гравировать, ткать, шить значит – вспоминать приемы, которые мы усвоили благодаря самостоятельным упражнениям на практике. Ничему нельзя серьезно научиться, когда правило предшествует практике.

Можно ли выучиться танцевать, зубря наизусть правила, как выделывать различные па? Нет. Первое понятие о них мы получаем, наблюдая других танцоров. Благодаря практике в нашей памяти запечатлеваются представления о различных движениях, а при содействии памяти их усваивает и наш организм.

Чтобы успешно заниматься умственной работой, сначала надо себя привести в соответственное состояние спокойствия и отдыха. Во всех занятиях необходимо полное душевное спокойствие. Вреден каждый излишний порыв тела или духа. Наш дух только тогда может с успехом пользоваться телом, как своим орудием, когда оно ничем не взволновано и безмятежно спокойно. Тогда оно больше всего поддается силе нашей мысли, нашего невидимого «я», т. е. нашего духа. Тогда отдыхает вся наша энергия, за исключением той, которая концентрируется на работе. Наш дух тогда лучше всего развивается, ибо он находится в воспринимающем состоянии.

Привыкая постепенно к этому методу, мы становимся медиумами, через которых проходят новые идеи. Мы входим в общение с самыми возвышенными сферами духа, с самым глубоким источником знания и вдохновения. Наш дух похож на тихое, спокойное озеро, отражающее не только всю окрестность, но и небо.

Чем бы мы не занимались, мы всегда должны предпочитать собственный путь. Во всем мы должны придерживаться того направления, которое нам внушает наша интуиция, не обращая внимания на чужие правила и методы. Их-то, конечно, также нужно знать, но это ведь самая легкая и самая незначительная работа для нашего духа, раз у него собственный путь и собственный метод.

Самостоятельный дух всегда находит новые и оригинальные приемы. Разве Шекспир, Байрон, Бёрнс, Наполеон копировали чьи-нибудь правила? Они верили лишь себе и надеялись только на свои приемы, свою внутреннюю силу.

Того, кто собственным методом достиг необыкновенных результатов, провозглашают «гением». А из его «гениального метода» сейчас же делают новые цепи, которые хотят наложить и на всех остальных представителей в той же области.

Гений пользуется готовым чужим методом в лучшем случае в качестве костыля. Как только он стал способен идти самостоятельно дальше, он его бросает навсегда. Гений постоянно меняет даже собственные методы. Наполеон сделал переворот в военном искусстве. Он же был в состоянии совершить переворот в своей собственной военной практике. Гений инстинктивно чувствует, что безумно – идти все время одним и тем же путем, даже когда этот путь самостоятелен.

Чем более человек независим, предоставлен самому себе – собственному методу, собственной интуиции, тем больше у него вдохновение.

Одни только подражатели и плагиаторы находятся вечно в рамках чужих правил. Каждое правило, перешагнуть которое детям запрещается – не что иное, как препятствие и преграда на пути к новой области мыслей и познания.

Наш ум работает все время, даже тогда, когда мы этого не осознаем. Мы умственно заняты, гуляя спокойно по улицам и наблюдая лица прохожих. Мы тогда бессознательно изучаем разнообразность человеческих типов. Мужчины и женщины становятся для нас книгами, которые мы раскрываем и читаем. Так мы учимся узнавать сразу, бросив один только взгляд на человека, с кем имеем дело. Мы, сами того не сознавая, классифицируем людей согласно их характерам. Тот или другой изученный нами образец нередко является прототипом сотни, тысячи людей, иногда прототипом всей нации. Наконец, мы способны в каждом человеке подметить что-нибудь характерное, типичное. Мы становимся знатоками людей.

Кто это знание в совершенстве усвоил, тот может в течение пяти секунд определить – стоит доверять данному лицу или нет. А для жизни это имеет огромное значение. Мы ведь знаем, что одним из важнейших элементов во всех предприятиях должно быть именно доверие. Даже воры должны доверять друг другу, если хотят с успехом совершить взлом или кражу.

Успеху Наполеона I помогло то обстоятельство, что он инстинктивно узнавал качества людей и их способности. Христос из тысяч лиц выбрал лишь 12 человек, достойных его истин, чтобы они распространяли их дальше по той же интуиции.

Интуиция – это внутреннее учение и внутренний учитель вместе. Этот внутренний учитель живет во всех нас. Дайте ему свободу, дайте ему развернуться, и он станет гением.

Гений находит алмазы в грязной земле, всегда и везде он даст подходящее применение своим силам, независимо от своей внешней шлифовки, культурности и некультурности. Гений может плохо знать грамматику и, несмотря на это, передвигает горы, строит города, железные дороги и телеграфные пути по всей нашей планете. Бывает, что культурный человек изнуряется и мучается весь день в конторе за каких-нибудь 10 долларов в неделю, меж тем как безграмотный и малокультурный гений зарабатывает тысячи за это время – благодаря своей смекалке и сообразительности.

Но изобретательность, как и все оригинальные идеи и мысли, является лишь при ясном и безмятежном настроении духа. Забытые названия редко припоминаются, когда мы очень стараемся припомнить их. Обыкновенно мы припоминаем их уже после того, как перестали думать о них.

«Старание» думать принуждает наш мозг работать. Оно бессознательно напрягает наши мускулы, посылая в голову кровь. Это является большой помехой для нашего духа, ибо мы посылаем его силы на работу не тем путем. Он наталкивается на затруднения, нагружает на себя балласт вместо того, чтобы его устранять.

Наш дух имеет свои собственные, особые чувства, отдельные от физических чувств зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Чувства духа более чутки, более тонки, более дальновидящие и дальнодействующие. Пробудив свое духовное чутье, мы в состоянии сообщаться с родственным нам духом, живущем в Лондоне или Пекине – сообщаться с ним глубже и теснее, чем с окружающими нас знакомыми. Мы можем находиться в постоянном общении с ним посредством внутренних, действующих на расстоянии сил.

Существует лишь духовная сила. Никакой другой силы нет. Насилие и все грубые формы силы – не что иное, как злоупотребление этой духовной силой: ей ведь можно дать какое угодно направление. На надлежащий путь направляют ее лишь возвышенные мотивы. И тогда она дает человеку мощь, смелую мысль и глубокое понимание жизни.

Успех каждой фазы жизни зависит от применения силы духа, иначе говоря – мы «руководимы духом». В этом заключается большая доля правды. Силу духа можно ведь применить ко всякому возрасту, ко всякому последовательному побуждению – возвышенному или низменному, нежному или грубому, благородному или нет.

Иногда без всякой причины на нас находит тихое настроение довольства и удовлетворенности. В нас нет никакого необузданного желания, мы никуда не спешим, никуда не торопимся. Мы чувствуем себя в гармонии и согласии со всем миром, забываем о недругах, заботах и неприятностях. В такие минуты всё доставляет нам радость: леса, небо, проходящие мимо нас люди. Наш спокойный, ничем не встревоженный дух воспринимает лишь приятные, ясные впечатления, и мы тогда желаем, чтобы это состояние продолжалось вечно. Оно и на самом деле может продолжаться, если мы в гармонии с самим собой, с природой и людьми.

В таком настроении мы впитываем мысли, которые сами к нам являются. Как только в этом процессе нас что-нибудь расстраивает и тормозит его, он уже прерван. Наш дух перестает быть протянутой рукой, получающей идеи, и становится сжатым кулаком, готовым защищаться от того, что нам мешает.

Спокойствие, безмятежность и ясность духа равнозначны непрерывной умственной работе, беспрестанному впитыванию все новых и новых сил. Мы в состоянии полностью перевоспитать себя в этом направлении. И тогда спокойствие станет нашим постоянным спутником, а работа для нас будет самым настоящим отдыхом.

В таком настроении надо учиться, работать и радоваться. В сущности, эти 3 элемента должны сводиться к одному: к радости. Когда мы действительно умеем радоваться, тогда всё превращается в удовольствие и развлечения. Это созидательное состояние духа. Все наши силы тогда сплочены; так сплочены, что дух с легкостью и целиком концентрируется на любом предмете.

В таком настроении наш дух становится магнитом. Его силы тогда центростремительны, и потому увеличивается их способность притягивать мысли и идеи, внушающие нам новые намерения, предприятия и открытия, мы тогда изощряем все свои способности и дарования.

Человек мало сознаёт силу, исходящую от него, когда другие способности временно бездействуют. Эта сила приносит ему не только новые стремления и идеи, но и способность заставить мускулы осуществить их.

Новые идеи являются именно в таком состоянии, когда человек меньше всего напрягает мысль, чтобы их вызвать. Нам гораздо легче с помощью циркуля нарисовать на бумаге правильный круг, когда мы делаем это хладнокровно, мало заботясь, выйдет ли он хорошо или нет, чем тогда, когда мы дрожим от беспокойства, опасаясь, что он не удастся.

Наша внутренняя сила моет по-настоящему действовать лишь в том случае, когда мы свободны от этого беспокойства. Тогда наш дух силен. Смелые действия совершает тот, кто меньше всего думает о том, удастся или не удастся, а не тот, кто трусит и приступает к делу осторожно, т. е. со страхом и трепетом. Настоящий моряк совершенно забывает об опасностях и бешеной схватке волн. Вместо опасностей он видит лишь препятствия, которые нужно преодолеть. Его дух – господин над самим собою.

Самообладание и смелость именно в том и заключаются, что дух контролирует и владеет телом. Отсутствие самообладания доказывает нашу «незрелость». Оно свидетельствует о том, что наш дух – наше настоящее «я» забыто, неразвито и всецело предоставлено власти тела.


ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ П. МЮЛЬФОРДА

ГЛАВА VII
ТАЙНА СНА, ИЛИ ДВОЙСТВЕННОСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

ГЛАВА IX
О КУЛЬТЕ ОДЕЖДЫ

Обновлено:
24.07.2017 г.
Закончено:
15.11.2017 г.


ПСИХОЛОГИЯ

ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Как быстро писать статьи