2.
КАПИТАН ВИТУС БЕРИНГ
Стр. 20
В юности Петр Первый дважды побывал в Архангельске и плавал по Белому морю. Он видел, как поморы – русские люди, жившие по берегам северных морей, - умело строят свои промысловые суда: лодии и кочи. На этих судах, прекрасно приспособленных к плаванию среди льдов, они отважно уходили в Ледовитый океан.
Среди поморов было много хороших корабельных мастеров и смелых мореходов. Они уходили далеко в море, но их суда сидели в воде не глубоко, потому что, ловя рыбу, приходилось часто плавать и вблизи берегов.
Поморы строили суда небольшого размера, чтобы, если потребуется, их можно было вытащить на берег или на льдину. И вмещали они обычно только человек тридцать – одну артель рыбаков и зверобоев.
А для военного флота нужны были большие, хорошо оснащенные, многопушечные корабли, на которых можно было маневрировать во время сражений.
- Государь, у кого есть армия и флот, имеет две руки. А ежели армия есть, а флота нет, - у государя только одна рука имеется, - говорил Петр, повторяя известное в то время изречение.
Когда Петр стал царем, Россия совсем не имела военных морских кораблей. Но нужны были обе руки – армия и флот, чтобы победить Турцию в борьбе за выход России к Азовскому морю и одолеть Швецию, давно захватившую русские городки на пути к Балтийскому морю.
Голландия, Дания и другие приморские страны давно имели большой флот и немало мастеров, искусно строивших большие военные корабли. Поэтому, когда Петр спешно стал создавать военно-морской флот, поневоле пришлось на первых порах выписывать корабельных мастеров из Голландии и других стран. А плотники, кузнецы и другие умелые русские рабочие люди, руками которых строились новые корабли, набирались в разных местах, преимущественно на севере России.
Так были построены в 1696 году первые корабли у Воронежа. Этот флот спустился к устью Дона и помог взять сильную крепость Азов.
В начале войны со Швецией Петр повелел немедленно строить корабли на реках Сяси и Свири, впадающих в Ладожское озеро. Оттуда можно было пройти в Неву и спуститься по ней к Балтийскому морю.
«А буде ты о том корабельном деле радеть не станешь и от того учинится в том корабельном деле омедление и ко удобному времени те корабли за твоим нерадением и оплошкою сделаны не будут и за то… быть тебе в опале и в разорении без всякого милосердия», - предупредил Петр стольника Ивана Татищева, ведавшего постройкой этих кораблей.
Меншиков, ближайший помощник Петра в те годы, требовал, чтобы строители новых судов строго соблюдали дисциплину, и говорил начальнику работ:
- Ежели кто станет противиться и делать по своим прихотям, то его скуй и прикажи кормить лишь хлебом с водою.
Уже летом 1703 года спустили по Свири корабль, вооруженный сорока тремя пушками. Затем вышли на Ладожское озеро еще пять военных кораблей. А когда был заложен и укреплен новый город Санкт-Петербург, построили корабельные верфи и на берегу Невы.
Флот рос быстро, и для новых военных кораблей требовались опытные хорошие капитаны и лейтенанты, штурманы и даже боцманы, до конца усвоившие на долгой матросской службе все, что должен уметь образцовый матрос, и понимавшие, как надо обучать новобранцев, начинающих служить на кораблях.
Петр Первый еще в 1697 году отправил в Венецию учиться мореплаванию тридцать молодых людей, в том числе и сыновей знатнейших дворян. Он продолжал и потом посылать русских юношей в разные приморские страны, строго требуя, чтобы они на деле узнавали морскую службу.
ГЛАВА 3.
ДАЛЬНИЙ ПУТЬ
|