Глава 3.
Да он же тупица!
стр. 13
- Подальше от этого сада! Подальше! Пусть едет в Векшьё, - решил отец. Векшьё был уездным городком, от Стенброхульта отстоявшим в тридцати милях.
Здесь Карла ждали настоящие страдания. Можно без преувеличения сказать, что в низшей грамматической школе, в которой мальчик проучился, начиная с 1716 года, целых пять лет, легко было отупеть, напрочь потерять интерес к любому живому знанию, погрузившись с головой в зубрежку. Только ее и ее требовали, только ее и признавали педагоги этой школы. Они отравляли сердце детей своей грубостью и жестокостью.
В школе не было места улыбке ребенка, его вопросам о непонятном, радости узнавания нового, - все это исключало бессмысленное зазубривание начатков наук с обильной приправой тяжелых наказаний.
Тупые черствые люди, каковыми были учителя грамматической школы, постоянно издевались над маленьким Линнеусом и его большой любовью к растениям и естествознанию. Они находили ребенка чрезвычайно глупым, раз он не твердил заданных страниц.
- У меня волосы дыбом становятся когда я об этой школе вспоминаю, - такую достаточно суровую оценку дает бывший ученик приснопамятной грамматической школы в Векшьё много-много лет спустя.
- Маленький ботаник! Ха-ха, маленький ботаник, - издевались учителя, вместо того, чтобы поддержать и развить интерес ребенка к природе.
- Маленький ботаник, - дружным хором дразнили мальчишки.
Даже покровительство ректора школы, господина Ланнеруса, по счастью также любителя растений, не могло оградить Карла.
У Ланнеруса был хороший сад, и он разрешил мальчику заниматься в нем. Он же познакомил его с доктором Ротманом, врачом и преподавателем. Оба они внимательно и с уважением отнеслись к наклонностям незадачливого школьника, разглядев, несмотря на дурные отметки, его истинное дарование, наблюдательность, способность интересоваться и размышлять.
Немудрено, что Карл Линнеус в часы занятий с восторгом мечтал о спасительном звонке, с которым выбежит из постылой школы на улицу, на свежий воздух.
Окрики и брань учителей, удары линейкой, сидение в карцере, насмешки – все забывалось, когда он уходил в окрестности городка. Разве можно лишить Карла Линнеуса солнца, ручейка, душистых трав, пения птиц, набухающих почек на деревьях?
Природа была с ним – нежная и любящая мать. Он ощущал ее ласку во всем, что видел вокруг себя, прирастая к ней всеми чувствами и помыслами. Главным в жизни мальчика была она – природа. Ребенком, потом подростком, он без устали бродил среди леса и лугом, говорил с кустом и деревом, собирал растения. Часами раскладывал их, старался сохранить. А как горевал маленький Карл, замечая, что они вянут, изменяют окраску, теряют свой вид; искусство гербаризации было ему еще незнакомо.
4. И ВСЁ-ТАКИ В ЛУНД!
|
|
|