Исторический календарь
Десять веков российской истории
От князя Владимира до Николая II
Составители:
Валерий Владимирович Алексеев
Владимир Александрович Степанов
Это краткое и емкое по содержанию произведение для изучения и познания отечественной истории. Основу календаря составляют наиболее ценные по своему художественному и историческому уровню материалы, взятые из различных дореволюционных источников и значительно переработанные. Чередой проходят достопамятные события и выдающиеся личности земли Русской - от князя Владимира до Николая II.
Отличительной особенностью книги является наличие в ней не только известных событий, происшедших в нашем отечестве, но и таких привычных для людей прошлого календарных сведений, как хронология, дни знаменательных событий, метрические и русские меры, табель о рангах, история российского герба и орденов.
Настоящий календарь может быть использован как оригинальное учебное пособие, так и в качестве занимательного и полезного чтения для всех людей, интересующихся русской историей.
История календаря
В одной из старинных пословиц справедливо подмечено: «Календарь на год, а ума на век». Участие в календарных произведениях видных писателей, ученых, общественных деятелей, специалистов по различным отраслям знаний принесло этим не совсем обычным книжным изданиям славную популярность. Наши прародители видели в них благодатный источник, откуда они черпали самую необходимую информацию от работы учреждений, советов по ведению домашнего хозяйства до материалов по истории, географии, астрономии, медицине, земледелию и другим наукам.
Слово «календарь» происходит от латинского «календариум», что означает «долговая книга». В древнем Риме должники заносились в нее и расплачивались в календы, так назывались у них первые дни месяца. Существует еще одна версия, дополняющая первую. Так, месяцеслов на 1769 год поведал о том, что «у римлян жрецы ежемесячно извещали народу слух о вступлении новомесячия». От старого слова «calo», что в переводе значит «зову, объявляю», и пришло к нам слово «календарь», такое привычное и необходимое в повседневной жизни.
В глубокой древности на заре развития человеческой культуры у людей возникла потребность в измерении времени. Наблюдения над природой позволили им создать определенную систему расчета года, что помогало ориентироваться в сельскохозяйственном труде, чтить праздники и даже составлять расчеты по затмению Луны и Солнца. Для подобных исследований одним служили громоздкие пирамиды, другим – каменные монолиты, расположенные по определенной системе. К более простым календарным реликтам, которыми пользовались в быту, следует отнести изделия из дерева или камня, глины или кости и других подручных средств с насечками или знаками, означающими цикл года.
Составление и издание календарей тесно связано с историей развития отечественного книгопечатного дела. В древнерусской литературе прообразами современных ежегодников служили такие духовные книги, как Святцы, Хронографы, Месяцесловы, Четьи-минеи и другие.
В период освоения книгопечатания на Руси к первенцам этого типографского мастерства принадлежит календарь, изданный в 1581 году в виде листовки в городе Остроге первопечатником Иваном Федоровым. По эпохе и заглавие: «Которого ся месяца што из старых веков дело которое описание». Вместе с перечнем месяцев на листке опубликованы двустрочные вирши белорусского поэта Андрея Рымши. Таким образом, это небольшое издание стало у нас в стране не только первым печатным календарем, но и первым печатным поэтическим произведением.
Известный немецкий путешественник, ученый Адам Олсарий (1599-1671 гг.), бывавший неоднократно в Московии, в своем «Описании» отметил не только быт и нравы простого люда и придворных, но и тонко подметил о хождении в народе месяцесловов. «У них имеется постоянный календарь по старому стилю, в котором они очень ловко и быстро умеют находить чередование как подвижных, так и неподвижных праздников». Действительно, календарное дело к концу XVII столетия набирало силу. Сам царь Алексей Михайлович проявлял небывалый интерес, наряду с духовной литературой, к календарям и даже к метеорологии и астрологии.
Начало выпуска массовых ежегодных календарей приходится на царствование Петра I. По его настоянию и при его непосредственном участии 28 декабря 1708 г. в Москве печатается первый гражданский календарь, не прерываемый ни на один год и до настоящего времени. Небольшие по формату в виде удлиненной по высоте записной книжки петровские календари открыли собой новую книжную продукцию, рассказывающую читателям о затмениях Солнца и Луны, о четырех временах года и мирских делах, о здравии и болезнях, об астрологических предсказаниях.
Особую популярность в народе с начала XVIII столетия снискал «Брюсовский календарь». Он печатался более шести лет на больших гравированных листах, а затем был переиздан в виде альбома известным тогда книгоиздателем и библиотекарем Василием Киприяновым «под назрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса». Личность последнего овеяна легендами. Одни его воспринимали таким, как есть – образованнейшим человеком, ученым, сподвижником Петра I, другие – алхимиком, чернокнижником, словом, «колдуном с Сухаревской башни». И столетний календарь с предсказаниями только подлил масло в и без того пылкое воображение простого люда, который и нарек это издание именем Брюса – одного из загадочных личностей XVIII века. Его издание в те далекие годы послужило настольной энцтклопедией не одному поколению. Больше всего воздействовал на народ его «прогностик», который поучал, когда нужно «кровь пущать, мыслити почать, брак иметь, дома созиждати, зверей и рыбу ловить, платье кроить, мыться в мыльне» и многое другое.
В последние годы, не без влияния радио, телевидения и ряда газет много говорится о восточном календаре. Создается такое впечатление, что у русских ничего подобного не было и быть не может. Брюсовский календарь поддержал издревле известную традицию определения одной из семи планет, господствующих над тем или иным годом. В частности, для сведения россиян, 1996 год проходит под покровительством планеты Юпитер. В предсказаниях частных говорится: «Тяжкая война между просвещенными народами; собрание великих вновь податей с народа; рождение знаменитого принца».
Чувство юмора никогда не покидало наш народ и на разного рода предсказания он смотрел не без усмешки. «Понеже многие любопытные головы через весь год одним глазом на календарь и на его пророчества смотрят, - читаем в календаре на 1731 год, - а другим на погоды и на случай мира смотрят; и буде случится, что одно с другим сходно, то они тем и забавляются, что из столь многих календарских провещаний одно или два удалися, а буде и ничего не удастся, как то почти всегда случается, то и тем паки веселятся». Как не вспомнить здесь Грибоедова!
После основания С.-Петербургской академии наук право на выпуск календарей переходит к ней. Академия ревниво охраняла свою привилегию, получая от их изданий определенные доходы. Основным же подходом к изданию календарных произведений служило ознакомление просвещенного общества с новыми достижениями и открытиями в науке. Их просветительский характер достиг своего апогея в конце XVIII столетия, когда ученые издали 10-томное «Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов». В собрание вошло все лучшее по истории, географии, астрономии, технике и другим дисциплинам, опубликованное в ранних календарях. «С самого того времени, - как писал в предисловии к первой части академик Н. Озерецковский, - с которого императорская академия наук бытие свое получила, главнейший предмет ее был распространять полезные знания в Российской Империи. Она всегда избирала к тому наиудобнейшие способы, чему ясным служат доказательством повсегодные месяцесловы».
При печатании «Собрания сочинений» академия продолжала издавать «обыкновенные, исторические и географические месяцесловы с наставлениями».
Наряду с постоянными, ежегодными выпусками календарей изредка отдельным личностями удавалось пробиться в свет с разовыми изданиями и заинтересовать читателя необычайной календарной книжицей. В 1780 г. из университетской типографии, принадлежащей известному издателю и просветителю Н. Новикову, выходит «Экономический календарь, или Наставление городским и деревенским жителям», сочиненный статским советником С. Друковцовым. Труд землепашца тяжел и продолжителен, и знания житейской мудрости по ведению домашнего хозяйства или по разведению садовых и полевых культур просто необходимы. Так, например, в январе автор советует «по холодному времени удобно вместо чаю поутру пить гретое полпиво с молоком и яйцами. Можно и меду немного положить, а в пище лук и чеснок, также и пряные коренья, редька, хрен, мед, имбирь, перец зимою полезною пищею быть может». Другое дело: жара, зной, дорога долгая. Что же рекомендует календарь? «Летом для дороги полезна мелкая грешневая крупа, замешанная на яишных желтках, которая скатывается катышками и сушится на солнце так, как сухая лапша».
Сколько всего забыто, утеряно, отброшено будто бы за ненадобностью. Мудрый опыт предков не одному поколению предков помогал выстоять, предупреждал ошибки. «Старост и выборных чрез год сочтя сменять другими погодно, чрез что можно будет миновать воровского и разбойничьего пристанодержательства. Не знаю, для чего во многих местах выбирают к правлению должностей богатых мужиков, совсем здравому рассудку противно, будто бы богатый меньше украдет; напротив того, он под тем титлом, как под шапкою, крадет столько, сколько хочет».
Календарное дело никогда не стояло на месте, в книги-ежегодники вносились изменения и дополнения, а порой выпускались календари и по новой тематике.
Наиболее яркий расцвет календарного промысла пришелся на конец XIX века, когда длительное право Академии наук на издание этих неординарных произведений закончилось. С 1855 г. губернским комитетам разрешалось печатать «Памятные книжки», а через десять лет была предоставлена возможность печатать календари частным предпринимателям. Сдерживаемая годами календарная продукция словно нашла брешь и стремительным потоком выплеснулась на просторный книжный рынок, разноцветной мишурой заполонила прилавки. Глаза покупателей разбегались от обилия календарного ассортимента: «Предсказания «Искры» В. Курочкина, «Крестный календарь» А. Гатцука, «Всеобщий календарь» Г. Гоппе, «Русский календарь» А. Суворина. Более того, печатались календари не только «Для Всех и Каждого», но и для людей, имеющих определенную профессию, специальность, увлечение и даже сословия. Их заглавия говорили сами за себя: Деревенский, Женский, Юридический, Медицинский, Музыкальный, Строительный, Коммерческий, для Охотников и рыболовов, Садовников и огородников, Учителей и учащихся, для чинов полиции и нотариусов, а и многие другие.
Среди известных книгоиздателей, зарекомендовавших себя на календарном поприще, особое место принадлежит Ивану Дмитриевичу Сытину. Он поставил календарное дело в России на невиданную доселе высоту. Его редакция в пору своего расцвета выпускала миллионными тиражами двадцать пять видов календарей – общих и специальных, - предназначенных для широкого круга людей.
Предлагая читателю «Календарь русской истории», авторы-составители использовали все то лучшее, что им удалось отыскать в русской историографии и старинных календарях и тем самым продолжить этот оригинальный и забытый ныне жанр в отечественном книгопечатании.
История! – Наука. Жизнь. Отечество. Горькие и славные страницы прошлого. В последние десятилетия ее превращали в сухую, черствую и наикратчайшую программу в учебных заведениях. Какие-то даты каких-то событий: жили-были, воевали, защищали, освобождали, отстаивали… многое не понимали, многого не знали.
Чем силен Карамзин – он красиво и вдохновенно преподнес русским русскую историю. Историю его гордости и почитания. Историю его Отечества и Славы.
Веками русский дух приводил в трепет недругов. Русских почитали и знали как великую нацию. Крепость русского духа исходила прежде всего из его духовности. Святые слова: «За Веру, Царя и Отечество!» - были не словами, а плотью каждого русского. Святая Русь оберегала народ свой от уничтожения и кабалы, охраняла традиции и обычаи предков; веками сохраняла свою самобытность, самостоятельность и православие.
Числа в нашем календаре представлены по старому стилю без искажения, внесенного реформаторами 1918 года – рушителями русской истории, культуры и духовности. По сути своей календарная реформа верна и необходима для единого летоисчисления. Но переводить стрелки часов на злополучные 13 часов просто непозволительно. Подобного нет в зарубежных странах, также перешедших в разные века на новое летоисчисление. Ибо существует единое число по космическим, да и по духовным меркам, и менять его не имеет права ни один политик. Ведь если брать во внимание все преобразования календаря за последние пять столетий, то даты следовало бы изменить не только по дням, но и по месяцам.
События, отмеченные в нашем Историческом календаре, проставлены в тех числах, которые значились во времена Святого Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Екатерины II, Суворова, Пушкина, Николая II.
Для тех, кому удобней пользоваться новым стилем, рекомендуем к указанной в календаре дате прибавить все те же 13 дней для XX века, 12 дней для XIX, 11 дней для XVIII века и т. д.
В. В. Алексеев
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РУСЬ УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВАЯ
ГЛАВА I
КРЕЩЕНИЕ РУСИ. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
Обновлено:
6 мая 2017 г.
Опубликовано:
3 июня 2018 г.
|