Очерк Ф. И. Павлова
НА ЗАРЕ КУЛЬТУРЫ

Очерк Ф. И. Павлова. На заре культуры

Загадки и Тайны
Всемирной Истории

Текст печатается по изданию:
Журнал "Природа и Люди"
№ 31, 1910 г., стр. 487



На заре культуры
Очеркъ Ф. И. Павлова


ВНИМАНИЕ!
В тесте присутствуют ссылки на рисунки, которых пока что нет. Но скоро мы их отсканируем и представим.


I.

Не так давно – лет 40-50 тому назад – считалось аксиомой, что колыбелью европейской цивилизации была отчасти Индия, а, главным образом, Египет. Отсюда через Палестину, Сирию и Финикию, культура проникла в Малую Азию и через Геллеспонт пробралась в Грецию; временными центрами ея были Троя и Микены. Достигнув высшаго расцвета в Греции, цивилизация распространилась частью на запад, в Рим, частью же волны ея хлынули обратно на восток, и, миновав Сирию и Палестину, наводнили Египет, временно пробудив, при Птоломеях, к новой жизни спавшую мертвым сном страну мумий, пирамид и фараонов.

Через финикиян-же восточная культура отдельными гнездами осела вдоль южнаго побережья Средиземнаго моря и достигла берегов теперешней Испании.

Однако, финикийские отщепы оказались неживучими и мало-по-малу погибли в борьбе с грекоримским миром, не оставив прочных задатков будущаго.

На заре культуры. Древний КипрНе много времени прошло с тех пор, как в науке прочно, как казалось-бы, установился вышеприведенный взгляд на пути распространения цивилизации – и вот, в последние два-три десятилетия, ряд новых изследований, открытий и раскопок обнаружил ошибочность недавних положений: оказалось, что совершенно самостоятельным центром и источником не только греческой, но, в значительной степени и библейской, и финикийской и египетской цивилизации была не Индия, а остров Кипр, о котором, 30-40 лет тому назад, говорилось разве только, как о стране, передавшей свое географическое и историческое название металлу – ибо латинское cuprum, французское cuivre, английское copper и немецкое Kupfer, обозначающия обыкновенную красную безпримесную , происходят от «Кипр», бывший долгое время, для всех околосредиземных стран, единственным источником перваго металла, употребление котораго сделалось известно и доступно доисторическому человеку.

Такое позднее признание за Кипром принадлежащих ему по праву значения и положения, имело причины политическаго и международнаго характера: правильныя раскопки на нем стали возможны лишь со времени оккупации острова англичанами (в 1878 г.). Раньше, при турецком правительстве, находки носили случайный характер, не дававший вполне определеннаго ключа к решению вопроса о давности и научном значении кипрских древностей. Когда-же Англия, наложив на остров свою руку, широко открыла двери изследователям старины и искателям доисторических кладов, Кипр оставил далеко позади себя все прочия местонахождения археологических сокровищ, при чем обнаружилось, что на нем была не только колыбель некоторых культурных производств, но и главный складочный пункт для вывоза всевозможных предметов местной фабрикации – начиная с грубейшей каменной, глиняной и терракотовой утвари, и кончая тончайшею художественною керамикой и неподражаемыми по выполнению изделиями из меди, латуни, бронзы, мрамора и драгоценных камней и металлов. Оказалось даже, что некоторыя другия местонахождения доисторических сокровищ, как, напр., Хиссарлык-Троя, считавшаяся, с легкой руки Шлимана, одним из главных промышленных центров доисторическаго мира, низвелись, после кипрских раскопок, на степень простых подражательных кустарных уголков, работавших про кипрским образцам, но с несравненно более грубой и несовершенной степенью отделки. К тому-же, многие предметы производства, встречающиеся в Хиссарлыке-Трое десятками, попадаются при Кипрских раскопках сотнями и тысячами, подавляя и поражая многообразием и изяществом формы, рисунка и оригинальностию замысла.

Самостоятельность, непосредственность кипрской культуры подтверждается необычайной полнотой градаций в совершенстве выполнения, в красоте форм; можно шаг за шагом проследить процесс роста как художественной, так и промышленной концепции. Скульптура, напр., представлена во всех стадиях постепенной эволюции, начиная от грубой лепки (смотри рис. 1 - пирожник, пекущий пироги на примитивном очаге; позади него собака, подбирающая крошки), и кончая высоко-художественной статуей Артемиды, школы Праксителя, с явными признаками портретнаго ваяния (рис. 2). Замечателен северно или среднеевропейский тип лица, послужившаго образцом для главной фигуры группы; рядом, как бы служащая ей опорой, статуэтка Артемиды обычнаго, классическаго типа.

Не менее характерны образцы эволюции прототипов Танагрских терракот (рис. 3). В Греции, в Танагре, находят только статуэтки высшаго, как-бы кульминационнаго типа производства; кипрския же раскопки уясняют как бы всю историю возникновения данной отрасли искусства.

Найденныя Кипрския древности утвердили за островом не столько репутация художественнаго первенства, сколько первенства хронологическаго, - приоритета по времени и громадному района распространения предметов производства. Так, теперь не подлежит уже ни малейшему сомнению, что в доисторическия времена Кипр снабжал медью, бронзой и керамикой не только Египет и все побережье Средиземнаго моря на запад, до Испании включительно, но и Финикию, Сирию и Палестину, острова Архипелага и Эгейскаго моря. Кипрскаго же происхождения многие предметы, находимые в Олимпии, в Афинах, по всей Италии, на островах Сицилии, Сардинии и Капри, в Португалии, в Венгрии, в свайных постройках Нижней Австрии, даже в Прусской Саксонии. Равным образом и так называемыя «греческия древности», извлекаемыя из курганов и могильников южной России, легко могут, по ближайшем разследовании, оказаться Кипрскими.

Обилием ввоза с Кипра объясняется теперь и тот давно известный в истории культуры факт, что Испания, напр., непосредственно перешла от каменнаго периода к бронзовому, миновав медный. Очевидно, Кипр находился в расцвете бронзоваго века, когда Кирпиоты или Финикиане добрались до Испании и наводнили ее Кипрскою бронзою. С какою седою стариной мы имеем здесь дело, явствует хотя-бы из того, что начало меднаго века на Кипре приходится приурочить по меньшей мере, к седьмому тысячелетию до Р. Х. Действительно, на основании древнейших, доселе открытых египетских календарных записей, относящихся – применительно к нашему времяисчислению – к июлю месяцу 4241 года до Р. Х., медное производство на острове Кипр уже тогда находилось на такой высокой ступени совершенства, что начатки его должны быть отнесены, по крайней мере, к седьмому тысячелетию до начала нашей эры.

В какой тесной зависимости стояло тогдашнее египетское производство от Кипрских образцов, ясно видно на рисунке 6, на котором нечетные изображения сделаны по снимкам из Египетской стенной живописи; четныя – с найденных на Кипре оригиналов. Сличение египетских рисунков с кипрскими находками позволяет ныне ответить утвердительно и на вопрос, кто были Кесты или Кестины географических пояснений к живописи, которые фигурируют в процессиях с дарами или данью фараонам – это были Киприоты, Кафторимы Библии; судя по обуви с высоко загнутыми остроконечными носками – типичные Арабы, родственные малоазийским Хеттам или Хевиттам. Оригиналы сосудов и других предметов, подносимых Кестами владыкам древняго Египта на стенных рисунках в храмах и дворцах, - все найдены на Кипре в десятках и сотнях экземпляров.

Зачатки глинянаго и горшечнаго производства на Кипре также теряются во мраке тысячелетий. На рис. 4 и 5 видим изображения преимущественно кухонной утвари из горшечной глины; между прочим, весьма оригинальны горшки для варки пищи, одновременно служившие и очагами и треножниками.








Обновлено:
24.1.2018 г.

БЕСПЛАТНОЕ ЧТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА "ЛИТЕРАТУРА"

В АРХИВ

ЖУРНАЛ "ПРИРОДА И ЛЮДИ"

ГЛАВНАЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПОРТАЛА

Альманах Природа и Люди, № 31, 1910 г.