М. Г. Равич
ЗАГАДКИ ГОНДВАНЫ

М. Г. Равич. Загадки Гондваны

Михаил Григорьевич Равич
Загадки Гондваны
Серия "Наука о Земле", 2/1972
Утверждён Министерством просвещения РСФСР

Текст печатается по изданию:
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗНАНИЕ"
Москва, 1972 г.
64 стр., с иллюстрациями, картами, схемами
Тираж 44440 экз.
Цена 12 коп.


Гондвана – это суперконтинент, объединявший 200 миллионов лет назад все материки Южного полушария и азиатский полуостров Индостан. Антарктида когда-то была расположена в центре Гондваны и сегодня служит главным ключом к познанию её особенностей. Автор брошюры в составе 4-х советских экспедиций провел исследования крупнейших горных хребтов на восточном побережье материка, более десятилетия посвятил научному анализу геологического строения Антарктиды и убедился в существовании Гондваны, а новейшие данные о строении земной коры и ложа океанов, полученные советскими и зарубежными учеными в последние годы, хорошо объясняют причины распада этого суперконтинента, кроющиеся во внутреннем строении Земли.



Новое в жизни, науке и технике

Глава 1.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

стр. 3

На обложке брошюры изображен контур гипотетического суперконтинента Гондваны, напоминающий по форме силуэт тюльпана. Что это – игра воображения, случайное совпадение очертаний материков либо историческая закономерность в строении земного шара? Разве могли холодная Антарктида и знойная Африка оказаться рядом? Кто позволил нарисовать одинаковые деревья, якобы произраставшие одновременно в полярных странах и в тропиках? Не дикая ли фантазия пришла в голову автора? Нет, все это правда, подтвержденная обильными геологическими и геофизическими материалами. Но правда, требующая своего разъяснения, что и является главной задачей предлагаемой брошюры.

Такая задача интересна не только в научном аспекте, но и в практическом. Если действительно в геологическом прошлом материки Южного полушария составляли единый суперконтинент, тогда все эти материки и особенно их пограничные области имели не только одинаковое геологическое строение, но и одинаковый комплекс полезных ископаемых. Значит, аналоги знаменитых месторождений алмазов Южной Африки должны быть найдены в нынешней Восточной Антарктиде и центральных районах Южной Америки, а урановые месторождения Австралии – в сопредельных антарктических областях. В геологической науке существует даже такое понятие, как «гондванский комплекс полезных ископаемых», к которому относят крупнейшие в мире месторождения золота и алмазов, никеля и меди, урановых и железных руд, сосредоточенные в Южном полушарии. Вот почему разгадка тайны Гондваны может дать в руки геологов могучий ориентир при поисках полезных ископаемых, а ледяная Антарктида из экзотического объекта исследований тогда превратится в перспективнейшую область в отношении минеральных ресурсов.

Гондвана Загадка Гондваны неразрешима без признания движения материков. Если считать материки неподвижными, покоящимися на своих местах с момента зарождения твердой оболочки Земли, то придется признать, что суперконтинент Гондвана – это миф. Вместо Гондваны в Южном полушарии, по мнению некоторых ученых, существовал гигантский массив суши, превосходивший по площади существующие материки более чем в 2 раза, так как в него включались пространства Индийского и Атлантического океанов. Куда исчезла половина суши, как «растворились» почти 170 млн. кв. км материковых глыб в океанах, почему существующие материки слагаются в единую мозаику – на все эти вопросы удовлетворительные ответы даны не были. Поэтому другие ученые стали искать объяснение удивительному сходству геологического строения материков и совпадению их контуров, положив в основу принцип постоянства общей массы Земли, но допуская неоднократные перемещения в пространстве материков и океанов за долгую историю существования нашей планеты.

Так родились два прямо противоположных и враждующих представления: о неподвижности материков (фиксизм) и дрейфе материков (мобилизм).История геологической науки за последние 50-60 лет полна драматических событий этой борьбы, и на разных этапах ее брало верх то одно, то другое представление. Впрочем, фиксисты вплоть до начала 50-х годов господствовали над мобилистами из-за слабой изученности земной коры и океанов. Только за последние 15-20 лет это отставание было преодолено и вновь возродились мобилистские гипотезы (неомобилизм). Гипотеза о существовании суперконтинента Гондваны начала превращаться в теорию, чему в значительной мере способствовало интенсивное изучение геологического строения Антарктиды, являвшейся сердцевиной Гондваны, в сравнительно недалеком геологическом прошлом.

Еще в XVIII веке географы, рассматривая карты противоположных берегов Атлантического океана, отмечали, что береговым линиям Бразилии и Африки присущи взаимодополняющие очертания. Не только большой, почти прямоугольный излом бразильского берега имеет свое полное отражение в африканском береговом изгибе вдоль Гвинейского залива, но и южнее этих двух пунктов каждому выступу бразильского берега соответствует одинаковой формы залив на африканском берегу.

Такое совпадение много лет считалось случайным; да и сейчас немало ученых не придают этому сходству никакого значения. Впервые итальянский ученый Антонио Снидер (Пеллегрини) в 1858 г. высказал предположение, что сходство конфигураций материков нельзя считать случайным, а оно свидетельствует о том, что эти материки были когда-то соединены и затем, перемещаясь по поверхности Земли, заняли современное положение. Причиной таких перемещений Снидер считал космические катастрофы. Так зародилась гипотеза дрейфа материков, хотя характер и пути дрейфа остались неизвестными.

Создание научной гипотезы движения материков неразрывно связано с именем немецкого ученого Альфреда Вегенера, который в 1912 г. опубликовал статью «Происхождение континентов», а потом книгу «Возникновение материков и океанов». В своей книге он впервые определил пути дрейфа континентов и характер их исторического развития. Согласно его представлениям первоначально существовал единый гигантский материк Пангея, окруженный безбрежным Мировым океаном, занимавшим более 2/3 поверхности Земли (т. е. столько, сколько сейчас все океаны), который мы предлагаем по аналогии с Пангеей называть Панталассом («Пан» - по-гречески «всеобщий», «гео» - земля, а «таласс» - океан). Пангея имела более легкую кору – гранитную, чем Панталасс, дно которого было устлано базальтовой корой. Под влиянием сил вращения Земли, направленных от полюса к экватору, на рубеже палеозойской и мезозойской геологических эпох начался раскол гигантской гранитной глыбы Пангеи на отдельные блоки, который в конечном счете завершился расхождением их и формированием современных материков. При дрейфе материков подобно айсбергам между ними появились свободные пространства, постепенно заполнившиеся водой, отчего образовались Атлантический и Индийский океаны.

Как же раскалывалась Пангея и в каком направлении происходили движения материковых блоков? На этот вопрос Вегенер отвечал так: можно предположить, что первый раскол привел к образованию всего двух глыб. Африка вместе с Южной Америкой составляли единую глыбу, которая начала отделяться от другой, составленной современными Индостаном, Австралией и Антарктидой. Вдоль первоначального разлома начал формироваться Индийский океан, который, таким образом, древнее Атлантического. А еще через несколько десятков миллионов лет раскололись обе эти глыбы: одна – на африканскую и южноамериканскую с одновременным образованием Атлантического океана, отделившим также Северную Америку от Европы, а другая – на индийско-аравийскую и австрало-антарктическую. Затем в течение других десятков миллионов лет продолжались движения расколовшихся глыб по базальтовой постели океанов, и только после раскола акстралийско-антарктической глыбы образовались современные материки.

Пангея В самом деле, если сблизить мысленно все материки Южного полушария и Индостан, то они примут облик огромных причудливых кусков единой мозаики, имеющей неправильную овальную форму. Эта мозаика, по площади составляющая ровно половину суши земного шара, была названа Гондваной (в начале ХХ столетия австралийским геологом Э. Зюссом) по имени одной из провинций Индии, так как в геологическом строении этой провинции запечатлены многие общие особенности материков Южного полушария. Что же касается Северного полушария, то Вегенер уделил ему мало внимания, упомянув лишь об отколе североамериканской глыбы и не обсуждая положение современной Евразии по отношению к Африке и другим континентам Южного полушария.

Далее Вегенер подчеркнул удивительно закономерный центробежный характер движения континентальных глыб (осколков) от центра тяжести праматерика Пангеи, что привело к перемещению этих глыб и обусловило современное положение материков в Южном полушарии, а Северной Америки и Индостана в Северном полушарии. Так, Южная Америка постепенно перемещалась к западу, Африка – немного к востоку и северу, Антарктида – к югу, Австралия – к востоку и, наконец, Индостан – к северо-востоку. При этом чем меньше был осколок, тем дальше он передвинулся от центра тяжести суперконтинента, отчего, например, Индостан оказался удаленным от него на максимальное расстояние.

Указанные перемещения сопровождались еще и вращением материков, сила которого была обратно пропорциональна их массе. От этого изменилось взаимное расположение материков, Африка и Южная Америка оказались вытянутыми по меридиану, Австралия, наоборот, расположилась вдоль параллелей, а Антарктида при своем движении на юг развернулась и заняла пространство у Южного полюса, будучи одинаково ориентированной ко всем странам света.

Следствием этих центробежно-вращательных движений явилось горообразование на краях материков. После отделения Индостана от Австралии и движения его на северо-восток произошло надвигание этого субконтинента на Азию, отчего образовались самые величественные на Земле складчатые горные цепи Гималаев. При движении на запад Южной Америки ее передний край был смят при упоре о древнюю плиту ложа Тихого океана, отчего возникла грандиозная цепь Анд. То же самое произошло при движении на восток австралийской глыбы при отделении ее от Антарктиды, когда образовались цепи Ново-Гвинейских гор (сейчас они отделены от материка очень мелким морем). А еще раньше при совместном движении Антарктиды и Австралии на юг образовалась горная цепь Новой Зеландии, которая затем при разделении этих материков осталась далеко к югу от Австралии в виде островной гирлянды. Такого же происхождения цепочка гористых Малых и Больших Антильских островов, оторвавшихся от южноамериканской глыбы при ее движении на запад.

Нарисованная Вегенером гипотетическая картина распада Гондваны, основанная преимущественно на догадках, во многом подтвердилась в дальнейшем при анализе строения материков и особенно океанов.

Представления Вегенера были развиты и продвинуты на более высокую ступень южноафриканским геологом Александром Дю-Тойтом в 1937 г. В отличие от своего предшественника Дю-Тойт допускал существование не одного, а двух праматериков: Лавразии, в которую входили материковые блоки будущей Северной Америки, Азии и Европы, и Гондваны, из которой впоследствии образовались Антарктида, Юная Америка, Африка, Австралия, Аравия и Индостан. Оба указанных массива имели одинаковые размеры и почти одинаковую в плане овальную форму, были вытянуты в широтном направлении и отделены гигантской широтной впадиной – древним океаном Тетисом (вероятно, простиравшимся почти на 20 тыс. км от Индонезии до Панамы), отчего оба суперконтинента имели возможность к самостоятельным перемещениям: дрейфу и поворотам.

По новейшим данным развитие Тетиса относится к рифейской эпохе (более 1000 млн. лет назад), причем основанием Тетиса служила океаническая кора. Только сотни миллионы лет спустя на месте Тетиса образовались складчатые горы Альпийско-Малайского пояса, а далеким реликтом Тетиса оказалось Средиземное море. Естественно, что мы можем предположить раскол праматерика Пангеи на Лавразию и Гондвану не позднее 1 млрд. лет назад, т. е. задолго до первого раскола Гондваны, происшедшего 200 млн. лет назад. Хотя Дю-Тойт не рассматривал такой возможности, но в принципе и не отрицал ее, и в этом отношении его утверждение о наличии двух праматериков лучше объясняет существование Гондваны, чем это сделал Вегенер.

Другой заслугой Дю-Тойта явилось более обоснованное объяснения причин движения континентальных глыб. Последние, по его мнению, продвигались не столько по поверхности жесткого базальтового океанического ложа, сколько были обязаны своим движением силам течения «базальтового субстрата» на глубине.









2. СХОДСТВО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АНТАРКТИДЫ
С ДРУГИМИ ГОНДВАНСКИМИ МАТЕРИКАМИ

3. СХОДСТВО КОНФИГУРАЦИИ БЕРЕГОВ
ГОНДВАНСКИХ СТРАН

Обновлено:
4.05.2020 г.



М. Г. Равич
Загадки Гондваны
1972 г.



ГЕОГРАФИЯ СССР

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Тайна острова Оук. А. Бирюк. Читать книгу