1.
Географическое положение
Стр. 6
Нидерланды расположены в Западной Европе, на территории, являющейся продолжением Северо-Германской низменности.
На востоке Нидерланды граничат с Германией, на юге - с Бельгией, на севере и западе омываются водами Северного моря.
В Северном море Нидерландам принадлежат две группы островов, расположенных в непосредственной близости от побережья страны: протянувшиеся цепочкой Западные Фризские острова (Тексел, Влиланд, Терсхеллинг, Амеланд, Схирмонниког и др.) - на северо-западе и острова Валхерен, Северный Бевеланд, Схаувен, Оверфлакке и др. - на юго-западе страны.
Северное море - самое мелководное из всех омывающих Европу морей, не считая Азовского. Средняя глубина его не превышает 100 метров. Расположенная в западной части Северного моря Доггер-банк на обширном пространстве имеет не больше 20 метров глубины.
Наименьшими глубинами отличается южная часть моря. У побережья Нидерландов оно имеет всего несколько метров глубины, во время отлива местами обнажаются большие площади морского дна, так называемые ватты. Топкими илистыми ваттами занята почти вся территория между Западными Фризскими островами и береговой линией страны, а также небольшие пространства между островами Оверфлакке, Схаувен, Валхерен и др. Лишь на расстоянии десятков километров от берега наблюдаются глубины в 20 метров.
Северное море сравнивают с плоской тарелкой или мелким блюдцем, но это не исключает сильнейших штормов и бурь, которые затрудняют судоходство и зачастую ведут к гибели кораблей в открытом море, а иногда приводят к наводнениям, затопляющим низменные пространства в прибрежных областях ряда расположенных здесь стран.
Своеобразен и гидрологический режим Северного моря. Приливы и отливы здесь полусуточные, т. е. надвигаются и отступают дважды в сутки. Величина наибольшего прилива у голландских берегов относительно невелика: она не превышает 3 метров (у Хелдера - 2 м, Эймёйдена 2,3 м, Роттердама - 1,6 м).
Однако самый уровень моря в портах южного побережья Северного моря подвержен значительным колебаниям в зависимости от силы и направления ветра. Возможны нагоны воды до 2-3 м, а иногда до 4-5 м и более. Поэтому впадающие сюда реки имеют искусственные берега и зашлюзованы. В открытые протоки приливы проникают очень далеко. Во время штормов случалось, что реки из-за нагонов воды текли вспять, разливались и вместе с морем затопляли низменные пространства побережья. Так именно и обстояло дело во время катастрофического наводнения в феврале 1953 года.
Сухопутная граница Нидерландов с Германией и Бельгией проходит по условной исторически сложившейся линии и не имеет каких-либо значительных естественных рубежей (*1).
Нидерланды занимают площадь в 34 тыс. кв. км, являясь одним из самых маленьких государств Западной Европы. Если не считать «карликовые государства» (Люксембург, Лихтенштейн, Андорру и т. п.), то только Бельгия (30 тыс. кв. км) имеет несколько меньшую площадь. Одна Московская область в полтора раза превосходит Нидерланды по размерам территории.
Координаты крайних точек страны следующие: 50°45' 53°33' северной широты и 3°227-7°13' восточной долготы. Протяженность страны с севера на юг составляет около 300, а с запада на восток около 200 километров.
В административном отношении Нидерланды делятся на 11 провинций: Гронинген, Фрисландию, Дренте, Оверэйсел, Хелдерланд, Утрехт, Северную Голландию, Южную Голландию, Зеландию, Северный Брабант и Лимбург.
Нидерланды занимают удобное географическое положение в устьевой части трех важных рек Западной Европы (Рейна, Мааса и Шельды), впадающих в незамерзающее Северное море. Эти реки служат также естественным выходом в море для прилегающих к ним высокоразвитых индустриальных областей Германии, Франции, Бельгии. Расположенный в устье Рейна голландский порт Роттердам является важнейшим портом для транзитных грузов, направляющихся в Германию и из Германии, особенно для Рурского промышленного района. Наряду с Лондоном, Антверпеном и Гамбургом Роттердам - один из крупнейших портов Западной Европы, имеющий мировое значение.
Пользуясь преимуществами своего географического положения, Нидерланды извлекали и извлекают огромные прибыли из посреднической торговли, ставшей одной из ведущих отраслей экономики страны.
Уже в XIV-XV веках выгоды географического положения в известной мере содействовали экономическому развитию Нидерландов. Великие географические открытия и перенесение в Атлантический океан важнейших торговых путей во многом способствовали превращению Нидерландов в XVI-XVII веках в первоклассную морскую торговую, а также крупнейшую колониальную державу. В дальнейшем Голландия широко использовала удобство «подъездного пути к большей части Германии» и преимущества географического положения страны вновь явились одним из факторов, ускоривших развитие ее хозяйства. Но географическое положение страны имело и свою теневую сторону: маленькие Нидерланды были расположены между крупными, соперничавшими друг с другом державами, - Англией, Францией, Германией, - и нередко, помимо своей воли, оказывались втянутыми в конфликты между ними.
Голландская буржуазия, руководствуясь классовыми экономическими и политическими интересами, проводила политику лавирования между своими крупными соседями,
особенно в периоды резкого обострения противоречий и во время войн, которые вели между собой эти страны.
Однако эта политика приспособленчества и маневрирования приносила стране горькие плоды. Нидерландам не удавалось оставаться в стороне от европейских событий. В конце XVIII века они были втянуты Англией в войну против Франции, в результате чего два десятилетия находились под гнетом французских оккупантов. Известно также, к каким последствиям привела страну пресловутая политика невмешательства: пять лет стонал голландский народ под игом гитлеровской оккупации.
В настоящее время американские монополисты рассматривают территорию Голландии как плацдарм для осуществления своих военных замыслов. Об этом убедительно говорят многочисленные сообщения голландской печати и радио, подтверждающие ведущееся в стране лихорадочное строительство и расширение аэродромов, морских баз и т. д.
Нидерланды расположены на важнейших путях из Атлантики в Европу, на самых подступах к Западной Германии, в первую очередь к Рурскому промышленному району, обладают рядом первоклассных портов и аэродромов, густой сетью железнодорожных, речных, шоссейных путей, которые связывают страну со всем континентом. Это обусловливает стратегическую ценность Нидерландов в планах империалистов. Вместе с тем они рассматривают и эту небольшую европейскую страну как поставщика рекрутов для сколачиваемой ими «европейской армии», рассчитывают использовать в своих захватнических целях развитую промышленность, транспорт и сельское хозяйство Нидерландов, а также богатейшие ресурсы голландских владений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
В апреле 1949 года было произведено исправление границы с Германией в пользу Голландии, санкционированное США, Англией и Францией.
Глава 2.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ
|
|
ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО
|