Д. М. Брандт
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ
НИДЕРЛАНДЫ

Д. М. Брандт. Нидерланды. Природные условия


2.
Природные условия


Стр. 10

По устройству поверхности Нидерланды представляют собой низменную равнину, о чем свидетельствует и официальное наименование государства. В переводе на русский язык слово «Нидерланды» означает «низменные земли». Почти вся страна сложена ледниковыми и современными морскими и речными наносами. Значительная часть территории, главным образом на западе страны, лежит даже ниже уровня моря, примерно треть всей площади приподнята всего на несколько метров, и лишь восточные районы - более чем на 10 м над уровнем моря. Небольшие возвышенности имеют местами более 50 м и только некоторые из них достигают высоты 100 м. Окрестное население называет их «горами». Только небольшой район на самом юге провинции Лимбург заметно отличается от остальной части страны. Местность здесь постепенно поднимается к юго-востоку и имеет характер плато со средней высотой 150-200 м над уровнем моря. Плато расчленено сравнительно глубокими (до 70 м) долинами рек и представляет собой часть северных склонов Субарденн. На крайнем юго-востоке, в углу, где сходятся границы Голландии, Бельгии и Германии, высота плато достигает 322,5 м над уровнем моря. Это самая высокая точка страны.

Нидерланды, Природные условия На протяжении многих тысячелетий территория Нидерландов постепенно опускается. Примерно пять тысяч лет тому назад Северное море затопило низменные равнины на западе страны (в это же время образовался пролив Па-де-Кале и от Европы отделились Британские острова). К началу нашей эры, заполненные морскими отложениями и наносами рек, эти области превратились в низменную болотистую местность (лагуну). Нанесенные ветром дюнные холмы отгораживали и защищали ее от моря. Таким образом, уже в ту пору наметились в основном очертания современных Нидерландов. Однако еще в раннем средневековье дальнейшее опускание суши в сочетании с непрерывным натиском моря привело к затоплению больших участков суши на западе страны.

В XIII-XIV веках на протяжении почти каждого десятилетия катастрофические наводнения охватывали большие и уже густо населенные области, причиняя огромный ущерб хозяйству и унося десятки тысяч человеческих жизней.

За это время произошли значительные изменения в береговой линии страны. Море затопило целые районы, и на юго-западе образовались перечисленные выше острова Зеландии и Южной Голландии, а на северо-западе - из разорванной полосы дюн - цепочка Западных Фризских островов. Вторгшись в глубь территории и соединившись с озером Флево, море создало большой залив Зейдер-зе, а на северном побережье - заливы Лауверс-зе и Долларт. К концу средних веков затопленные морем западные области Нидерландов вновь представляли собой как бы часть прежней лагуны.

В дальнейшем также происходили сильные наводнения, однако народ противопоставил стихии упорство, энергию и умение; голландцы повели борьбу с морем, укрепляя берега, защищая свои поля и дома, отвоевывая даже землю у моря. Благодаря этим усилиям в течение последних ста лет удалось отгородить от моря, осушить и превратить в плодородные поля значительные участки территории на западе страны.

В сороковых годах прошлого столетия в провинции Северная Голландия было осушено Хаарлемское озеро. Вслед за тем начали появляться планы осушения залива Зейдер-зе.

Но лишь в 1918 году был, наконец, утвержден проект осушения большей части залива Зейдер-зе и создания на его месте четырех больших польдеров и небольшого замкнутого бассейна Эйселмер. Потребовалось 12 лет для того, чтобы к 1930 году был осушен первый (северо-западный) польдер, площадью в 20 тысяч гектаров. После перерывов, вызванных экономическим кризисом 1929-1933 годов, «режимом экономии», усиленно проводившимся голландским правительством, а затем оккупацией страны немецко-фашистскими войсками, и затопления ими при отступлении ряда осушенных районов, уже после окончания второй мировой войны были полностью завершены работы по осушению второго польдера северо-восточного (48 тыс. га). До выполнения всего проектного задания, предусматривающего осушение 225 тыс. га, сооружения морских каналов и проведения других работ, еще очень далеко.

Подвигаются эти работы крайне медленно, так как правительство не уделяет им должного внимания, а монополистическая буржуазия в погоне за максимальными прибылями предпочитает вкладывать денежные средства в производство.

Общая протяженность береговой линии Нидерландов составляет 1 075 километров. Изобилующие отмелями и косами плоские песчаные берега страны сильно изрезаны. Вдоль берега Северного моря почти непрерывной полосой шириной от нескольких сог метров до нескольких километров тянутся дюнные цепи, окаймленные широким песчаным пляжем, почти незаметно спускающимся в море. Высота дюн обычно составляет несколько десятков метров, иногда достигая 60 метров.

На юго-западе широкие устья Шельды, Мааса и Рейна изрезали дюнный берег и образовали общую дельту с многочисленными, большей частью зашлюзованными рукавами и протоками, которые разделяют острова Зеландии и Южной Голландии. Западные берега островов прикрыты дюнами. С востока, где нет дюн, каждый остров, как и континентальное побережье, обнесены защитными плотинами и дамбами.

Любопытно и самое название провинции - Зеландия, что в переводе означает «морская земля» или «морская страна». На древнем гербе Зеландии изображен борющийся с волнами лев, а внизу на медали подпись: «Luctor et emergo», что значит «борюсь и побеждаю».

Северо-западное и северное побережья страны изрезаны глубоко вдающимися заливами Зейдер-зе, Лауверс-зе и Долларт и также сплошь опоясаны дамбами и плотинами. Тянущиеся параллельно берегу Западные Фризские острова отделены от побережья материка мелководьем Ваттен-зе («мелкое море»), а между собой мелкими проливами.

Плавание вдоль юго-западных и северо-западных берегов Нидерландов весьма затруднено, и даже хорошее знание лоций не гарантирует от посадки корабля на мель из-за подвижности песчаного дна и изменчивости фарватеров.

Участок побережья от Хук-ван-Холланда на юге до Хелдера на севере представляет собой слегка вогнутую кривую линию почти правильной формы. Вдоль берега с небольшими в нескольких местах перерывами тянутся дюны. Там, где полоса дюн прерывается, голландцы соорудили большие плотины и дамбы.

В некоторых местах построены двойные и тройные (резервные) линии защитных сооружений на случай прорыва морем внешнего вала. Общая длина линии главных дамб и плотин превышает 3 000 км и почти равна протяженности всех железных дорог страны, имеющей густую железнодорожную сеть. Ширина дамб достигает иногда 100 м при высоте до 15 метров. Однако большинство дамб имеет значительно меньшую высоту (в среднем 6-8 метров).

Для сооружения плотин используются не только лес (главным образом дуб), камень, песок, гравий, но и железо, а кое-где даже броневые плиты.

Нидерланды. Фото 1 и 2 В штормовую погоду морской прибой с большой силой обрушивается на защитный вал. Для того чтобы уменьшить силу прибоя, впереди плотин, перпендикулярно им, на некотором расстоянии друг от друга построено большое число волноломов. Волноломы разрезают надвое каждый накат воды и уменьшают силу удара волн, сталкивая их попарно между собой.

Сложная система дамб, плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений возведена поколениями голландцев для защиты страны от затопления. Народ сложил даже поговорку: «Бог создал море, голландцы - берега».

За полосой прибрежных дюн и дамб лежат плоские и низменные равнины маршей (низменностей - по-голландски) с плодородными илистыми грунтами. Покрытые сочными лугами, марши представляют собой богатую естественную кормовую базу для развития животноводства. Распаханные и возделанные марши называются польдерами. Почвы польдеров отличаются плодородием и дают высокие урожаи.

Марши лежат большей частью на несколько метров ниже уровня моря, и если бы не защитный пояс дюн и плотин, ограждающий эти низины от набегов моря и разливов рек, то все западные области, занимающие более 1/4 территории страны, оказались бы затопленными. Однако сооружение дамб и плотин еще не завершает дела, так как скопляющуюся в этих низинах дождевую воду необходимо постоянно удалять. С этой целью марши и польдеры разрезаются многочисленными канавами и подвергаются систематическому дренажу. Специальными насосами вода откачивается отсюда в каналы и реки, а по ним отводится в море. Зачастую многие каналы, как и русла рек, расположены на несколько метров выше окружающей местности и взяты в искусственные берега. Они служат одновременно путями сообщения.

Своеобразную картину представляет собой страна маршей. Отгороженные плотинами, внизу расположены сельскохозяйственные угодья: пастбища, луга, пашни; видны дома местных жителей и различные постройки, а наверху, как бы на «втором ярусе», по широким плотинам мчатся поезда, автомобили, велосипедисты, и по проложенным по этим же плотинам водосборным и судоходным каналам плывут речные суда. Своеобразие ландшафта усиливается еще виднеющимися повсюду ветряными мельницами. В стране имеется много ветряных мельниц с крыльями длиной от 20 до 40 метров. С их помощью производят самые разнообразные работы: пилят лес, мелют зерно, молотят коноплю и т. д. Однако главная их задача - приводить в движение насосы для откачки воды с польдеров. В голландском языке есть даже любопытный термин «droogmalen», что в буквальном переводе значит «молоть до осушения».

Вот как описывает эту страну советский журналист: «Кругом сплошной зеленый луг. Обширный и изумительно ровный, он тянется до самого горизонта, мутные очертания которого почти сливаются с серым небом. Свежая зелень этого просторного луга кое-где разрезана стальными полосами каналов, окаймленных низким кустарником. Спокойные воды каналов лежат несколько выше уровня равнины. Кое-где у берегов, где трава гуще и сочнее, пасутся пятнистые породистые коровы.

И где бы вы ни были, в поле вашего зрения постоянно находятся две-три и больше ветряных мельниц самых различных форм и размеров. Они без устали машут своими крыльями, словно большие птицы, попавшие лапами в силки и не имеющие возможности оторваться от земли.

Сельскую Голландию нельзя представить себе без ветряных мельниц
».

К востоку от полосы маршей местность повышается, переходя постепенно во всхолмленную равнину, приподнятую в среднем на 20-30 м над уровнем моря. Только в центральной части - к юго-востоку от залива Зейдер-зе - небольшое плато Велюве имеет высоту до 110 метров.

В этой части страны значительные площади занимают так называемые хеесты, т. е. всхолмленные участки, образующие водораздельные пространства. Хеесты имеют песчаные грунты с малоплодородными подзолистыми почвами и чаще всего покрыты зарослями вереска и других кустарников, а иногда редколесьем и искусственными насаждениями. Чем дальше к востоку, тем чаще хеесты чередуются с торфяными болотами - моорами. Так, болотистая равнина де Пеел занимает значительные площади в пограничных районах провинций Лимбург и Северный Брабант. В северных провинциях болота занимают еще большие площади. Болото Буртангер Моор на востоке провинций Оверэйсел, Дренте и Гронинген охватывает более 1 000 кв. км и переходит на территорию пограничной германской земли Ганновер. Во Фрисландии и в Северной Голландии, кроме того, много небольших озер.

На северо-восток страны приходятся основные запасы торфа в Нидерландах, из них почти 2/3 - на провинцию Дренте. Однако добыча торфа развита слабо, ведется самым примитивным способом, чаще всего просто вручную и не имеет промышленного значения. Добытый торф используется как топливо, а также в садоводстве и огородничестве. В восточных районах страны проведены многочисленные каналы, велись и ведутся работы по осушению болот.

Таким образом, в формировании территории Нидерландов участвовали различные силы: вековые колебания суши (медленное опускание суши продолжается здесь и в наши дни), море, ледники, реки и ветер. Но наряду с могучими силами природы выдающуюся роль сыграл также человек, упорно и небезуспешно боровшийся с ее разрушительными силами.

Климат Нидерландов умеренно теплый, океанический. Это определяется географическим положением страны, расположенной в умеренном поясе - между 50 и 54° северной широты, на побережье незамерзающего моря.

Очень большое влияние на климат Западной Европы в целом и Нидерландов в частности оказывают океаническое течение Гольфстрим и западные ветры.

Теплое Северо-атлантическое течение (продолжение Гольфстрима), принося к берегам Европы массы теплой воды, является своеобразной «системой водяного отопления» для всей Западной и Северо-Западной Европы. Климат расположенных здесь приморских стран, и в том числе Нидерландов, много теплее того, каким бы он должен был быть в этих широтах, и обычно характеризуется как умеренно теплый и даже мягкий. Средняя годовая температура в Голландии около + 10°, средняя температура зимних месяцев повсюду выше 0 градусов С.

Над страной в течение почти круглого года господствуют дующие с океана влажные западные ветры, которые приносят прохладу летом (умеряя жару) и тепло зимой (умеряя холод). Таким образом, эти ветры уменьшают амплитуду колебания летних и зимних температур, придавая климату Нидерландов более ровный характер. Вместе с тем, насыщенные испарениями теплых вод Гольфстрима, западные ветры постоянно приносят осадки, выпадающие здесь в виде дождя и снега (зимой) и нередко оседающие в виде тумана.

Нидерланды представляют собой низменную равнину и их территория целиком доступна воздействию ветров, а весьма скромные размеры страны обусловливают значительное однообразие климатических условий на всей площади страны.

Зима в Голландии в общем мягкая, с положительными средними январскими температурами. Осадки выпадают в виде дождя или мокрого снега, который быстро тает. Средняя температура января около + 2°. Однако иногда после вторжения с востока холодных масс воздуха устанавливается ясная морозная погода и температура понижается настолько, что озера и каналы покрываются прочным слоем льда. Абсолютный минимум (- 27°) наблюдался в январе 1942 г.

Нидерланды. Фото 3 и 4 Член советской профсоюзной делегации, посетивший Голландию в холодную зиму 1947 года, писал о своих впечатлениях: «3има в нашем понимании голландцам почти неизвестна. Климат в Голландии мягкий, холода редки. Но когда в начале февраля наша делегация прибыла в Амстердам, здесь была самая настоящая зима.

Снег покрывал мостовые и шапками лежал на ветвях деревьев, окаймляющих берега знаменитых амстердамских каналов. Каналы замерзли и напоминали сказочное заколдованное царство: торчавшие во всех направлениях из льда катеры, парусники, буксиры, пароходы еще хранили экспрессию внезапно остановленного движения
».

Еще сравнительно недавно в такие дни голландцы от мала до велика, все кто свободен, вставали на коньки и с увлечением скользили по льду замерзших рек и каналов. Нередко можно было наблюдать, как на коньках спешат на работу, по делу, либо возвращаются домой рабочие и служащие, ездят на рынок и с рынка домашние хозяйки. Иногда можно было видеть, как вся семья отправляется на коньках в соседний город в гости, либо просто на прогулку. Для детворы и молодежи зимой в Голландии нет большего удовольствия, чем катание на коньках и санках.

Лето в Голландии теплое, но не жаркое. Средняя температура самого теплого месяца - июля - колеблется от + 17° на севере, до +19° на юге. В результате годовая амплитуда колебания среднемесячных температур составляет всего 15-17°, что характерно для приморской страны и говорит о ровном климате.

В Голландии выпадает значительное количество осадков: до 700 мм в год. В среднем за год из каждых шести дней лишь один погожий. Ясных безоблачных дней очень мало - 60-65 в году. Остальные дни облачные, часто с затяжным моросящим дождем. Наиболее дождливое время года - осень, меньше всего осадков выпадает весной. Максимум осадков приходится на октябрь, минимум на апрель.

Особенностью климата Голландии являются частые и довольно густые туманы, окутывающие иногда почти непроницаемой мглой значительные площади. Туманы наблюдаются на протяжении всего года, однако чаще всего они образуются в осенние и зимние месяцы. В некоторых районах (побережье Фрисландии) в среднем за год свыше 50 дней с туманами, продолжительностью от 4 до 5,5 часа.

Недостаточность солнечного излучения, преобладание прохладных, а зимой и умеренно холодных дней ведут к тому, что испаряется незначительная часть выпадающих осадков, сток их по плоской низменной равнине также затруднен. Поэтому избыточное количество влаги приводит к заболачиванию в ряде районов страны.

Характеристика климата страны не дает еще ясного представления о погоде и ее изменчивости. В то время как климат страны умеренно теплый, мягкий, ровный, погода на протяжении большей части года отличается довольно резкими колебаниями температуры в течение суток, порывистыми ветрами, значительной, если не сплошной, облачностью. Чаще всего наблюдаются дождливые дни, зимой с резким ветром и мокрым снегом. Такая погода никак не может быть названа ни ровной, ни мягкой.

Теплый и влажный климат страны чрезвычайно благоприятствует росту трав. Покрытые густой сочной травой луга и пастбища занимают 2/5 всей территории страны, составляя богатую базу для развития животноводства, тогда как для развития земледелия климатические условия Голландии менее благоприятны.

Гидрографическая сеть страны весьма развита. Общая протяженность рек и судоходных каналов составляет около 7 тыс. километров. Крупные реки Западной Европы Рейн (1 326 км) и Маас (925 км) - вместе с восточными и западными рукавами Шельды образуют на территории страны большую разветвленную общую дельту. Вступив в пределы Нидерландов, Рейн делится на рукава: нижний Рейн (145 км), Ваал (86 км), Лек и др. Длина Мааса в пределах Нидерландов - около 250 км. Небольшие реки Эйсел и Вехт впадают в залив Зейдер-зе.

Благодаря влажному климату, слабой испаряемости и плоскому рельефу реки Нидерландов полноводны в течение всего года, имеют сравнительно устойчивый уровень и судоходны.

Частичное замерзание и ледоход обычно прерывают навигацию на несколько дней, и лишь иногда на несколько недель.

Нидерланды. Фото 5 и 6 Пересекающие страну во всех направлениях каналы вместе с реками образуют густую сеть внутренних водных путей, транспортное и гидромелиоративное значение которой трудно переоценить. Энергетическое значение голландских рек ничтожно.

Много небольших озер имеется во Фрисландии, в Северной и Южной Голландии. Озера занимают площадь в несколько сот квадратных километров и имеют лишь местное транспортное и промысловое значение.

Естественный растительный покров страны сильно изменен человеком. Большую часть площади страны занимают теперь луга, пастбища и посевы зерновых и технических культур.

Широколиственные леса покрывали некогда большую часть Нидерландов, но они были хищнически вырублены и занимают теперь не более 7-8% территории страны. Основными породами деревьев в прошлом являлись бук и дуб. В настоящее время в сохранившихся голландских лесах имеются главным образом искусственные насаждения шотландской сосны и тополя. Сосна используется как крепежный лес, а тополь идет на поделку деревянной обуви, фанеры и в спичечное производство. Своего леса Голландии нехватает, и она ввозит его из других стран, в том числе и из СССР.

Животный мир страны беден. Последний волк и последний кабан в Нидерландах были убиты более полутораста лет назад. Большое значение имеет фауна Северного моря. Ежегодно голландцы вылавливают много рыбы (главным образом сельди, а также трески и др.)» которая играет важную роль в продовольственном балансе страны и в экспорте. Особенно богат рыбой район Доггер-банк («Тресковой отмели» - по-голландски) в Северном море. Однако из-за хищнических методов лова рыбы конкурирующими между собой капиталистическими странами и компаниями разнообразие и богатство фауны Северного моря в последнее время оскудевают.

Полезными ископаемыми Нидерланды не богаты. Минеральные ресурсы страны представлены каменным углем (общие запасы которого превышают 4 млрд, т, а основное месторождение находится в южной части провинции Лимбург), небольшими запасами нефти (на востоке провинции Дренте) и залежами поваренной соли (на востоке провинций Оверэйсел и Хелдерланд). Угли Южнолимбургского каменноугольного бассейна залегают на глубине 160-170 м, а в районе де Пеела гораздо глубже (1 000-1 200 м). Нефтеносные и соленосные пласты расположены также на значительной глубине, что, естественно, затрудняет и удорожает их добычу. В стране ведется небольшая добыча глины, песка, известняков (мела) и т. п.

Северное море, омывающее берега Западной Европы, лежит на «дороге циклонов». Метеорологические процессы, происходящие в Северной Атлантике, нередко приводят к штормам и бурям, особенно частым и сильным в осенние и зимние месяцы.

В районе Исландии, благодаря теплому течению Гольфстрим, господствующим здесь теплым, западным ветрам и некоторым другим факторам, образуется зимой область пониженного давления, так называемого Исландского минимума. В то же время на юге, над Азорскими островами, устанавливается высокое давление - область Азорского максимума. В этой «разности потенциалов» заключается основная причина образования циклонов и связанных с ними сильных штормов в Северном море, не раз приносивших большие бедствия жителям побережья.

В начале 1953 г. внимание мировой общественности привлекла трагедия, разыгравшаяся на прибрежных территориях Нидерландов, Бельгии и юго-восточной Англии В ночь на 1 февраля в Северном море разразился шторм небывалой силы, перешедший затем в ураган со скоростью ветра свыше 30 м в секунду. Дополнительным неблагоприятным фактором явилось то, что буря совпала с высокими приливами. Ураганный ветер нагнал в южную часть Северного моря массу воды и одну за другой обрушивал на берег огромные волны. Они прорвали предохранительные дамбы и плотины, а в ряде мест хлынули через них, и затопили обширные густо населенные территории Голландии, юго-восточной Англии, Бельгии и крайнего севера Франции.

Наибольший ущерб был причинен Голландии. От наводнения пострадало все ее западное побережье от острова Тексел до бельгийской границы, протяженностью свыше 200 км (по прямой). Хлынувшие в низины морские волны смывали людей и животных, разрушали дома, затопляли прибрежные города и селения.

Особенно пострадали провинции Зеландия, Южная Голландия и частично Северный Брабант. Многие острова и ряд небольших городов оказались полностью затопленными, железнодорожное сообщение было прервано, подача газа и электричества прекращена, телеграфная и телефонная связь нарушена. В ряде городов было объявлено чрезвычайное положение. Большие разрушения претерпели промышленный центр Дордрехт, города Виллемстад, Розенбург, Стеллендам и др.

Сильно пострадал от наводнения Роттердам - второй по величине город страны. В городе оказались затопленными судостроительные верфи, центральная электростанция, большие нефтеочистительные заводы. Порт был залит толстым слоем масла и нефти и фактически бездействовал. Нарушилась подача газа, вышла из строя водопроводная станция, которая была залита соленой морской водой. По сообщениям корреспондентов, Роттердам представлял собой настоящую картину разрушения.

Все дома в низко расположенных районах юго-запада оказались под водой, которая продолжала прибывать сквозь широкие - до 100 м - проломы в дамбах. Море затопило часть острова Тексел, острова Оверфлакке, Схаувен, Толен и др. В ряде пунктов вода проникла на 65 км в глубь страны, а глубина потока доходила до 9 м. На юго-западные районы страны приходится подавляющее число человеческих жертв.

Последствия наводнения в Голландии были катастрофические: число погибших составило, по последним данным, 1 800 человек. Более 50 000 жителей было эвакуировано из затопленных районов. Огромный ущерб, причиненный наводнением, увеличился еще вследствие засоления почвы. Около 600 тыс. человек, а по неофициальным данным,- более 1 млн., т. е. свыше 10% всего населения страны, в той или иной степени пострадали от наводнения, а общий ущерб, нанесенный стране, составляет более 1 млрд. гульденов, что превышает 1/5 годового государственного бюджета страны.

Полоса дюн, окаймляющая побережье, повсюду выдержала наступление моря. Ураганный ветер и огромные волны оказались бессильными в борьбе с песчаными холмами, созданными самим же морем и ветром. Не смогла противостоять натиску моря система искусственных заградительных сооружений - дамб, плотин, шлюзов. Они были прорваны либо преодолены, и устремившаяся вода залила прибрежные низины.

Однако в бедствии повинна не только стихия. Помешать шторму люди, конечно, не могли, но можно было предотвратить наводнение и во всяком случае столь катастрофические его последствия.

Для этого необходимо было заблаговременно ассигновать достаточные средства и принять необходимые меры по укреплению и ремонту, а кое-где и перестройке обветшалых дамб, плотин и других предохранительных сооружений. Сделано это не было.

Нидерланды. Фото 7 и 8 Секретарь объединенного профсоюзного центра Голландии Брандсен отметил неспособность правительства сделать что-либо для предотвращения катастрофы или хотя бы для уменьшения ее последствий. Брандсен разоблачил попытки правительственных кругов объяснить размеры и последствия катастрофы «природными условиями». «Катастрофа, - сказал он,- приняла такой размах только потому, что правительство уже в течение многих лет не ремонтировало плотин и дамб и до сих пор не ликвидировало последствий взрывов, произведенных в годы войны гитлеровцами. Средства, необходимые для этого, правительство тратило на вооружение и на подготовку к участию в новой войне».

В Генеральных штатах (парламенте) депутаты-коммунисты и ряд депутатов от других партий на протяжении послевоенных лет неоднократно указывали правительству на угрожающее состояние плотин и требовали их ремонта и реконструкции.

Однако, как сообщала газета «Фадерланд», ассигнование средств на содержание плотин только за период с 1948 по 1950 год было сокращено на 400 млн. гульденов.

Осуждая политику подготовки новой войны, известный сторонник мира проповедник ван Дален из селения Коленшклок заявил: «Полторы тысячи голландцев погибли от наводнения потому, что дамбы были слишком низки, а военные расходы слишком высоки».

В эти тяжелые для страны дни США усилили своя нажим на голландское правительство. «Вашингтон,- писала голландская газета «Де Ваархейд»,- использовал наводнение для того, чтобы принудить Голландию увеличить ассигнования на перевооружение. Как стало известно, американцы согласились с тем, чтобы из эквивалентного фонда (*1) были взяты 200 миллионов гульденов на восстановление, но при условии, что из этого же фонда будут выделены 300 миллионов гульденов на производство военных материалов. Следовательно, на каждый гульден, который будет правительством Дрейса (премьер-министр Голландии. - Д. Б.) направляться на строительство плотин, приходится полтора гульдена на производство пушек и реактивных истребителей».

Во всех странах мира люди выражают сочувствие пострадавшим голландцам, англичанам и бельгийцам.

Общественные организации СССР направили в фонд помощи пострадавшим от наводнения в Англии 90 тыс. фунтов стерлингов и в голландский «Национальный фонд бедствия» - миллион гульденов.

Простые люди Голландии полны благодарности за щедрую и дружескую помощь, свидетельствующую о чувствах советского народа по отношению к простым людям всех стран. Они видят в этом неопровержимое доказательство глубокого миролюбия советских людей и правительства Советского Союза.

Чувства признательности советским людям широко распространены сейчас по всей Голландии. Даже буржуазная газета «Телеграф» писала: «СССР, наш могучий союзник во время войны, и на этот раз протянул нам руку дружбы и предоставил миллион гульденов в распоряжение фонда помощи пострадавшим от катастрофы... Подобающим ответом на это должна быть благодарность голландского народа».

ПРИМЕЧАНИЯ
1. На так называемый эквивалентный фонд поступили суммы в связи с американской «помощью» по «плану Маршалла». Голландское правительство не имеет права распоряжаться этими суммами самостоятельно.




Глава 3.
ИЗ ИСТОРИИ НИДЕРЛАНДОВ

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

В НАЧАЛО

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ

ГЕОГРАФИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА