Часть I. От Великой китайской стены
ГЛАВА 1. ПОСОЛ В СТРАНУ ЮЭЧЖИ
Стр. 9
Китай вел тогда изнурительную борьбу с сильными кочевыми племенами гуннов, обитавших к северу и западу от Великой китайской стены. Гунны совершали набеги на китайские земли, уводили в плен женщин, убивали мужчин. Трудно было бороться с опасным врагом. От попавших в плен гуннов в Китае узнали, что на далеком западе живет народ, с которым тоже долгое время воюют гунны. Этот народ обитает очень далеко от Китая, и называют его «юэчжи». Китайский император решил предложить этому народу вступить в союз против гуннов. Но как добраться до страны, где живут юэчжи? Пленные рассказывали, что путь туда пролегает через безжизненные, безводные земли. Идти надо далеко-далеко – не меньше восьми тысяч ли.
Значит, четыре тысячи километров надо было пройти по непроторенным дорогам, прячась от враждебных гуннов, по местам, где не увидишь людей, не найдешь воды.
Кто решится пройти по такому пути? Кто отправится послом в западный край? Было тут о чем призадуматься даже испытанным смельчакам.
О таких путешествиях услышишь разве лишь в сказке. Дескать, в некотором царстве, в некотором государстве живет неизвестный народ, и дороги к тому царству нехоженые. Прямо пойдешь – к разбойникам попадешь. Стороной пойдешь – в диком поле пропадешь…
Но рассказ о первом путешествии из Китая в далекие земли запада – не сказка, а быль. Человека, который вызвался ехать послом в страну юэчжи, звали Чжан Цянь. Известно, что до путешествия, обессмертившего его, Чжань Цянь уже ездил с посольствами в разные страны. По древним летописям Китая известно еще, что Чжан Цянь обладал большой силой и храбростью, был человеком непреклонным, великодушным и верным.
Летопись сообщает о путешествии Чжан Цяня лишь самое главное, в немногих словах. Так вообще писались исторические повествования в древние времена. Летописец вел в них немногословный рассказ о больших событиях в жизни народа.
И снова напоминает чудесную сказку бесхитростная быль о том, как совершил свое путешествие Чжан Цянь.
Вместе с ним было снаряжено большое посольство. Годы шли, а посольство Чжан Цяня не возвращалось назад. Наконец, через тринадцать лет, Чжан Цянь вернулся на родину. В летописи не рассказывается о лишениях и опасностях, испытанных посольством в пути. Яснее, чем самые длинные описания, об этом говорят лишь простые слова летописца: когда Чжан Цянь отправлялся в путь, с ним ехало более ста человек, назад вернулось лишь двое.
Летописец записал еще о том, где был и что видел Чжан Цянь. Когда посольство покинуло пределы Китая и вошло на землю гуннов, оно вскоре подверглось нападению и было захвачено в плен. В плену Чжан Цянь провел десять лет. Вождь племени гуннов повелел Чжан Цяню жениться и выбрал ему жену, от которой у него родился сын. Но, будучи пленником, Чжан Цянь помнил о своем долге, о том, что родная страна направила его на далекий запад послом. Он долгие годы тайно хранил знак своего посольского звания – посольский бунчук. Наконец ему удалось бежать из гуннского плена.
По безводной пустыне, не зная дороги, путешественник шел дальше на запад искать народ юэчжи, но попал Чжан Цянь к другому народу, обитавшему в стране, которая называлась Давань. Оказалось, что в этой стране уже раньше слыхали о Китае. Чжань Цяня там радушно приняли, дали переводчика и проводника. Побывал он затем еще у одного племени и добрался наконец до племени юэчжи.
Однако за десять лет, пока Чжан Цянь странствовал, это племя откочевало на новые земли, где оно не подвергалось нападениям гуннов и само покорило новые племена. Чжан Цяню пришлось возвращаться в Китай, не добившись согласия юэчжи на военный союз против гуннов.
На обратном пути он был снова схвачен гуннами и год прожил в плену. Как раз в это время среди гуннов начались междоусобия, и, воспользовавшись тем, что присмотр за ним ослабел, Чжань Цянь снова сбежал из плена.
Он вернулся в Китай вместе с единственным уцелевшим спутником из посольства и со своей семьей. Договора о военном союзе с кочевым племенем, обитавшим в западном крае, он не привез. Зато Чжан Цянь привез драгоценные сведения о неведомых ранее в Китае народах и странах. Он проложил путь в далекое царство Давань.
Где же находилась эта неизвестная страна, до которой дошел великий путешественник – посланник Китая? Что это за сказочное царство-государство Давань, где побывал Чжан Цянь?
Давань отстоит от Китая почти на десять тысяч ли прямо на запад, - записал летописец рассказ Чжан Цяня. – Даваньцы ведут оседлую жизнь, занимаются земледелием, сеют рис и пшеницу, есть у них виноградное вино. Много аргамаков (породистых лошадей). Эти лошади происходят от породы «небесных лошадей». В Давани находятся до семидесяти больших и малых городов. Народонаселение достигает нескольких сот тысяч.
Давань – это Фергана. Как установили ныне ученые, Чжан Цянь прошел путь через всю Центральную Азию, вдоль горных хребтов, по окраинам азиатских пустынь Алашань и Такла-Макан и добрался до Ферганской долины. Племя юэчжи он отыскал в районе, где теперь находится Самарканд. Все, что сообщил Чжан Цянь о Давани, было правдой. Такой и была в те времена Фергана. Даже сведения об удивительных жеребцах в Давани подтверждены теперь археологами. Не так давно, в 1946 году, были найдены на Памире высеченные в скале изображения красивых породистых лошадей. Ученым удалось установить, что это изображены знаменитые в древности лошади, разводившиеся в Давани, - «небесные лошади», о которых повествует Чжан Цянь.
От Чжан Цяня в Китае узнали о странах, где он сам побывал, и о тех странах, где он не был, но о которых слышал в дороге. Он рассказал об Аральском и Каспийском морях, о жаркой Индии, где жители занимаются земледелием, а войны ведут на слонах. Из Давани он привез семена винограда и травы му-су, как называли тогда в Фергане люцерну. После путешествия его в Китае начали разводить виноград.
Чжан Цяня иногда называют китайским Христофором Колумбом. Он открыл новые страны, целый неизвестный ранее в Китае западный мир. Жизнь его продолжалась еще долго после путешествия. Он участвовал в войне с гуннами, ездил снова послом в Среднюю Азию. Навсегда остались в истории науки путевые рассказы Чжан Цяня.
Горы Куньлунь, за которой скрывается солнце и с которой начинается река Хуанхэ, Чжан Цянь не нашел. После его путешествия в Китае стали считать выдумкой предание про эту гору. А само название «Куньлунь» было присвоено горам, окаймляющим с юга пустыню Такла-Макан. С тех пор название «Куньлунь» удержалось за этими горами поныне.
Среди новых географических сведений, которые стали известны от Чжан Цяня, появилось в китайских летописях и известие о большом Соляном озере у западных границ царства гуннов. В это озеро текут реки с запада, сообщил путешественник. Озеро пробирается под землей, и на юге от него берут начало истоки Желтой реки, уходящей отсюда в Китай.
Чжан Цянь ошибался только, думая, что Соляное озеро дает начало реке Хуанхэ. Зато в остальном путешественник оказался прав. Он верно указал, где находится озеро, и сообщил, что в него текут реки с запада.
Соляное озеро, о котором узнали в Китае со слов Чжан Цяня. – это Лобнор, озеро на окраине песчаной пустыни Такла-Макан.
Глава 2. ШЕЛКОВЫЕ ДОРОГИ
Опубликовано:
28.8.2019 г.
|